О причинах упадка и о новых течениях
современной русской литературы.
Д. С. МЕРЕЖКОВСКИЙ
Этот автор в своё время проявился, как ПЛЕННИК КУЛЬТУРЫ
ВЫСШЕЙ в нашей стране, то есть КУЛЬТУРЫ ДУХОВНОЙ.
Автор чувствовал, в себе самом, ВЕРУ в ПРАВДУ земную
и искал её здесь, на Земле всегда. В творчестве этого автора
проявится три главных элемента нового направления в искусстве:
мистическое содержание, метафизика, как символы;
и расширение впечатлительности Личности Творческой.
В литературе русской это новое направление оформилось
в СИМВОЛИЗМ РУССКИЙ явление очень широкое и ёмкое;
но, ещё, нуждается в осмыслении, как феномена иного.
Сами символисты рассматривают эту форму новую, литературную,
как выражение души Творца в человеке духовном, в Личности;
и в веке прошлом это направление литературное явилось новой
формой высокохудожественного жанра или высокого
нравственно- философского МЫШЛЕНИЯ; изображая в творчестве
КРИЗИСНЫЙ ХАРАКТЕР жизни земной, стоящей на ПЕРЕКРЁСТКЕ
ВРЕМЁН. Это творчество отражало, всегда, ПОИСК ИСТИНЫ ВЕЧНОЙ
или истины христианской здесь, на Земле, как и на Небе.
Правда земная, всегда, стремилась поставить УМСТВЕННЫЙ МИР
человека земного, как МИР ДУХОВНЫЙ, на основу твёрдую,
чтобы убрать все противоречия в жизни земной, как в человеке
самом, так и в мире его окружающем; поэтому СИМВОЛИЗМ
отражал разочарованность в ИДЕАЛАХ ДОБРА, ПРАВА, СВОБОД,
что были присуще человечеству земному во все времена.
СИМВОЛИЗМ отличался описанием жизни земной, РЕАЛЬНОЙ,
существующей, проникая «вглубь», то есть к сущности её
МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ и вот, это ВИДЕНИЕ ИНОЕ описывали души
творческие. Жизнь реальная, существующая была «ТОЙ ЗАВЕСОЙ»,
за которой пряталась вожделенная «ТАЙНА ЖИЗНИ ИНОЙ», как
ОБЪЕКТ, ещё, НЕПОЗНАННЫЙ; но, уже, ставший частью ИСКАНИЙ
ДУШИ РУССКОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ в прошедшие века.
В культуре РУССКОЙ царил декаданс, как говорили философы;
декаданс был, но был и своеобразный ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЙ
ренессанс, что вышел, в своё время, за границы страны
и всколыхнул жизнь духовную Европы, определивший ПОВОРОТ
мысли высшей в сторону ЧЕЛОВЕКА земного.
КОРНИ этого философского направления, как феноменологии
трансцендентальности, экзистенциализма, персонализма
ОСТАЛИСЬ в России и нам от этого никуда не деться.
Здесь был УСЛЫШАН великий вопрос Канта: «Что такое человек?»
Русские МЫСЛИТЕЛИ попытались ответить на этот вопрос
и это сразу, же, эхом прозвучало в Европе; и затем снова это всё
вернулось в Россию, как откровения просвещённых европейцев!
Усилиями МЫСЛИТЕЛЕЙ, из века в век, в России создавалась
особая атмосфера, позволявшая Личности Творческой
при внешнем деспотическом режиме во все, прошедшие, времена,
ОБРЕТАТЬ безусловную, ВНУТРЕННЮЮ СВОБОДУ.
Преграды, если и ставились, то только в форме механической
цензуры /оценка, проверка/ или, говоря словами Поэта:
«на третьем пути или пути внесения гармонии в Мир»;
благодаря этому, мыслители русские могли увидеть,
вновь, ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОГО УЧЕНИЯ;
а, также, могли в этом видении КУЛЬТУРУ РУССКУЮ духовную
СОЕДИНИТЬ с верой православной и понять этот симбиоз.
Д. С. МЕРЕЖКОВСКИЙ родился в 1865 году и к началу века
девятнадцатого, уже, сложился, как ПИСАТЕЛЬ-ЕВРОПЕЕЦ, так
называли его друзья и единомышленники. «Певец» культуры
РУССКОЙ, он оставался её пленником, несмотря на то, что в нём,
уже, жил тип СВОБОДНОГО художника, творца истинного,
много знающего в своём деле любимом.
Полиглот, знаток античности и итальянского Возрождения,
он изучал ИСТОРИЮ культуры европейской в течение всей,
своей жизни; особенно, плодотворно, выразил себя он
в жанре эссе, то есть ОЧЕРКА, где сочетались элементы
философии, критики художественной и учёной публицистики.
Автор освещал в своём творчестве те проблемы,
чем жила ДУХОВНАЯ ЧАСТЬ общества российского
на перекрёстке веков: поиск ИДЕАЛА ДУХОВНОГО в жизни
реальной, наблюдая её, изучая историю жизни земной
во всех сферах деятельности земной и познавая её в сравнении.
Таким образом, изучая историю человечества земного, мы увидим
драматизм великий в жизни земной и тогда станет понятно,
что этот драматизм живёт в человечестве земном и от него ему
нужно освободиться.