Путевые записки. Мадрид. часть2

Татьяна Минаева-Антонова
       По пути мелькает площадь Кановас дель Кастильо с огромным фонтаном Нептуна на колеснице, запряженной  конями и дельфинами, работы скульптора Вентуро Родригеса. Прозрачная вода каскадом сливается с огромных круглых чаш, живописная клумба с цветами обрамляет низ фонтана. На площади находятся пятизвездочные отели Риц и Палас, приковывая взгляды к этим роскошным зданиям.
       Мы  проезжаем площадь Кастилии с двумя башнями высотой 144 метров и 27 этажей, наклоненных друг к другу под углом 15 градусов. Их называют «Дверь в Европу». На крышах небоскребов есть вертолетные площадки. Это первые наклонные небоскребы в мире, построены по проекту американских архитекторов в 1996 году в течение 7 лет. Теперь эти небоскребы участвуют в съемках всех фильмов о Мадриде и в Мадриде.
       Продолговатое здание  в виде галереи с ионическими колоннами – музей Прадо, он был открыт в 1819 году. Коллекция состоит из бывших королевских и церковных собраний.
       Король Филипп IV был большим ценителем искусства и скупал картины, так он приобрел многие полотна Рубенса после смерти художника. Также король Карл IV покровительствовал великому художнику Гойе. Коллекция музея пополнялась из монастырей и церквей. Испанские короли поддерживали итальянских художников Рафаэля и Тициана, покупали их картины и заказывали им писать свои портреты.
       У музея три входа со статуями известных художников. Мы подходим к входу со статуей Гойи.  Внутри помещения нет никаких излишеств, декор скромный, чтобы ничто не отвлекало от созерцания шедевров.
       Картины Гойи выставлены в хронологическом порядке. Мы останавливаемся у полотна «Семья короля Карла IV», затем подходим к знаменитым двум  картинам «Обнаженная Маха» и «Одетая Маха», и гид очень долго рассказывает  историю их создание великим мастером.
       Мы проходим в зал испанского художника Веласкеса, бывшего при короле советником по приобретению предметов искусства, и останавливаемся у картины «Менины». Сколько раз в детстве я видела ее репродукцию в «Детской энциклопедии» в томе, посвященному искусству! Я рассматривала избалованную принцессу и ее слуг. Эта бытовая сцена в королевском дворце приковывала мое детское внимание игрой солнечного света, блеском кружев и украшений.
       - Никто не уходит из музей, не подойдя к триптихам Босха «Сад наслаждений» и «Семь смертных грехов».
       Действительно у этих картин большое столпотворение и мы ждем, пока предыдущая группа не закончит созерцать это творение фламандского  художника, жившего в ХI веке. Интересное наблюдение - в иностранных группах преобладают пожилые люди, тогда как в группах из России в основном молодежь. Имея хорошую работу и свободу от семейных отношений, молодое поколение имеет возможность путешествовать и посмотреть мир, если задаться такой целью.
       Большие картины Дюрера «Адам» и «Ева» занимают центральное положение в зале германской живописи.
       Прямо у музея возвышается роскошный  храм королевской семьи церковь Иглесия де-Сан-Херонимо-эль-Реаль, построенная в ХVI веке. Здесь венчался король Альфонсо ХIII, здесь же короновали нынешнего короля. Великолепная лепка на башенках украшает эту величественную церковь.               
       После музея у всех свободное время, но его так мало, что хватает только посетить супермаркет, чтобы купить продукты на вечер.  Цены здесь приятно удивляют: корзина клубники стоит 1 евро, вино от 1 евро. Многие туристы закупают здесь оливковое масло, чтобы увезти домой.
       Путешественнику вечером для  комфорта нужен душ и удобная постель, и он будет безмерно счастлив. Как всегда, ранний подъем и завтрак в отеле. Опять беру аппетитный хамон и фрукты.
       Большинство группы едет на экскурсию в Толедо, но я решаю побродить по Мадриду – остается полдня в Мадриде. Я поднимаюсь вверх до улицы Алкала и, разглядывая карту города, решаю дойти пешком до центра – Алкала и должна привести меня до Плаза Пуэрто дель Соль.
       Я иду по  широкой улице, пересекаю развилки, и оказываюсь в зеленой зоне. За пешеходной дорожкой растут пышные вечнозеленые кустарники и полукустарники: можжевельник, мирт и дикая фисташка. 
       Ранним утром спешат навстречу школьники с рюкзачками за плечами. Они в ярких панамах, скромных шортах и кофточках, девочки в юбочках. Школьники во всем мире одинаковые, ничем от наших не отличаются.
       Ухоженные участки у дороги обильно поливаются из поливальных установок. Разнообразие цветов в разъединении направлений, сочные розы заставляют меня останавливаться. Я не могу пройти мимо такой прелести. Мадрид считается самым зеленым городом Европы.
       Прохожу прекрасный парк, огороженный от случайных прохожих. Великолепные аллеи с красивыми скамеечками простираются вглубь парка. «Скорее всего, это частное владение»,- думаю я, не отрывая взгляда от парка.
       Но время неумолимо бежит, заставляя прервать мою прогулку. Навстречу шагает высокий седовласый человек, прогуливаясь и поддерживая бережно инвалида.
       - Пор фавор, донде эста плаза дель Соль?- спрашиваю я, протягивая ему карту.
       Он улыбается и останавливается.
       - Speake english?
       - Yes!- радуюсь я.
       - Only underground.
       Он берет карту со схемой метро и показывает станцию. Только сейчас я обнаруживаю, что  нахожусь в обратной стороне от центра по улице Алкала. Значит, я ошибочно отправилась в другую сторону. О своей ошибке я нисколько не пожалела – я ведь столько красоты на окраине бы не увидела.
       Я быстро нахожу станцию метро по подсказке этого господина и спускаюсь в метро. В Париже я боялась и не хотела ездить на метро, но здесь меня заставила необходимость. Две дежурные, совсем похожие на наших дежурных, помогают мне купить билет в автомате и закомпостировать его.
       Все линии метро окрашены в тот цвет, в котором они обозначены на схеме, и это очень помогает в ориентации. Симпатичные скамейки на остановках ждут уставших пассажиров. Огромный стенд извещает о количестве времени до прихода поезда (тоже очень удобно!).
       В вагоне очень уютно и просторно, все стены обиты красным деревом, сидения мягкие. В полной тишине я спрашиваю:
       - Дондэ эста Плаза дель Соль, пор фавор?
       Пассажиры мило улыбаются, сидящая рядом девушка показала пальцем на себя и я поняла, что мне надо выходить вместе с ней. Еду я долго, рассматривая пассажиров. Все сидящие с книгой, журналом или с электронной книгой, но читают практически все. Пожилым пассажирам место не уступают, и они тихо стоят, ожидая остановку.
       Но вот девушка встает и трогает меня за плечо. Мне так не хочется покидать этот уютный, какой-то домашний вагон, но я выхожу следом. Мне немного пришлось поплутать, пока я не посмотрела в словаре слово «Salida» - выход, и тогда быстро оказалась прямо на площади Пуэрто дель Соль.
       Опять передо мной палаточный городок забастовщиков, расположившихся на всей площади. На улицах, расходящихся от площади, часто обращаются испанцы, предлагая буклеты, но я быстро отвечаю:
       - Но компрэндо!
       Они сразу отходят со словами: «ОК!»
       Я пытаюсь вообразить восстание  испанцев против наполеоновских войск в 1808 году, которое началось на этой площади и было жестоко подавлено французами, закрываю глаза, слушаю гул голос на площади, заполненной бастующими. Сразу же представляю знаменитую картину Гойи о расстреле повстанцев.
       Моя цель – найти русскоязычный магазин, который мне на карте отметила гид, чтобы предложить им мою книгу об эмигрантах. Название магазина написано  на испанском языке в записке гида, а сам магазин отмечен на карте.
        Я без труда нахожу улицу Кармен, она узенькая, пешеходная, и по ней можно смело гулять, рассматривая здания. Странная какая-то улица, весь левый ряд занимают скучающие девушки в коротких юбочках всех рас в непринужденных позах. Да и магазины в основном Sex-шопы.
        Меня больно за локоть останавливает сзади идущий дедушка очень преклонного возраста (такие у нас даже уже по улицам не гуляют). Он дорого и элегантно одет, как денди.
        - Ола!- пытаюсь я улыбаться.- Пор фавор, дондэ эста…
        Я протягиваю ему записку с крупными буквами. «Эти, наверно, разглядит»,- думаю я, улыбаясь. Он не отпускает мою руку, крепко вцепившись в нее.
        - Русо?- с интересом спрашивает он, читая мою записку.
        - Си.
        Он оживляется и приветливо показывает в сторону.
        - Ресторан, бар?
        - Но.
        - Но?- с удивлением произносит он и, наконец, отпускает мою руку.
         Если бы я знала испанский, я бы сказала ему, что в его возрасте нужно подумать уже о душе. Я быстро отхожу от него, расстроенная. «Дожилась…- думаю я,- такие древние дедушки ко мне подходят с непристойными предложениями…» В это время я прохожу мимо уличного кафе всего с одним сидящим посетителем – это настоящий испанский красавец лет под 50.
         - Це-це-це!- восхищенно цокает он языком мне вслед.
         «Ну, пролил бальзам на душу! Спасибо!»- воодушевляюсь я и уже с улыбкой иду дальше искать магазин. Я так и не поняла: то ли гид надо мной подшутила, то ли я не смогла его найти?!
         Я долго кружу по соседним улочкам с запиской, подхожу к полицейским, но все разводят с улыбкой руками. Столько красивых зданий с лепкой и резьбой вокруг! Каждое как произведение искусств, можно стоять долго и любоваться ими. Лавки с оригинальным дизайном, их стиль внутри не меняется веками, лавки, где продаются предметы для испанских танцев, различные сувениры, часто встречаются на пути. Я захожу в бар и заказываю темное пиво, вкус его мне очень понравился. Пиво очень холодное, а времени у меня нет наслаждаться его вкусом.
         Я, конечно, немного заблудилась.
         - Пор фавор, донде эста Royal Palace?
         Мне нужно было знать направление, а там ноги сами приведут в нужное место. 
         По пути к Королевскому Дворцу я выбираю на память белый шарфик с мудехарским рисунком и спускаюсь в подземную остановку автобуса.
         Мой шарфик понравился всем.
         - Продай!
         - Нет, я его долго выбирала…
         Туристы показывают покупки в Толедо: кинжалы, ножи, украшения. Древний город Толедо впечатлил и очаровал побывавших там, я бы тоже с удовольствием  посетила его, но прогулка по Мадриду перевесила чашу весов. Все совместить с таким жестким графиком путешествия невозможно!
         Мадрид покорил мое сердце! Я часто вспоминаю его древние улочки и пышную зелень,  огромные фонтаны с прозрачной водой, его жизнерадостных горожан. Столько мест еще осталось, заслуживающих моего внимания: парк Ретиро, многочисленные древние церкви, музеи и просто средневековые улочки. Мадрид очень колоритен! В него нельзя не влюбиться!
         В 2 часа дня мы выезжаем из Мадрида, впереди Барселона!