Несколько дней июля. Четвёртая часть

Абу Салман
Строительство торгового центра в Сумгаите подходило к концу. BSS занимался всеми отделочными работами. Сегодня Ильгар сдавал работу клиентам. Более двух часов они потратили на обход объекта. Несколько мелких замечаний Ильгар записал для себя и обещал устранить в ближайшие дни. Наконец, клиенты подписали приём работы, и Ильгар, сев вмашину, устало бросил водителю:
- В офис.
- Хорошо, Ильгар-муаллим. – Сеймур сделал ударение на этом обращении.
У BSS на руках оставлось ещё пара объектов. Ильгар должен был закончить их прежде чем продавать фирму.Сдача одного объекта назачена на следующей неделе, другого через 15-20 дней. Значит, работы в эти дни будет не так уж и много. Кямал вполне справится. Можно взять отпуск и посидеть пару недель на даче. Конечно, Джавид с Теййубом не дадут расслабиться, но хоть на работу он выходить ежедневно не будет. Интересно, когда надо приступать к новой работе в Oguz Holding?
Конечно, Джавид был прав. Руководство Oguz Holding – это то о чём может мечтать любой бизнесмен. Последние несколько лет Ильгар сблизи учавствовал в работе холдинга. Фактически, он руководил разработкой всех новых начинаний Oguz. Теййуб никак не мог найти подходящего генерального директора. Некоторое время он сам руководил всем, и довольно неплохо. Но Теййуб не мог долго находиться в Баку. Большую часть времени он проводил в США. Теййуб учился в Америке и был влюблён в эту страну. По любому поводу он летел за океан и подолгу там задерживался, правда держа руку на пульсе компании. Нынешнего директора – американца – он выкопал где-то Штатах. Он перестроил весь менеджмент компании по западным стандартам. Первое время это принесло большую пользу. Но потом дело затормозилось. Улучшение ситуации произошло после привлечения к делам холдинга Ильгара. Видимо, теперь Теййуб полагал, что назначение Ильгара на главную должность в компании будет способствовать ещё большему прогрессу.
- Ильгар-муаллим, Вам звонили из Atlantic Energy,- сообщили ему при входе в офис, -  просили перезвонить и спросить Дайану Фишер.
- Хорошо. Сделайте это и соедините в мой кабинет.
«Это становится интересным. Сначала Рашид, потом она. Что ей-то понадобилось»
Телефон зазвонил и он снял трубку
- Алло
- Здравствуй, Ильгар.
- Здравствуй.
- Как поживешь?
- Очень хорошо, спасибо.
- Ты удивлён моему звонку.
- Немного есть
- Я и сама удивлена. Но я звоню тебе не по своей воле.
- А по чьей же?
- По просьбе Нормана Грима. Он хочет встретиться и поговорить с тобой.
- Но почему через тебя?
Диана молчала
- Диана?
- Да
- Почему через тебя?
- Он узнал, что я работаю на... В общем он всё знает.
Ильгар представил как тяжело было Диане. Она действовала против всех своих принципов. И теперь всем об этом известно.
- Что он хочет от меня? Я снялся с тендера.
- Старик, когда узнал об этом, рассердился не на шутку. Он сказал, что вообще остановит тендер и объявит, что ему мешают работать. Он уверен, что тебя заставили сделать это.
«Неужели, это правда? Сначала Рашид, а теперь и Диана говорят об этом. Может Норман, действительно хочет дать мне проект? Может мне стоит с ним встретиться?»
Ильгар хотел было согласиться, но сразу осёкся. «Джавид узнает от неё о встрече, раньше , чем она состоится.»
- Диана, мне сделали предложение о новой работе. Я согласился. Это гораздо выгоднее моей компании. И Atlantic мне больше не интересен. Так и передай Норману.
- Ты уверен?
- Да.
- Ладно, я передам.
- Спасибо
Ильгар принял решение. Он встретится с Норманом. Ильгар понимал, что вступает в опасную игру. Он понимал, что теперь его покровители могут стать его врагами. Но он решил риснуть. Рискнуть, чтобы выбраться из этого круга. Он понимал, что теряет очень многое, но он не мог согласиться на то, что решения в его жизни будет принимать не он.
Теперь Ильгар раздумывал над дальнейшими действиями:
«Нужно встретиться с Норманом так, чтоб об этой встрече не стало известно»
Ильгар позвал к себе Кямала. Это был единственный человек, которому он доверял.
- Ильгар, ты вызывал меня?
- Да, Кямал, садись. Ты пойдёшь в Atlantic. Скажешь, что забирать документы. Там под каким-нибудь предлогом встретишься с Норманом Гримом – генеральным мендежером. Передай ему, что мы должны встретиться, но что встреча должна быть тайной от всех. От всех абсолютно. Организуй где-нибудь эту встречу. Как можно быстрее. Сразу дай мне знать. Об этом знаем пока я и ты, потом от тебя узнает Норман. Понятно?
- Всё понятно. Во что мы играем?
- В опасную игру. Потом расскажу. Кстати, я забыл предупредить тебя. Ты можешь и не играть. Это моя игра.
- Я с тобой, Ильгар. Просто не люблю играть в тёмную.
- Нет времени раскрывать карты. Скажу только, что я борюсь за сохранение компании. Шансов немного.
- Я с тобой до конца.
- Я не сомневался в тебе.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Кямал позвонил через час:
- Он согласен. Я договорился в «Бризе». Через час. Я объяснил его водителю где это.
- Как он отреагировал?
- Сразу согласился.
- Ты сказал ему, что никто не должен знать о встрече?
- Сказал.
- Спасибо, Кямал.
- Я буду учавствовать?
Ильгар колебался с секунду.
- Ты хочешь этого?
- Я же сказал, что не люблю играть в тёмную.
- Ладно, Кямал. По правде говоря мне уже и самому надоело всегда быть одному. Приходи и ты.
Итак, началось. План Ильгара был такой: если Норман, действительно, хочет дать им проект, Ильгар уговорит его держать всё в тайне до объявления результатов. Более того, пустить слух о другом победителе. В последний момент все будут поставлены перед фактом. Ильгар рассудил так, что никто не рискнёт поставить под риск срыва проект государственной важности. Компания потеряет покровительство Джавида и Теййуба, но если он сможет (а он сможет)с блеском выполнить проект он может расчитывать на дальнейшое процветание и без них. Мысль о том, что ему будут мстить он отгонял. «До этого не дойдёт»
Ровно через час Ильгар, Кямал и Норман сидели в уютном кабинете ресторана «Бриз». Норман и Кямал пили пиво, Ильгар воду.
- Норман, Рашид и Дайана передавли мне, что Вы хотели поговорить со мной.
- И им обоим Вы отказали
- Да
- Почему?
- Буду откровенен, у меня есть все основания не доверять им.
- Ясно. Ильгар, Вы догадываетесь о причине почему я хотел поговорить с Вами?
- Примерно.
- Ну тогда я скажу: я не верю в причину по которой Вы снимаетесь с тендера.
- Но она отчасти правдива, мне, действительно, предложили продать компанию. И за весьма приличную сумму..
- Вы согласились?
- Да
- Тогда почему Вы здесь?
- Я хочу знать что Вы мне скажете.
- Признайтесь, Ильгар, Вы, действительно, сами не хотите этого проекта? Я человек прямой и уважаю в людях прямоту. Скажите мне правду. Если Вы не хотите проекта – дальнейший разговор – пустая трата моего и Вашего времени.
Ильгар медлил с ответом.
- Да или нет?
Норман смотрел прямо в глаза Ильгару.
- Я хочу эту работу, -наконец, выдавил из себя Ильгар. Ему сразу полегчало. Теперь у него появилось ощущение свободы – выбор сделан, теперь он будет просто совершать те поступки, которые нужно совершить. Конечно, всё самое тяжёлое ещё впереди. Но путь выбран и движение началось. Так себя чувствует пассажир севший в дальний поезд. Вся дорога ещё впереди, поезд ещё не тронулся, но ощущение движения уже есть.
- Отлично, тогда рассказывайте в чём дело. В общих чертах я догадываюсь, и даже, более того, знаю больше, чем Вы. На Вас надавили, предложили купить компанию, в обмен на выход из игры, так?
- Не совсем. Мне сказали выйти из игры безо всяких условий. И ещё меня лишают моей компании, предложив, правду, компенсацию, ту которую я попрошу.
- Кто?
- Я не могу сказать.
- Тот кто стоял за Вами? Можете не отвечать. Я знаю, что это так. Хотите я расскажу как всё бывает? В тендере учавтвуют несколько компаний. За каждой кто-то стоит. Почти всегда бывает один или два фаворита, и ещё один или два участника, которых лоббируют на самом высокои уровне. Обычно, одна из лоббируемых компаний является и фаворитом, тогда всё складывается удачно: никто не обижен, приличия соблюдены, работа идёт. Моя задача – чтоб и работа шла, и репутация компании сохранилась. На этом тендере поначалу всё было так же. Я знал кто стоит за вами, и кто за Xazar. При этом я знал даже, что Рашид, мой технический директор и глава технической экспертизы работает с Xazar. Я был уверен, что мы отдадим им победу, и всё пойдёт нормально. В этом же были уверены те кто стоит за Xazar. Поэтому они подпустили так близко Вас. Они были уверены, что не смотря на то, что и за Вами определённые силы, Вы им не конкурент, благодаря поддержке Рашида. Но Вы, Ильгар, я уверен, что лично Вы, их переиграли. Вы подали документы в последний день, уже после Xazar. И Ваше предложение было гораздо лучше. Как я уже говорил, мне важна репутация фирмы, и я не мог позволить, чтобы вы проиграли. Когда это стало ясно покровители Xazar  и Ваш решили договориться. Я не знаю какая была цена. Но почему-то они Вас сдали. И компанию Вашу решили прикрыть, потому что Вы опасный конкурент дя любого. Что Вам ещё предложили.?
- Работу.
- На них?
- Да
- Ну вот видите, они решили иметь Вас ближе к себе.
Ильгар был поражён. Анализ ситуации был удивительно точен.
- Откуда Вы всё это знаете?
- Немного информации, немного опыта, немного интуиции.
- Что же делать?
- Вы настроены на борьбу?
- Да
- Тогда я отдам Вам проект. Начинайте работать сразу. Объект большой важности, я не допущу задержек. Так что Вы можете быть уверены, что пока Вы работаете на нас, Вас не тронут. Потом Вам надо будет постепенно уходить из страны. Я уверен, что Вы сможете найти себе место в свободном мире. Наши рекоммендации будут иметь значение.
- Когда Вы объявите результаты?
- Собирались в среду. Но я соберу их завтра и заставлю выбрать Вас.
- Никто не должен подозревать об этом.
- Верно. Я соберу их всех неожиданно и они не уйдут пока не примут решение. Я даже звонить им никуда не позволю.
- Вас не заставят изменить решение?
- На нас, конечно, давят до определённой степени и мы идём на уступки. Но поверьте, Atlantic Energy это не та компания которая будет плясать под чью-то дудку. За нами тоже стоят сильные мира сего. Обратите внимание – они заставляют Вас самого уйти, на нас надавить гораздо труднее.
- Рашид не будет мешать мне?
- Нет.Он профессионал. Он уже проиграл свою игру. Теперь он будет стараться вернуть свою репутацию.
- Последний вопрос, Норман. Зачем Вы всё это делаете?
- Вы мне понравились. Всё очень просто. Мне понравилось как Вы посадили в лужу Рашида. Ведь я слежу за всем в нашей компании, я знаю кто чем дышит. Я видел в какой шок впал Рашид. Он даже пытался давить на Вас лично, настолько потерял голову. Я не хочу чтоб Вы проиграли. Всё просто.
- Вы знаете что мне говорил Рашид?
- Догадываюсь. Он говорил, что знает кто Ваш информатор?
- Да, - Ильгар поразился. Похоже этот человек знает всё.- А вы знаете, кто это?
- Конечно, знаю. Диана Фишер. Они подсунули мне её. Я бы не взял, но она действительно прекрасно знает своё дело, я решил, что она мне не помешает.
Джавид тоже вычислил её и пришёл ко мне с этим. Я сказал ему, что знаю, но всему своё время. Потом он решил пошантажировать Вас. Это было очень глупо с его стороны.
Норман встал
- Мне надо уходить. Вот моя визитка. Напишите завтра с утра мне на электронную почту письмо, что Вы передумали и учавствуете в тендере. Получив это письмо, я пойму, что Вы решились. До свидания.
Он вышел из кабинета.
- Что скажешь, Кямал?
- Железный человек.
- Точно. Теперь ты видишь во что мы влезаем?
- Да, Ильгар. Вижу. А это правда что тебе предложили работать на них.?
- Да, гендиректором Oguz Holding
- Ты отказался?
- Моё завтрашнее письмо Норману будет означать отказ.
- Скажу прямо, это будет глупейший поступок в твоей жизни.
- Я знаю
- Но я бы поступил так же.
- Я знаю.
- В Новханы! – скомандовал Ильгар, садясь в машину.
- Да, реис, - отозвался Сеймур
Ильгар был возбуждён. Он вновь стал сравнивать себя с боксёром перед боем. Его сняли с соревнований. Он уже возвращался было домой. Переоделся, снял перчатки, но тут судьи передумали. Вот он вновь одет, размялся и бегом выбегает на ринг к давно ждущему противнику. Противник считал победу сделанной. Теперь психологическое преимущество на стороне Ильгара. Осталось только ждать команды «бокс».
Сеймур выехал на магистраль, и машина понеслась быстрее.


День четвёртый. Вторник. 12 Июля 2011 год



Ильгар проснулся, как всегда, в 7 утра. Наргиз рядом не было. Она вставала раньше Ильгара и готовила ему завтрак. Ильгар ел немного - бутерброд с сыром, чашку чая, розетку варенья. Но ему нравилась это заботливое отношение жены. Сама она с ним не ела, просто садилась рядом и смотрела как он ест.
Сеймур приехал ровно в 7:30 и въехал на дачу. Он вышел из машины, закурил и привычно стал переговариваться с охранником, Керим-киши. Сеймур очень уважал Керима. «Из старых мужиков, сейчас таких нет»- говорил он про Керима. Ильгар поцеловал жену, зашёл взглянул на спящих детей и сел в машину. По дороге он пытался не думать о сегодняшнем дне. Чтобы отвлечься ему захотелось послушать болтовню Сеймура.
- Сеймур, надо как-нибудь сходить на рыбалку.
- Реис, Вы только скажите. Всё с меня – удочки со спиннингом, все снасти. Поедем в Пиршаги. Там знакомые ребята. Садимся в лодку, выезжаем в море и начинаем. Таких кутумов поймаем – клянусь жизнью – 3-4 килограмма. В пршлом году я поехал с Азером (это мой старший). Столько кефали поймали! Я всем родственникам раздал. В другой раз...

Ильгар сидел за столом перед монитором и снова перечитывал письмо Норману.
Он написал его ещё вчера, на даче. Теперь он собирался его отправлять. В письме говорилось, что Ильгар учитывая пожелания персонала компании, и взвесив все за и против решил не снимать кандидатуру BSS с тендера. Осталось лишь кликнуть на «отправить». Ильгар глубоко вдохнул и нажал на клавишу.
Теперь оставалось ждать новостей из Atlantic Energy. Потом ему позвонит Джавид.
Ильгар почему-то стал думать о Диане. Перед его глазами всплывали её белоснежная кожа, рыжие волосы. Он вспоминал как любил играть её длинными локонами. Любил ли он её до сих пор? Ильгар и сам не смог бы ответить на этот вопрос. Во всяком случае, она всё ещё волновала его. Он не забывал её все эти годы, но с тех пор как снова увидел Диану, он думал о ней постоянно. Ильгар вдруг осознал, что все его нынешние действия он совершает для Дианы. Каждый раз он представляет себе её реакцию на свой этот поступок. Он пытается выглядеть сильным перед ней. Как она сказала? «Ты всегда был победителем.» Надо соответствовать.
В ожидании новостей Ильгар занялся повседневной работой: ответил на письма, просмотрел отчёты, дал некоторые указания. Обедать сегодня он решил не в офисе. Ильгар вышел из офиса и пешком пошёл к ближайшему кафе.
Он сидел за столом и ждал заказа, когда зазвонил телефон:
- Ильгар-муаллим, я звонил Вам в офис, сказали, что Вы вышли, поэтому я решил позвонить на мобильный, - это был Рашид
- Да, Рашид-муаллим. Я на обеде.
- Извините, что отвлекаю, но я с хорошей новостью. Мы тут посовещались и решили, что Ваша заявка на тендер наиболее оптимальная. Контрактный отдел подготовит контракт к завтрашнему дню, и мы будем ждать Вас для подписания. Поздравляю Вас.
- Спасибо, Рашид-муаллим. Надеюсь мы сработаемся.
- Непременно. Всего хорошего.
- До свидания.
Ну вот и свершилось. Теперь нужно сконцентрироваться на работе. Сразу после обеда надо собрать всех, объявить о победе и начать делать то, к чему они готовились столько времени.
Ильгар сидел за своим столом. Перед ним сидело несколько человек.
- Кямал, сегодня же звонишь в Киев, говришь с Никитским. Пусть вылетает как можно быстрее. Нармина, организуй для него транспорт, квартиру...Что ещё? Ну, ты сама знаешь.
- Не беспокойтесь, Ильгар-муаллим. Всё сделаю.
- Сегодня же обзвоните всех кого будем нанимать. Всё надо делать быстро. Времени на раскачку нет. Завтра я подписываю контракт. Завтра же едем на место. – Он обратился к Кямалу.- Ты останешься здесь. Будешь заниматься кадрами. Посылать ко мне туда кого скажу. Я буду там около недели. Ты останешься здесь за главного. Быстро закругляйтесь со старыми работами. Все силы бросаем на этот объект.
Ильгар находился в возбуждённом состоянии. Ему казалось, что что-то не сделано, забыто.
- Ладно, если вопросов нет, то все свободны.
Ему вдруг пришла в голову идея. Он взял мобильный, набрал номер и стал ждать ответа.
- Да, Ильгар, привет.
- Привет, Джавид. Можешь меня поздравить.
- Поздравляю. А с чем?
- С тем, что я выиграл тендер.
- Каой ещё тендер?
- Не тормози, Джавид.
- Не понимаю, о чём ты?
- Подумай хорошенько.
Джавид помолчал несколько секунд, а потом рявкнул в трубку
- Не может быть.
- Дошло, наконец!
- Ты с ума сошёл.
- Я тоже так думаю.
- Надеюсь ты меня разыгрываешь.
- Нет, Джавид, не надейся. Это правда. Скажи, ты со мной или нет?
- Ты - дурак! С тобой ли я? Да ты знаешь что теперь с тобой будет?
- И что же.
- Впервые вижу человека так испортившего себе жизнь. Тебе же сказали- уйди. Ты получил бы больше, чем за эту проклятую работёнку. Теперь твоему бизнесу конец.
- Вобщем ты отказываешься от своей доли?
- Да пошёл ты со своей долей. Что я скажу Теййубу? Чтоя скажу министру?
- Правду. Вали всё на меня.
- Жди непрятностей, Ильгар.
- Уже жду.
- Ты что из себя возомнил? Кто ты без нас? Кем ты был пока я не дал тебе дело? Чем занималась твоя несчастная компания? Ты думаешь сможешь работать без нас? Да таких как ты тысячи. Теййуб свистнет, все слетятся работать на него. А ты будешь опять по мелочам бегать. Ну скажи, кем бы ты был если бы не мы?
- Джавид, ты ошибаешься. Да, я пользовался вашей помощью, но только потому что правила игры задаёте Вы. Если бы не Вам подобные, такие как я прцветали бы ещё лучше. Это Вы нас используете. Посмотрел бы я на тебя или Теййуба без дяди на должности. Вы ничего не сможете сделать в честной среде.
- В честной среде! Не рассказывай мне сказки. Ты, что честно выиграл тендер? Что бы ты делал без моей информации?
- Относительно честно. Я был лучший. Ты это знаешь.
- Я знаю то, что тебе конец. Если ты думаешь, что америкашки за тебя заступятся – ты ошибаешься.
- Может быть. Но я уже сделал выбор.
- Ты пожалеешь о нём.
- Пусть. Но это мой выбор. Я – свободный человек.
- Ладно, Ильгар, посмотрим. Пока.
- Пока.
Ильгар представил себе ярость Джавида. По правде говоря, он неплохо относился к нему до сих пор. В Джавиде многое раздражало его, но вобщем-то они ладили. Теперь Джавид был ему неприятен. Ильгар получил удовольствие от того, что так рассердил его.
Сегодня больше ничего делать не хотелось.
«Поеду-ка я домой. Возьму Наргиз, детей, съездим на море.» Ильгар представил себе радость Огтая, если он приедет пораньше. Выйдя из оффиса он отпустил Сеймура и сам повёл машину в Новханы.