Несколько слов о романе А. Кабакова Все поправимо

Елена Пацкина
                Памяти А. Кабакова

              Можно ли избежать лжи?


Немолодой герой романа А. Кабакова  Михаил Салтыков, недовольный собой и своей жизнью, размышляет: «И как можно было избежать лжи? Я уже давно понял, что не правда противоположна лжи, а жестокость, потому что правда и есть  жестокость и только жестокие люди могут не лгать никогда, потому что им не жалко тех, кому они говорят правду».
Что же, в этом есть свой смысл. Действительно, есть такие правдолюбцы, которые, не считаясь ни с чем и ни с кем, любят высказывать свое нелицеприятное мнение о других публично. В ответ на упреки в резкости и бестактности, обижающей людей, они пожимают плечами и гордо отвечают: «Я всегда говорю правду». Но эта правда заключается в том, что они высказывают только свой вкус и свое видение ситуации, принимая их за истину, которую они якобы не могут утаить. В такой «правдивости» действительно есть жестокость, а может, и подспудное желание утвердить себя за счет других.
Но это чье-то мнение, а есть же факты, события, поступки – всегда ли их следует доводить до сведения тех, кого они непосредственно касаются? Например, сообщить другу об измене любимой, открыв ему глаза, но разбив сердце? Или рассказать человеку, что говорят о нем окружающие за его спиной? Как сказал великолепный Марк Твен, «Ваш враг и ваш друг работают сообща, чтобы поразить вас в самое сердце: один говорит о вас гадости, другой передает вам его слова».
Кстати, а говорящий о вас гадости говорит правду или лжет? Вы-то считаете, что лжет, потому что любой поступок трактуете в свою пользу, зная причины и побудительные мотивы. Если даже в чем-то вы были небезупречны, так ведь иначе поступить было нельзя. Значит, правда это или ложь, ваш враг проявляет жесткость, желая нанести ущерб вашей репутации.
Хорошо еще, если эти «гадости» только испортят вам настроение, но ведь они могут разрушить любовь, дружбу, да и просто сломать жизнь. Конечно, хочется надеяться, что настоящие отношения выдержат любые испытания на прочность, но обычные человеческие связи довольно хрупки и зависят от многих обстоятельств. Даже если отношения сразу и не прервутся, то напряжение, сомнение все равно возникнет.
Вот Михаил Салтыков, герой романа, не один раз становился жертвой доносов, круто изменявших его жизнь. Доносы писали люди из близкого окружения –  чужие не могли знать таких подробностей. На протяжении всей жизни его мучили невысказанные подозрения. Его смертельно больная мать (первый донос заставил покончить с собой его отца и сломал ее судьбу – она ослепла) на вопрос сына, кто это мог сделать, ответила так: «Мир за твоей спиной… другой мир… когда ты отворачиваешься, он меняется… никогда не увидишь то, что за спиной… не думай об этом…». То есть, даже «съев пуд соли» с человеком, мы никогда не знаем, с кем действительно имеем дело. Нечего даже пытаться понять. А потом она высказала такую мысль: «Близкие могут предать, но их нельзя судить за это. Они предают, но они все равно любят». По-моему, звучит устрашающе. Этот вывод сделала женщина, запертая долгие годы в четырех стенах и постоянно размышляющая о причинах событий, унесших жизнь всех ее родных. Вероятно, она знает, что говорит. Но – почему нельзя осуждать предающих близких? Ведь доносы были написаны не под пыткой, а по доброй  (недоброй) воле. Люди отдавали себе отчет, что у человека будут как минимум большие неприятности, а может, и большая беда. И что это за любовь такая, легко идущая на предательство? А главное, зачем человеку такие любящие?  Не лучше ли быть одному? Невольно  вспоминаются слова Г.Честертона: «Библия велит нам любить наших ближних, а также – наших врагов; вероятно, потому, что по большей части это одни и те же люди».
 В романе герой так никогда и не узнает правду, а вместе с ним и читатели. И в жизни мы нечасто получаем ответы на свои вопросы, оставаясь в неведении, что творится у нас за спиной, почему люди, на которых мы, казалось бы, могли рассчитывать, внезапно подводят, а помогают те, от кого и не ожидали. То есть друзья ведут себя как враги, а чужие внезапно становятся друзьями. А потом вновь превращаются в чужих и незнакомых. Все это загадочно и непостижимо.
Но «возвращаясь к нашим баранам», можно ли прожить жизнь, избежав лжи? Всегда ли следует обрушивать на людей свою жестокую правду?
Вот что пишет на эту тему мудрый гуманист М.Монтень: «Вовсе не требуется всегда говорить полностью то, что думаешь, – это было бы глупостью, но все, что бы ты ни сказал, должно отвечать твоим мыслям; в противном случае это – злостный обман».  Вот и все. Казалось бы, как просто: никогда не говорить, чего не думаешь на самом деле. Но и это далеко не всегда удается – когда воспитание не позволяет, когда обстоятельства…
А потому совершенно прав М.Твен: «Никто не мог бы жить с человеком, постоянно говорящим правду; слава богу, никому из нас эта опасность не угрожает».