Яма

Рома Файзуллин
От разрытой земли веяло сыростью. Становилось душно. Яма была невелика. Глубиной чуть меньше среднего человеческого роста и шириной в метр. Мы с Ринатом копали по очереди. Один рыл и наполнял землею ведро, второй вытаскивал ее и выбрасывал в кучу. Я работал уже четвертый день. Ринат первый.
- Сделаем перекур? – предложил я.
- Сделаем, - согласился Ринат и подал мне руку. Я ухватился и вылез из ямы. Мы сели на кусок бетона. Попили воду из пластиковой бутылки. Было часов 11. Солнце еще не зашло на нашу сторону. Мы были в теньке, но уже ощущалась предстоящая жара. Поскольку мы находились на  территории военного завода ОКП «Авангард» или «Ванечки», как я его называл, то курить, нам, разумеется, не разрешалось. Впрочем, я тогда и не курил, поэтому это не было проблемой. Ринат насколько помню, тоже не курил, и думаю, не приобрел этой привычки до сих пор.
- Никуда спешить не надо, - сказал я глядя вверх, на Солнце. – надо просто оттягивать время.
- Это понятно, - улыбнулся Ринат.- Чем помимо этой «работы» занимаешься?
- Ни чем, - улыбнулся я, - пишу.
- Что пишешь?
- Повести. Рассказы.
- Публикуешься?
- Практически нет. А ты чем?
- Я пед. закончил. Пол - года проработал в сельской школе. Потом ушел. Сейчас дети – это ****ец просто.
- Да уж, представляю. Я кстати тоже в педе учился. Недолго. Пол семестра.
Мы оба засмеялись. А затем продолжили углублять яму. Не спеша. Делая перерывы каждые двадцать минут. Впоследствии, мы решили, не вылезая из ямы, делать перерывы каждые пять минут. Потом медленно вытаскивать ведром землю. Спешить нам было некуда. А максимально гаситься от работы во время работы – излюбленное занятие для любого здравомыслящего человека.
Подошло время обеда. Все пошли кушать. Кто в подсобное помещение. Кто в столовую. Я направился в столовую. Ринат в подсобку. Я никогда не брал с собой обед из дома, хотя это было и лучше. Мне было лень нести лишний груз. На 50-70 рублей в заводской богадельне можно было до отвала поесть, правда, довольно не вкусно и думаю не очень полезно. Но это мелочи.

     После обеда к нам подошел зам. цеха. Зинур или Ильяз его звали. Или как-то еще. Уже не помню. Хороший мужик. Еще не так давно он сам был обычным слесарем. И поэтому, относился к работягам очень хорошо. В нем не было того говна, которое присутствовало во всем остальном руководящем сословии. По моей вине он палец прищемил, когда поднимали в грузовик чан для цемента. Я не удержал, и вся тяжесть пришлась на его палец. Кровь пошла. Он забинтовал. Я так и не извинился, хотя чувствовал себя виноватым. А он не злился на меня. Понимал, что не специально я это сделал, по неопытности. Хороший мужик.
- Ну как работа? Получается? – спросил он нас.
- Да, хорошо пошло, - ответил я.
- Еще долго будете?
- Ну… - я изобразил секундное раздумье на лице, - наверное, до конца дня управимся. А насколько капать то вообще надо?
- Совка на два хватит, - ответил он. Еще раз взглянул на яму и ушел прочь. Мы, молча, расслабленные посидели еще где-то полчаса на кусках бетона и затем продолжили работу.
- Девушка есть? – спросил Ринат.
- Есть. Только мы сейчас поссорились, - ответил ему я. – а у тебя?
- У меня тоже. Пять лет встречаемся.
- Мы третий год.
- Тоже срок, - улыбнулся Ринат. – А из-за чего поссорились?
- Да, так… - ответил я.
- Мириться собираешься?
- Нет.
- Позвони ей, - сказал он так, будто мы с ним старые друзья и он все обо мне знает. Мне почему-то так и казалось, будто мы с ним знаем друг друга очень давно. Всю жизнь.
- Нет, - ответил я, – не позвоню.
- Ну, ты же ее любишь.
Я промолчал.
- Ну не она же первая тебе должна позвонить! – продолжил он – Позвони, попроси прощение и помирись. И все будет хорошо.
- Нет, - отрезал я, - не будет.
- Странно… - удивился он. Мне и самому было все это странно, хотя и не удивительно.
    Я почему-то подумал тогда, что стоило бы последовать его совету. Что если я сейчас не сделаю, так как он велит, то буду горько жалеть. Но и даже, если сделаю все как надо, то все равно, пожалею, так или иначе. Исход предрешен, как бы мне не хотелось его оспорить. А этот человек, которого я знал всего пару часов, каким-то удивительным образом знал обо мне добрую часть той правды, которая за все время существования человечества свела в могилу не одно сердце. Я давно заметил, когда встречаешь нормального человека, то почему-то не задаешься вопросом настоящая ли у него любовь. Подлинность очевидна.
   Яма довольно сильно углубилась. Мы порядком вымокли. Копать более не было нужды, мы и так выполнили задачу сверх меры. Но и вылизать из ямы, и напрашиваться на новую работу, когда осталось часа два до конца рабочего дня - было глупо. И мы просто сидели в яме, как в свежей могиле и болтали о том и о сем. Ринат мне понравился. В нем не было той грязи и пошлости, что сидит от природы в большинстве из нас. Светлый человек. А это сразу чувствуется и располагает к нему. Во всяком случае, меня всегда подкупает. Такое не часто встретишь.
    Рабочий день закончился. Все стали собираться. К нам подошел парень, похожий на писателя Кирилла Рябова - Сжигателя Трупов. Кстати, я так и не сказал ему, что он похож на него - одного из самых лучших писателей современности, хотя и намеревался. Да, парень так и не узнал об этом.
- Нихуя вы на два совка вырыли, - удивился он.
- Да, маленечко лишнего, - сказал я. Мы действительно углубились многим больше, чем следовало, сами того не заметив.
- Не маленечко, - засмеялся парень, - вы очень лишнего прокапали.
- Лишнего не бывает, - заметил подоспевший мастер и добавил:
- Молодцы ребята!

   Мы ополоснулись по пояс под краном, который выходил прямо из стены на улицу. Пошли в подсобку. Переоделись. Прошли проходную и на перекрестке попрощались, пожав друг другу руки. Как оказалось, как это часто бывает с людьми – навсегда. Больше на заводе и вообще я Рината не видел. Сам я проработал еще неделю. А после, узнав, что у меня больше нет любимой женщины, уволился и отправился в длительный запой, который, как понимаете, продолжается и по - сей день.