Игорь Смысловский - мемуары артиста глава 53

Владимир Смысловский
 
     После отставки Гольдфельда некоторое время театр не имел главного режиссера. Директор Шилов тоже не сумел справиться с должностью, да еще вдобавок скомпроментировал себя поведением, нередко появляясь в театре в нетрезвом виде. Вернулись в театр Краснопольский и Мильтон. Очень удачно начал работать в театре режиссер Владимир Бортко, между прочим ученик Н.В.Петрова. Великолепно поставив спектакль для детей "Красные дьяволята", он приступил к работе над пьесой Аля "Опаснее врага".

Спектакль этот возродил репутацию театра. Он был смело и интересно поставлен. Художник М.С.Варпех выразительно оформил, и удивительно, все актеры были на своих местах. Все великолепно играли. Он стал шлягером №1. Попасть на него зрителю было трудно. Актеры записывались заранее для приобретения билетов для родственников и знакомых.
Спектакль был острый и злободневный. Качество и стиль его, вероятно, послужили тому, что в дальнейшем нашему театру будет присвоено имя Гоголя. Незабываемо играли Краснопольский, Морозов, Мильтон и многие другие. Отмечали и мою удачу в прессе в роли историка, опять же еврея Иззагардинера. В общем, это было событие в Москве.

  Удачно также Бортко поставил "Секрет фирмы Клеменс" где я в очередь с Краснопольским играл центральную отрицательную роль... Очаровательны были в этом спектакле пришедшие в театр молодые девушки - Лида Шапоренко и Оля Забара. Красивые, молодые с хорошей фигурой - приятно было на них смотреть.

      И вот грузно опустился в кресло директора Александр Зиновьевич Богатырев. Он когда-то был в Камерном тетре при Таирове в качестве зам.директора. Кроме того, поставил там спектакль "Раскинулось море широко" - Вишневского, но с серьезной помощью Таирова.
Пришел с ним на должность зама Владимир Нежный.
Началось новое руководство, другая атмосфера. Богатырев был человеком приятным, мягким, интелегентным, не плел вредных кружев, но поскольку считал себя режиссером, то не торопился кого-нибудь приглашать на пост главного режиссера и, как мне думается, где-то лелеял мечту самому управлять театром. А пока в очередные был приглашен Майоров, который уже не руководил театром на Таганке.

   Первый спектакль он поставил "Коллеги" Аксенова, в котором я не без удовольствия играл старого моряка, наставника молодых... Спектакль был сделан крепко, профессионально, с удачным использованием музыки Шостаковича.
Второй спектакль "Фараоны" - украинская комедия, Майоров решил очень забавно. На сцене был только живописный задник и кулисы. Вся сцена была свободна. И очень много мизансцен было решено на велосипедах. Поэтому нам, актерам, пришлось много тренироваться, чтобы свободно орудовать велосипедом и порой даже на относительно большой скорости. Была одна мизансцена, когда мы на сцене на хорошей скорости делали несколько кругов. Мне лично это было очень трудно - освоить велосипедную технику, ибо никогда до этого я в ней не упражнялся, только в детстве, и то на трехколесном. Еще осложнило мою работу нездоровое состояние в этот период. У меня были спазмы мозговых сосудов и голова постоянно кружилась. Но я об этом никому не говорил и преодолевал все трудности. И, конечно, это было все рискованно.
  Но, пожалуй к моему счастью, нам в результате запретили наши велосипеды в таком массовом использовании. Спектакль получился смешной, но все же почему-то не очень пошел.
Еще Майоров поставил "Девушку с кувшином" - Лопе-де-Вега. Там я спокойно без особых волнений сыграл старого отца.
Потом Майоров из театра исчез, а в театре наступил период, который ничем интересным не отличался.