Венок сонетов Моя жизнь

Невзучьев Александр
               
               

                1
               

                Я помню каждого из них
                Из мира сказочного детства,
                Наивных,дружных и смешных
                Мальчишек,живших по соседству.

                В войну играли и в лапту.
                Мы дней своих не замечали,
                С надеждой каждый день встречали,
                Ловили счастье на лету.

                Как интересно было нам!
                Тем беззаботным пацанам,
                Кому сегодня пятьдесят.

                Жаль,только нет иных ребят...
                У их могил стою уныло,
                Кого судьба мне посулила.


                2


                Кого судьба мне посулила,
                За всех ей в пояс поклонюсь.
                От школы,что меня взрастила
                Я ни за что не отрекусь.

                Здесь в этих стенах первый стих
                Весной в душе моей родился
                И я как будто пробудился,
                Стал постигать премудрость книг.

                Я мир увидел вдруг иначе,
                Он был красивей и богаче.
                Стихи мне душу окрылили

                И радость мысли подарили.
                Мне трудно было бы без них
                Весёлых,грустных,озорных.



                3


                Весёлых,грустных,озорных
                Осталось в памяти моментов
                Из жизни витебских моих
                Незабываемых студентов.

                Мы жили дружно,как один
                Толпой на лекции спешили,
                Потом вино в общаге пили:
               
                Конечно,мы ещё влюблялись,
                На "вы" к друг другу обращались,
                Цветы стесняясь подарить.

                Да!Мы учились там любить.
                Девчонок славных много было,
                Их моя память не забыла.

                4

                Их моя память не забыла
                Студентов скромных имена,
                И каждый образ сохранила
                На остальные времена.

                Родной окончив институт,
                Мы разлетелись в одночасье,
                В надежде встретить своё счастье,
                Что нас заметят и поймут.

                Мы брали жизнь на абордаж,
                Штурмуя каждый свой этаж,
                Лбом пробивая потолок.

                Не все,конечно,вверх пробились:
                Ломались,падали и спились...
                Мне каждый день был,как урок.


                5

                Мне каждый день был,как урок,
                Преподнесён,как испытание.
                И я старался между строк
                Расставить знаки препинания.

                Но не всегда преуспевал
                Я в освоении предметов,
                И по пути других поэтов
                Наивно людям доверял.

                Тогда я молод был и смел
                Добиться многого хотел,
                Как белка в колесе крутился.

                Я к месту тёплому стремился
                И по ступенькам поднимался...
                Среди врагов,друзей вращался.


                6

                Среди врагов,друзей вращался,
                Под взглядом их настырных глаз,
                Когда к ним с просьбой обращался,
                Чтоб помогли в нелёгкий час.

                И мне указывая путь
                Иные ловко притворялись,
                В лицо мне мило улыбались
                И били в спину,а не в грудь.

                Я даже благодарен им
                Друзьям и недругам моим
                За опыт, мысли и науку.

                При встречи пожимал им руку,
                Я сам собою оставался:
                Одних любил,с другими дрался.


                7

                Одних любил,с другими дрался,
                Хотя скандалить не привык
                Я часто громко возмущался,
                Переходя порой на крик.

                Друзья все дружно убеждали,
                Похлопывая по плечу.
                Что бесполезно я кричу
                И водку в рюмки наливали.

                Хотелось их послать приватно,
                Но как ни как,они друзья,
                А посылать друзей нельзя.

                Мне эта истина понятна,
                Что одному борьба не впрок.
                Я в жизни не был одинок.

                8

                Я в жизни не был одинок.
                Пусть не любил по девкам шляться.
                Но не давал себе зарок
                Я неженатым оставаться.

                Жену я первую любил,
                Как любят первых и красивых,
                На небо Богом уносимых...
                Нет,нет!Её я не забыл.

                Она навек осталась в сердце
                И я уверен-несомненно
                Любовь её ко мне нетленна.

                И всё же после ранней смерти
                Не сбилась жизненная ось.
                Мне видеть всякое пришлось.
               

                9

                Мне видеть всякое пришлось:
                И ног сердитых грозный топот,
                Обман,угрозы.Даже злость
                Перерабатывал на опыт.

                И в этой глупой кутерьме
                Я,как ни странно, закалился,
                Воспрянул духом и женился
                И чаще думал о семье.
               
                Я дочь растил.Родился сын.
                Жизнь интересной сразу стала,
                Для грусти не было причин

                Жена встречала,провожала.
                И не был мне никто не страшен,
                Простил предательство я даже.


                10

                Простил предательство я даже.
                Я помнил,прежде чем простить:
                Лицо измазанное сажей
                Румяной в раз не осветлить.

                Пусть злопыхатели ликуют
                И пьют вино своих побед,
                В моей душе уже Поэт
                Слезу с улыбкою рифмует.

                Я верил,чувствовал и знал,
                Что схватку я не проиграл,
                Пока живу не на авось.

                И всё ж,работая до пота,
                Из-за подножек доброхотов
                Как много в жизни не сбылось.


                11

                Как много в жизни не сбылось,
                Но сколько всё-таки свершилось!
                Как много мыслей появилось,
                Как много в высь их вознеслось.

                Они мне путь мой озаряли
                В не очень солнечные дни,
                И,словно ангелы,они
                Меня хранили и спасали.

                Мне есть сегодня что сказать
                Друзьям и недругам и детям,
                Зачем живу на белом свете.

                Могу подробно рассказать,
                Господь надеюсь не накажет.
                Но кто сегодня мне расскажет?


                12

                Но кто сегодня мне расскажет
                О наших будущих делах?
                И объяснит мне на словах
                Как будет житься внукам нашим?

                Я обещаю-буду слушать
                И постараюсь уяснить,
                Что стану в полном счастье жить,
                Когда продам я чёрту душу.

                Такой мне случай выпадал
                И не единожды,признаться,
                И был велик соблазн поддаться,

                Но я решил и загадал
                Спросить однажды у чертей,
                Где завершится радость дней?


                13

                Где завершится радость дней?
                Когда начнётся бал прощальный?
                И звуки музыки печальной
                Заглушат плач моих детей.

                Но в мир иной пока что рано,
                Пока ещё я полон сил.
                Полсотни лет всего прожил,
                Не написал в стихах романа.

                Простить я многих не успел,
                На брудершафт не выпил с ними,
                С одно партийцами моими.

                И со страниц я не воспел
                Знакомых близких мне людей,
                Моих врагов,моих друзей.



                14

                Моих врагов,моих друзей
                На свете столько,сколько мыслей,
                Не сосчитать,не перечислить-
                Они глубокий смысл дней.

                Жизнь без врагов была бы скучной,
                С друзьями жизнь всегда полна.
                У жизни истина одна-
                Друзья с врагами неразлучны.

                И я горжусь сегодня тем,
                Что у меня враги и дрУги.
                Спасибо им за все услуги.
               
                Сюжетов не было б и тем
                Без них:моих врагов,друзей моих.
                Я помню каждого из них.


                15

                Я помню каждого из них,
                Кого судьба мне посулила,
                Весёлых,грустных,озорных,
                Их моя память не забыла.

                Мне каждый день был,как урок,
                Среди врагов,друзей вращался,
                Одних любил,с другими дрался,
                Я в жизни не был одинок.

                Мне видеть всякое пришлось
                Простил предательство я даже.
                Как много в жизни не сбылось.

                Но кто сегодня мне расскажет,
                Где завершится радость дней
                Моих врагов,моих друзей?