Тема 1. Философия как мировоззрение

Юрий Шпилькин
ЕВРАЗИЙСКИЙ ДИСКУРС ФИЛОСОФИИ
Глава 1.Философия как мировоззрение.
Особенности западного, восточного и евразийского мировоззрения
  Ни одна из наук не имеет такого разнообразия школ, направлений и типов рефлексии и саморефлексии как философия. Чаще всего такое деление условно. Например, принято выделять западную и восточную философию, но почему-то нет ни северной, ни южной философии? Хотя народы и северных, и южных стран довольно успешно проявили себя как умеющие и любящие философствовать. Причем, принято подчеркивать приоритет западной философии, в связи с ее экстравертностью - внешней активностью человека, а философию Востока рассматривать как  «ущербную» из-за ее интровертности – направленности вовнутрь духовного мира. Западная философия обычно характеризуется как рациональная, прагматическая, а восточная - преимущественно эмоционально-духовная, созерцательная, что также мало соответствует их подлинному содержанию.

1.1. Западное мировоззрение определяется как система повседневных взглядов, представлений, оценок, норм, верований, и научных знаний, определяющих отношение к миру и выступающих в качестве  ценностных ориентиров и регуляторов поведения человека. Чаще всего мировоззрение человека складывается из его основных типов: мифологического, религиозного, обыденного, художественно-образного, научного и философского.

1.1.2. Мифологическое мировоззрение - исторически первый тип мировоззрения, имеет синкретически-образное, эмоциональное отражение мира, основанное на преданиях, легендах, сказаниях,  иллюзорном представлении о мире. Миф – (от греч. mythos — предание, сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках.  В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). В первобытном обществе мифы — основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания — установление мнимых связей между различными явлениями. Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (расовые, классовые, социальные мифы, ритуалы массовых сборищ и т. п.).
Мифология (от греч. mythos — предание, сказание и logos — слово, учение), совокупность мифов (наиболее известны образы мифологии Древней Греции, Древней Индии), а также наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание, распространение). В мифологии доминирует традиция, традиционный тип мышления. Все новые мысли, если они там вообще появляются, подаются и воспринимаются как переоткрытие старых. Конструирование настоящего, а по существу и будущего оказывается на деле лишь той или иной перелицовкой прошлого. Прошлое берется и переживается как настоящее. Некоторые исследователи говорят в данной связи о вневременности и самодостаточности мифического прошлого. Согласно К. Леви-Стросу, миф есть «машина для уничтожения времени». Когда-то, в прошлом был создан этот мир; теперь, в настоящем, он просто продолжается, разворачивается. Прошлое, таким образом, служит образцом, парадигмой. Особенности мифологического мировоззрения: антропоморфность (все как у человека), дескриптивность (описательность), синкретизм (слитность), связь с магией, апелляционность (обжалование), антиисторичность. Если мифология строит свою картину мира из символов, то философия - из понятий.

1.1.2. Религиозное мировоззрение - мировоззрение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование сверхъестественного бога или богов. Религия – (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа) есть историческая форма мировоззрения. Особенности религиозного мировоззрения: вера в  сверхъестественное, сверхприродное. Наиболее ранняя монотеистическая религия - иудаизм, возник в 1-м тыс. до н. э. в Палестине. Распространен в основном среди евреев. Число последователей оценивается в 18 млн. (ок. 1/3 из них в США). Приверженцы иудаизма верят в Яхве - единого Бога, (творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа. К мировым религиям относятся: буддизм (6-5 в. до н.э.), в буддизме нет вечных сущностей, бессмертных богов, нетленных душ, нет бога; христианство (1 в.), делится на три конфессии: католицизм, православие и протестантизм, число христиан свыше 1 млрд. человек, ислам (7 в.), имеет два направления: суннизм и шиизм, последователей ислама около 880 млн. человек.

1.1.3. Обыденное мировоззрение – мировоззрение формируется под воздействием традиций, обычаев и стереотипов поведения, передающихся из поколения в поколение. Особенности обыденного мировоззрения: 1) ориентация на здравый смысл и стереотипы поведения; 2) смешение научных, философских и религиозно-мифологических представлений; 3) соединение культурно-исторических несовместимых идей; 4) отсутствие стремления к рациональной рефлексии.

1.1.4. Философское мировоззрение – ядро мировоззрения, основанного на обобщенном духовном и научном представлении о мире, обладает логической доказательностью. Особенности философского мировоззрения: 1) опирается на обобщенные данные наук и обыденного опыта человека; 2) отличается всеобщими понятиями (категориями) и многоканальной связью с действительностью; 3) ее содержание пронизано любовью к мудрости. Основные стадии эволюции философского мировоззрения – космоцентризм, теоцентоизм и антропоцентризм. В отличие от мифологии, философия занимается рациональным описанием и толкованием действительности, стремится понять мир из его собственных, внутренних начал и оснований. Зарождение философии - это движение, переход от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума, т. е. логического и аргументированного рассуждения, вдохновляемого верой человека в самого себя.
Термин «философия» образован соединением двух греческих слов: philos, что означает любовь и sophos или sophia - мудрость, знание. Этимологически перевод звучит как «любовь к мудрости». Первым, кто употребил это слово, согласно легенде, был Пифагор. Он не отважился назвать себя мудрецом, поскольку мудрецы, в его понимании, - это только Боги, мудрость только у Богов, а смертные могут быть только «любителями мудрости». Итак, философия (любовь к мудрости) - система обобщенного знания, основополагающих идей, имеющих исторически соответствующий уровень научной доказательности и  систему ценностей возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6-5 вв. до н.э. Философия, по словам Гегеля «есть эпоха, схваченная в мысли», в понятиях и категориях. В философии, как и в других науках, важнейшее значение имеют дефиниции. Философия как учение о конечных причинах, предельных основаниях и трансцендентных возвышениях (идеалы, чаяния, надежды) бытия человека в мире. В данном определении отражено триединство онтологии, гносеологии и антропологии. Специфика философии состоит в стремлении познать мир в его целостности, выводит нас на природу и единство мира; приводит к пониманию ценности и идеалов человеческого бытия. Платон утверждал, что философии «можно научиться… Она делает человека блаженным и счастливым».

Предметом философии называется круг вопросов, которые она изучает – это все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Предмет философии исторически изменяется в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в т.ч. с развитием науки и самого философского знания.  Мир как целое - так можно было бы обозначить в данном плане предмет философии. Не стоит только путать его с «миром в целом». В последнем случае под целым имеется в виду нечто включающее все и вся, целое вместе с его относительно самостоятельными частями. Мир в целом изучают все науки - каждая под своим углом зрения, со своей особой стороны. В предмете же философии - мире как целом - целое берется как бы в отличие от своих частей, как дополнительное и новое, которое появляется в результате их взаимодействия - ведь целое никогда не сумма его частей.
Объектом философии является отношение: человек – мир, причем это отношение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия.
Диалектика и метафизика разошлись в решении основного вопроса философии. Линейно-каузальный детерминизм марксистской диалектики избрал вариант первичности или вторичности в понимании и трактовке соотношения материи и духа. Марксистский подход (по Энгельсу) предполагает две стороны основного вопроса философии: онтологическую и гносеологическую.

Онтологическая сторона – вопрос о первичности материи или сознания. В зависимости от решения основного вопроса философы делятся на материалистов и идеалистов. Термины материализм и идеализм ввел в научный оборот немецкий философ Г.Лейбниц в начале 18 века, что позволило выделить общие тенденции философии. Ф.Энгельс предложил тех, кто первичным называет материю считать материалистами, а тех, кто первичным называет сознание, идею, дух или бога - идеалистами.

Гносеологическая сторона – вопрос о познаваемости мира. Гносеологические оптимисты (гностики) считают, что мир познаваем. Их оппоненты – сторонники агностицизма (агностики) утверждают, что мир не познаваем. Гностицизм представляют в философии два направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Эмпиристы (Ф.Бэкон, Дж. Локк) считают, что основой познания являются лишь опыт и чувственные ощущения. Рационалисты (Р.Декарт, Г.Лейбниц) утверждают, что истинное (достоверное) знание может быть получено только посредством разума. Агностики (Дж. Беркли, Д. Юм) отрицают возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивают роль науки лишь познанием явлений.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние поиски, философами ответа на основной вопрос философии кардинально не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны. Вот почему в последние несколько лет возникло учение функционального голографическо-информационного детерминизма, для которого такая постановка вопроса неприемлема. Он отвергает принцип первичности или вторичности материи  или духа. Для него важен принцип единства, доведенный до тождества материи и духа, их конвергенции и гармонии. Это аспект универсальной метафизики, отождествления ее с универсальной философией  .
Традиционно в зависимости от характера решения вопроса о связи материи и духа философские концепции принято делить на идеализм и материализм.

Идеализм, его  основные формы - направление в философии, утверждающее, что сознание, мышление - первично,  а материя - природа -  вторична, производна. Идеализм имеет две основные формы: объективный и субъективный идеализм: Объективный идеализм –  форма идеализма, признающего духовное первоначало вне и независимо не только от материи, но и  от сознания человека (Платон, Лейбниц, Шеллинг, Гегель); Субъективный идеализм – форма идеализма, для которой неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне  и независимо от нашего сознания (Фихте, Беркли, Юм, Мах); также солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, утверждающая, что реально существую только «Я» и мои ощущения (Беркли, эмпириокритицизм - Мах, Авенариус, имманентная философия - Шуппе, Ремке); Иррационализм – течение в философии, ограничивающее или отрицающее возможности разума в процессе познания, признающее основным видом познания инстинкт, веру, откровение (волюнтаризм, философия жизни – Шопенгауэр, Ницше,  интуитивизм ( Бергсон, Лосский), неотомизм); Волюнтаризм – философская позиция, согласно которой  «Свобода – независимость человеческого поведения от законов природы и общества. Такая независимость возможна потому, что человек является мыслящим и активным действующим существом» (Августин, Дунс Скот, Шопенгауэр).

Материализм, его основные формы – направление философии, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.
Материализм также имеет разные формы: наивный, механический, вульгарный, диалектический. Наивный материализм –  представления о мире, природе и материи, разработанные древними атомистами (Фалес, Левкипп, Демокрит, Эпикур); Механистический материализм – учение, в основе которого лежит изучение природы, многообразие свойств которой сводятся к механической форме движения материи (Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ламетри, Гельвеций); Деизм – специфическая форма непоследовательного  материализма,  признающая бога, но ограничивающая его функции до творения материи и первотолчка ее первоначального движения (Ф. Бэкон, М.В. Ломоносов, Вольтер); Вульгарный материализм – упрощенная трактовка материализма, отвергающая диалектику, сведение идеального к материальному, отождествление сознания с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер); Диалектический материализм -  учение, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (Маркс, Энгельс).

В философии применяются такие способы рассмотрения многообразия явлений мира как монизм, дуализм, плюрализм.
 Монизм – философский способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и построения соответствующей теории в форме логического последовательного развития исходного положения. Первоначально имел форму наивного представления о «первовеществе», из которого возникли все вещи, например вода (у Фалеса), огонь (у Гераклита). Главную проблему философского монизма составляет понимание взаимоотношения материального и идеального, предполагающее решение основного вопроса философии в духе идеализма или материализма. В идеализме выделяются объективно-идеалистический и субъективно-идеалистический монизм. Разновидностью последнего является т.н. нейтральный монизм. Например, махизм пытался вывести  и физическое и психическое из «нейтрального» начала – «элементов».
Дуализм (от лат. dualis — двойственный), – философский способ рассмотрения, исходящий из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – материального и идеального, духа и материи. Термин дуализм ввел нем. философ Х. Вольф (учитель Ломоносова) для обозначения двух субстанций: материальной и духовной. Эту точку зрения разделял Декарт, разделивший бытие на две субстанции - мыслящую (дух) и протяженную (материю). Гносеологический дуализм в отличие от исходит не из противопоставлений субстанций, а из противоположения познающего субъекта познаваемому объекту. Гносеологический дуализм неизбежно связан с агностицизмом (отрицанием познаваемости мира).
Плюрализм (от лат. pluralis — множественный), философский способ рассмотрения, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «плюрализм» введен Х. Вольфом (1712). Плюрализм предполагает несколько или множество исходных начал или видов бытия (в онтологии),  оснований и форм знаний (в гносеологии). Гносеологической основой плюрализма выступает релятивизм - признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил. В познании релятивизм нередко ведет к агностицизму.

Многообразие потребностей и интересов обусловливает многообразие функций философии. Чаще всего за основание деления функций принимают мировоззренческую и методологическую стороны философии.
Мировоззренческая функция.
Ппредполагает разработку системы взглядов на мир, дает единое понимание происходящих явлений и определяет место человека в мире и закономерности его взаимосвязи с ним. В свою очередь мировоззренческая функция подразделяется на гуманистическую и  аксиологическую функции.
 Философское знание является критико-рефлексивным знанием. Философ должен постоянно терзать себя (наверно, и других) каверзными вопросами, вносить во все здоровый скептицизм, не принимать ничего на веру, безжалостно обнажать все свои доводы и аргументы. Философия - это вечно неудовлетворенный поиск. Она ставит под сомнение и проверяет на прочность все догмы, поучения, авторитеты, все ценности, которые имеют хождение в обществе. Философская критика выявляет преходящие моменты, т. е. ограниченность и относительность, любого знания. Философия выносит на суд разума, рациональной критики все, включая свои собственные, формы мысли, созерцания и воображения. В этом плане, кстати, она отличается от риторики, которая всеми доступными ей средствами стремится убедить читателя, слушателя, зрителя в той или иной истине (идее, положении), миром и наделять ее мировоззренческой функцией.
Гносеологическая функция
С названной функцией связана гносеологическая или теоретико-познавательная. Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Иными словами, теория познания, вырабатывая принципы и нормы познания, снабжает человека средствами, с помощью которых люди получают возможность постигать мир, т. е. получать о нем истинные знания и тем самым иметь правильное, отвечающее требованиям современности мировоззрение, на базе которого возможна эффективная практика.
Методологическая функция
Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия обладает методологической функцией. Термин “методология” используется в научной литературе в двух смыслах: во-первых, словом “методология” обозначается учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, под методологией понимается совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности выступает как проявление мировоззрения в действии. Выполнение философией методологической функции зависит от качества выработанных в ее рамках общих принципов познавательной и практической деятельности людей, а также от глубины усвоения знаний этих принципов применяющими их людьми.
Информационно-коммуникативная функция
Характер усвоения философских знаний зависит от способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании. В этом проявляется информационно-коммуникативная функция философии.
Аксиологическая функция
Философия как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности, в роли которых выступают эти принципы. Оценочная деятельность, возможная на основе осведомленности людей о предлагаемых философией критериях оптимальности, полезности той или иной совокупности явлений и действий, выступает в качестве средства ориентации этих людей в мире. Философия как средство выработки знаний о ценностях и носитель этих знаний, с точки зрения аксиологии, или теории ценностей, способна выполнять ценностно-ориентирующую функцию.
Критическая функция
С таким направлением реализации одного из назначений философии связано проявление другого ее назначения, выражающегося в выполнении критической функции. В рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека. Критическое отношение философии к негативно оцениваемому в духовной и материальной жизни содействует выработке мер, направленных на преодоление того, что не устраивает человека, представляется ему патологическим и потому достойным преобразования. Критическая функция философии может проявляться не только в отношениях людей к миру, но и реализовываться в ходе самооценки специалистами ее собственного содержания. Таким образом, критическая функция философии в состоянии реализоваться как в плане стимуляции развития знаний о мире и обновления мира в целом, так и в плане совершенствования содержания самой философии.
Интегрирующая функция
Как известно, философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему, вырабатывает критерии его соподчиненности. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию.
Кроме того, философия формулирует предельно общие принципы мироустройства, а также требования к отношениям человека к миру, обществу и самому себе. Будучи усвоенными в ходе воспитания, став достоянием разных людей, такие принципы обеспечивают у них формирование близких по содержанию позиций, что содействует интеграции социальной общности в единое целое. В этом проявляется другой план реализации интегрирующей функции философии.
Идеологическая функция
В тесной связи с указанными функциями философия способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества, т. е. выступать в роли идеологии, выполнять идеологическую функцию. Эта функция может обладать спецификой в зависимости от того, интересы каких социальных групп данная философия выражает. Как известно, интересы групп могут быть прогрессивными или реакционными. В зависимости от этого находится направленность реализации идеологической функции, которая способна оказывать большое влияние на проявление других функций философии. Реакционные идеологии в состоянии тормозить развитие философии, деформировать и искажать ее содержание, снижать ее социальную ценность, сокращать масштабы применения на практике.
Воспитательная функция
Важную роль играет воспитательная функция философии, которая вытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека. Овладение личностью знанием философии, формирование соответствующих ей убеждений и навыков деятельности в состоянии побуждать человека к активной, творческой и полезной для людей результативной деятельности. В том случае, если человек овладевает реакционной философией, то это может породить у него пассивное отношение к делам, отчуждение от людей, от достижений культуры, или обернуться активностью направленной против общества или его части.
Прогностическая функция
Наряду с вышеназванными функциями философия занимается прогнозированием, выполняет прогностическую функцию. Многие философы прошлого выступали как пророки, предсказывая грядущее. Некоторые из прогнозов были утопическими, далекими от реальности, но иногда пророчества отдельных выдающихся мыслителей достигали большой адекватности. Конечно, предвидеть будущее трудно, но ценность предостережений философов о грозящих опасностях, например, порождаемых бездумным и хищническим потреблением природных ресурсов, в рамках тех правил, которыми сегодня пользуется мировая экономика, чрезвычайно высока. Ибо это ставит задачу совершенствования норм, регулирующих связи общества и природы с целью обеспечения выживания людей.
Главное орудие философии - не убеждение и не проповедь, хотя есть в ней и такое, а открытие и критическая формулировка истины. Философия, порвавшая с критицизмом, рано или поздно вырождается в косную и догматичную теорию, в идеологию. Истинная же, критическая философия призвана лечить ум от всех этих болезней и поползновений, профилактически очищать его от заблуждений, любимых, но отслуживших свой срок верований, от интеллектуального самомнения и снобизма. Роль критики, критицизма в становлении и развитии философии настолько велика, что некоторые авторы вообще определяют ее как общую теорию критики.

Философия, по словам Б.Рассела, занимает Ничейную Землю между научными знаниями  и догматами теологии и пытается ответить не вопросы, ответы на которые не найдешь ни в лаборатории, ни в церкви: Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя?.. Имеет ли Вселенная какое-либо единство или цель?.. Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслужить высокие оценки?.. Существует ли такая вещь как мудрость, или же то, что представляется таковой, просто максимально рафинированная глупость?.. В отличие от науки, которая преимущественно отвечает на вопросы «почему?», «как?» и «откуда?», философия стремится к универсальности суждений и отвечает на вопросы типа «зачем?» и «для чего?».

В философии выделяют такие разделы как: история философии, онтология, диалектика и метафизика, гносеология или теория познания, философская антропология, философия общества или социальная философию, аксиология – учение о ценностях, а также философия морали и искусства – этика и эстетика, философия права, политики и идеологии, философия науки и техники, философия религии, философия культуры и цивилизации, философия глобальных проблем современности. Иногда рассматриваются как разделы философии логика и психология, имеющие самостоятельный статус, а также другие смежные дисциплины, вышедшие из философии, такие как праксиология и другие философские дисциплины.

1.2. Восточное мировоззрение. Мераб Мамардашвили утверждал, что «не существует никакой западной и восточной философии». Но с целью анализа особенностей тех или иных учений и философских школ такое деление не только допустимо, но и необходимо. Философия существует только одна, а рассуждать о философских проблемах можно и в понятиях восточной, и западной философии. Восточное мировоззрения основано на различных основаниях, определяемых, в первую очередь, религиозной спецификой. В одном случае (индуизм, буддизм) восточное мировоззрение основывается на понятиях кармы, реинкарнации и нирваны-освобождения. В другом случае (ислам) на неизбежность наказания. В третьем (конфуцианство) на понятия благородного мужа (цзюнь-цзы), человеколюбия и правил ритуала.

1.2.2. Основные отличия восточного мировоззрения. Вселенная существует в бесконечных циклах творения, сохранения и разрушения. Не бывает абсолютного конца мира, нет двойственности Бога и мира - они едины. Есть лишь один истинный и абсолютный Бог. Все религии говорят о Нем. Всем душам суждено получить милость Бога, который проводит их через различный опыт на многих путях в соответствии с их пониманием, темпераментом и зрелостью. Бог есть чистая Любовь и Сознание. Доказательство существования и любви Бога можно найти в прямом союзе или единении с Ним. Косвенными доказательствами являются просветленные гуру, богореализованные люди, которые были во все эпохи, а также откровенные писания, которые они приносили нам в каждую эпоху. Личное, внутреннее, мистическое переживание Бога - это основное содержание религии. : Цели просветления и освобождения должны быть найдены в этой жизни, в контексте времени, внутри самого человека. Религиозно-философские школы могут быть дуалистическими (двайтическими) или недуалистическими (адвайтическими). Человек может и в конечном счете должен познать Бога в земной жизни. Путь к святости лежит через самодисциплину, очищение, концентрацию и созерцание. Особо ценны идеалы аскетизма, индивидуальная садхана, йога и пробуждение сверхсознания.

Восток ориентирован индивидуально и интроспективен. Человек свободен выбирать для себя форму поклонения Богу, ибо все пути в конечном счете ведут к Нему. Грех присущ только уму, а не душе, ибо она чиста. Не будет никогда никакого Судного Дня, ибо Бог не судит и не наказывает. Он любовно ведет все души назад, к Нему. Бедственное положение человека свидетельствует лишь о незрелости его души. Он постоянно находится на пути прогресса, который ведет его от невежества к знанию, от смерти - к бессмертию. Бог есть Любовь, Он неразделимо един с душой и ведет ее посредством карм к осуществлению дхармы и в конце концов к мокше, освобождению. Ад - это низшая астральная сфера, а не физическое место; для души он не вечен. Ад существует как период интенсивного кармического страдания, как состояние ума - при жизни или между жизнями. Нет никакого существенного, онтологического зла. Все есть добро. Все есть Бог. Никакая сила в мире или в человеке не противостоит Богу, хотя экранирующий инстинктивно-интеллектуальный ум не дает нам познать его. Добродетельное поведение и праведная вера - это краеугольные камни религиозной жизни, первый шаг к высшему мистическому союзу с Богом. Освобождение требует знания и личных достижений, а не одной лишь веры.

1.2.2. Сходства между восточным и западным мировоззрением. Вера во Всевышнего Бога, творца всех душ и всех вещей, и в меньших божеств, дэвов и махадэвов, (в ангелов и небесные силы). Спасение достигается строгим подчинением воле Бога и благодаря нисхождению Его милости через просветленного духовного наставника (через мессию, пророка или священника). Жизнь добродетельная и нравственная необходима для дальнейшего духовного прогресса, ибо адхармичные (неправедные) мысли, деяния и слова не дают нам познать близость Бога. Цель жизни есть эволюция (через накопление опыта) к нашему духовному предназначению. Назначение мира - не в вещах мира. Реальность гораздо больше того, что мы переживаем посредством пяти органов чувств. Душа бессмертна и вечна и в конечном итоге вливается в Бога.

Народы, принявшие ислам, получили в свое распоряжение не только научное и морально-этическое мировоззрение, но и единый образ жизни, единую общую научную базу, второй общий язык для научного и межгосударственного общения, т.е. они встраивались в готовую матрицу с готовыми же связями между элементами. Важней шей задачей ислама было объединения племен, а религия в этом процессе носила характер средства, а не цели. Разумеется, объединение интеллектуальных ресурсов мусульманских стран первоначально дало колоссальный толчок для быстрого развития, благодаря контактам с другими культурами. Но со временем ислам стал тормозить экономическое и культурное развитие.  Как пример - фактическое отстранение женского населения от научного, культурного и государственного процесса. Кризис пришелся на 17 век, хотя начался в 16-м, сейчас этот догматизм и обособленность не дают встроиться мусульманским странам в единый естественный процесс глобализации.