Символизм русский

Галина Горлова
                О  причинах  упадка  и  о  новых  течениях 
                современной  русской  литературы.
                Д.  С.  МЕРЕЖКОВСКИЙ


Этот  автор  в  своё  время  проявился,  как  ПЛЕННИК    КУЛЬТУРЫ
ВЫСШЕЙ  в  нашей  стране,  то  есть  КУЛЬТУРЫ    ДУХОВНОЙ.
Автор    чувствовал,  в  себе  самом,  ВЕРУ  в  ПРАВДУ  земную 
и  искал  её  здесь,   на  Земле   всегда.  В  творчестве  этого  автора
проявится  три  главных  элемента  нового  направления  в  искусстве: 
мистическое  содержание,    метафизика,  как  символы;
и  расширение   впечатлительности   Личности  Творческой.
В  литературе  русской  это  новое  направление   оформилось 
в  СИМВОЛИЗМ   РУССКИЙ   явление  очень  широкое  и  ёмкое;   
но,  ещё,  нуждается   в   осмыслении,   как  феномена  иного. 

Сами   символисты   рассматривают  эту  форму   новую,  литературную, 
как   выражение  души   Творца   в  человеке   духовном,  в  Личности; 
и  в  веке  прошлом   это  направление  литературное   явилось    новой   
формой   высокохудожественного   жанра   или  высокого
нравственно- философского    МЫШЛЕНИЯ;  изображая   в  творчестве
КРИЗИСНЫЙ    ХАРАКТЕР   жизни  земной,  стоящей  на  ПЕРЕКРЁСТКЕ 
ВРЕМЁН.   Это  творчество   отражало,  всегда,  ПОИСК  ИСТИНЫ  ВЕЧНОЙ 
или   истины   христианской  здесь,  на  Земле,  как  и  на  Небе.

Правда  земная,  всегда,  стремилась  поставить  УМСТВЕННЫЙ  МИР
человека   земного,  как  МИР  ДУХОВНЫЙ,   на   основу  твёрдую,
чтобы  убрать  все  противоречия  в  жизни  земной,   как  в  человеке
самом,   так  и в  мире  его  окружающем;   поэтому  СИМВОЛИЗМ 
отражал   разочарованность   в  ИДЕАЛАХ    ДОБРА,  ПРАВА,  СВОБОД,
 что  были    присуще  человечеству  земному   во   все   времена.

СИМВОЛИЗМ    отличался   описанием  жизни  земной,  РЕАЛЬНОЙ,
существующей,  проникая    «вглубь»,  то  есть  к  сущности  её 
МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ   и  вот,  это  ВИДЕНИЕ  ИНОЕ  описывали  души
творческие.   Жизнь   реальная,  существующая  была    «ТОЙ  ЗАВЕСОЙ»,
за  которой  пряталась  вожделенная  «ТАЙНА   ЖИЗНИ  ИНОЙ»,  как
ОБЪЕКТ,  ещё,   НЕПОЗНАННЫЙ;   но,  уже,  ставший  частью   ИСКАНИЙ
ДУШИ   РУССКОЙ,  ТВОРЧЕСКОЙ  в  прошедшие  века. 

В    культуре  РУССКОЙ   царил   декаданс,   как   говорили  философы; 
декаданс  был,   но  был   и  своеобразный   ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЙ 
ренессанс,  что   вышел,   в   своё  время,  за  границы   страны 
и  всколыхнул   жизнь  духовную  Европы,  определивший   ПОВОРОТ 
мысли   высшей   в  сторону    ЧЕЛОВЕКА   земного.   
КОРНИ  этого  философского    направления,  как  феноменологии   
трансцендентальности,   экзистенциализма,  персонализма
ОСТАЛИСЬ   в  России   и  нам  от  этого  никуда   не  деться.

Здесь  был  УСЛЫШАН  великий  вопрос  Канта:  «Что  такое  человек?»
Русские    МЫСЛИТЕЛИ   попытались  ответить  на  этот  вопрос 
и  это  сразу,  же,  эхом  прозвучало  в  Европе;  и  затем  снова  это  всё 
вернулось  в  Россию,  как    откровения   просвещённых   европейцев!
Усилиями    МЫСЛИТЕЛЕЙ,  из  века  в  век,  в  России  создавалась
особая  атмосфера,  позволявшая  Личности  Творческой 
при  внешнем   деспотическом  режиме  во  все,  прошедшие,  времена, 
ОБРЕТАТЬ   безусловную,  ВНУТРЕННЮЮ    СВОБОДУ.   

Преграды,    если   и  ставились,  то  только  в  форме  механической 
цензуры   /оценка,  проверка/    или,  говоря   словами  Поэта: 
«на  третьем  пути   или  пути   внесения   гармонии   в   Мир»; 
благодаря  этому,  мыслители  русские   могли    увидеть, 
вновь,  ОСНОВЫ   ХРИСТИАНСКОГО  УЧЕНИЯ;
а,  также,   могли   в  этом  видении  КУЛЬТУРУ   РУССКУЮ   духовную 
СОЕДИНИТЬ   с  верой  православной   и   понять  этот  симбиоз.
 
Д.  С.  МЕРЕЖКОВСКИЙ  родился  в  1865  году  и  к  началу  века
девятнадцатого,   уже,   сложился,  как   ПИСАТЕЛЬ-ЕВРОПЕЕЦ,  так
называли   его    друзья  и  единомышленники.  «Певец»  культуры 
РУССКОЙ,   он  оставался  её  пленником,  несмотря  на  то,  что   в  нём,
уже,  жил  тип    СВОБОДНОГО   художника,  творца   истинного,
много  знающего   в  своём   деле  любимом. 

Полиглот,  знаток  античности  и  итальянского    Возрождения,   
он  изучал   ИСТОРИЮ   культуры  европейской  в  течение   всей, 
своей  жизни;   особенно,   плодотворно,  выразил   себя   он 
в  жанре  эссе,  то  есть  ОЧЕРКА,   где   сочетались   элементы 
философии,  критики   художественной   и   учёной  публицистики.   

Автор   освещал   в   своём   творчестве   те   проблемы, 
чем  жила  ДУХОВНАЯ   ЧАСТЬ   общества   российского
на  перекрёстке  веков:  поиск  ИДЕАЛА    ДУХОВНОГО   в  жизни 
реальной,  наблюдая  её,  изучая  историю  жизни  земной 
во  всех   сферах   деятельности  земной  и  познавая  её  в  сравнении.
Таким  образом,   изучая  историю  человечества  земного,   мы   увидим 
драматизм   великий  в  жизни  земной   и   тогда   станет  понятно, 
что  этот  драматизм   живёт  в  человечестве  земном   и   от  него   ему 
нужно    освободиться.