Несколько дней июля. Третья часть

Абу Салман
День второй. Воскресенье. 10 Июля 2011 год



Ильгар зашёл в зал встречающих бакинского аэропорта. Сеймур помахал ему и подошёл быстрым шагом.
- С приездом, реис, - он перехватил из рук Ильгара его саквояж
- Спасибо, Сеймур. Извини, что заставил тебя работать в выходные.
- Реис, не обижайте меня, пожалуйста.
- Ты повёз родителей в Новханы?
- Да, реис, - Сеймур улыбнулся, - дай Аллах здоровья Вашим родителям, золотые люди.
Они сели в машину.
- Куда поедем, реис? В Новханы?
- Да.
Ильгар хотел немного поспать в дороге. Он, буквально, вымотался за эти дни. В субботу с утра и до самой вечера он приводил в порядок дела грузинского филиала компании Oguz Construction. Затем был митинг с инвесторами, в котором Ильгар взял на себя лидирующую роль. Закончилось всё подписанием проекта очень важного контракта. После этого до глубокой ночи отмечали это дело. Ильгар поспал только два часа перед выездом в аэропорт.
Ильгар закрыл глаза. Он постепенно погружался в сон. Монотоный гул двигателя, голос Сеймура, который мурлыкал в полтона какую-то мелодию убаюкивали его. Но заснуть он так и не смог. Вновь зазвонил телефон. Скрытый номер
- Алло
- Здравствуйте, Ильгар.
- Здравствуйте, Теййуб-муаллим.
Теййуб очень редко звонил Ильгару. Обычно все поручения он получал через Джавида или кого-нибудь из Oguz Holding
- Спасибо за Ваше участие в тбилисском деле. Я был уверен, что Вы добьётесь успеха.
- Теййуб-муаллим, это было не так уж и сложно.
- Не скромничайте. Я знаю, что этот контракт целиком и полностью Ваша заслуга. Ещё раз спасибо. Но я звоню по другому поводу.
- Я Вас слушаю.
- Вам надо сняться с тендера по электростанциям. Я знаю, какой объём работы Вы сделали. Знаю, что Вы превзошли самого себя. Вы действительно оказались сильнее всех. Кстати, это взбесило многих. Никто не ожидал, что Ваше предложение окажется настолько сильным. Правда, я верил в Вас всегда и был уверен в успехе. Но надо отступить. Как говорится , сильнее слон сильнее верблюда.
У Ильгара перехватило дыхание. Три месяца жизни коту под хвост.
- Я решил, что будет честнее, если я сам Вам об этом сообщу. Разумеется, все Ваши расходы будут с лихвой возмещены.
- Очень жаль Теййуб-муаллим. Я очень надеялся, что мы будем делать это дело. Даже не из-за заработка. Я хотел учавствовать в настоящем большом деле.
- Большие дела ещё будут.
- Надеюсь на это. А как мне преподнести отказ?  Не хочется портить репутацию фирмы.
- Обдумайте это сами. Я думаю лучше Вас с этим никто не справится. И ещё, у меня к Вам деловое предложение. Я хочу просить Вас занять должнось Генерального Директора Oguz Holding. Вашу компанию я куплю и включу в холдинг. Я уверен, что под руководством такого эффективного менеджера наш холдинг выйдет на новый уровень. Такой, что это недоразумение с электростанциями будет казаться смешным. Финансовые условия с Вами обговорят.
Согласия Ильгара он не спрашивал. Это было предложение от которого нельзя отказываться. Весь бизнес BSS держится за счёт этой цепочки- Ильгар-Джавид-Теййуб-Министр. Без участия Теййуба компания перестанет получать проекты и сразу задохнётся. Все кредиторы прибегут получать по счетам. Компания рухнет в одночасье. Правда Ильгар и сам был способен что-то выигрывать, но масштаб работ и заработков упал бы значительно. Ильгар привык уже к другому уровню бизнеса, и возврата к мелким заказам он допустить не мог.
Второй раз у него отнимают мечту. Ильгар мечтал стать хирургом – не вышло. Теперь Ильгар мечтал, что учреждённая им фирма, с придуманным им логотипом, под его руководством будет одной из ведущих в регионе. Он был уверен, что способен на это. Джавида, Теййуба он расценивал как прмежуточный этап. Когда-то, (он знал что это время наступит), обстановка в стране изменится и такие люди, как он смогут добиваться успеха и чистыми методами. Недаром он столько сил вложил в тот проект. Он знал, что не смог бы добиться победы без Джавида и Теййуба, но так же он знал, что достоин победы. И работу он бы сделал по совести. Теперь его мечта рухнула. Конечно, в материальном плане он выиграет. Теййуб щедро заплатит за BSS. Зарплата в Oguz Holding  у него будет не меньше, чем он сейчас зарабатывает. Да и процент ему, скорее всего, дадут. Но теперь он будет работником. Просто работником. Ценным работником, «эффективным менеджером», но работником. Он надеялся передать свой бизнес детям. Конечно, дети в накладе не останутся. Они получат прекрасное образование, у них будет всё. Но не будет фирмы BSS, основанной в 2001-ом году, с логотипом в виде трудолюбивой пчелы, пролетающей над Азербайджаном.
Машина остановилось перед воротами. Сеймур нажал на кнопку пульта, ворота медленно поднялись. Они въехали на территорию дачи.
- Сеймур, отавайся позавтракаем вместе
- Нет, реис, я уже позавтракал. Я нужен Вам?
- Нет, можешь ехать. Хотя постой, проверь сначала машину в гараже – бензин, масло, шины. Может я буду выезжать.
- Хорошо, реис.
Ильгар вошёл в дом. Было раннее утро. Все ещё спали. Ильгар вошёл в спальню. Наргиз лежала на боку, её длинные чёрные волосы рассыпались по постели. С обеих сторон от неё лежали дети – двухлетний Огтай и полугодовалый Туран. Эта идиллическая картина взволновала Ильгара. Как мало времени он проводит с ними! Он сел на край кровати и погладил жену по оголённой ступне. Наргиз, не просыпаясь подтянула ногу. Ильгар посидел ещё с минуту, потом вновь вышел во двор.
- Реис, всё в порядке. Бензин есть, масло нормально, шины тоже.
- Спасибо, Сеймур. Может всё же хоть чай попьёшь?
- Нет, реис, я поеду. Когда за вами заехать?
- Завтра. Я позвоню тебе вечером.
Ильгар снова вошёл в дом. Сел в кресло. Спать уже не хотелось. Несколько последних дней он жил как боксёр перед схваткой. Многомесячные тренировки закончились, взвешивание состоялось, соперники известны. Осталось только выйти на ринг. Мышцы в тонусе. Мозг работает чётко. Зрение обострено. В ушах ожидание гонга. И вдруг бой отменяется. Тебе защитывают поражение.
Ильгар усмехнулся своей аналогии с боксом. Он был уверен, что за всем этим стоит Боксёр. Интересно, как он переиграл Теййуба? Теййуб с самого начала знал, что Боксёр в игре, но ввязался в схватку. Что произошло потом? Влияние дяди Теййуба не слабее. Да и сфера эта ему ближе. Что же произошло? И почему они решили уничтожить компанию Ильгара? (Он не сомневался, что купив BSS, Теййуб просто ликвидирует её).
В комнату вошла мать
- С приездом, Ильгар. Как прошла поездка?
- Хорошо, мама, Всё в порядке.
- С тобой что-то не так.
- Нормально всё, мам. Просто устал.
- Сынок, мне не нравится твоя работа.
- Почему?
- Тебя никогда нет дома. Мы никто не знаем чем ты занимаешься. И всё это богатство...
- Мама, мам! Подожди. Какое богатство? Я человек среднего достатка.
- Мы с отцом всю жизнь работали, и даже квартиру не смогли купить. Вот мы были людьми среднего достатка.
- Время поменялось, мам.
- Время может и поменялось. Но люди всё те же. Зависть, подлость, предательство. Я всегда знала, что за богатством следуют эти пороки.
- Мама, я очень устал, давай не будем об этом.
- Как хочешь. Завтракать будешь?
- Нет, но от чая я бы не отказался.
Мать ушла на кухню. Ильгар снова зашёл в спальню. Наргиз уже проснулась и кормила малыша. Ильгар любил смотреть как жена кормит грудью детей. Он тихо сел рядом.
- Привет, Наргиз, -он говорил шёпотом, чтобы не разбудить Огтая.
Она тихо кивнула и улыбнулась. Туран ел в полусонном состоянии.
Ильгар не без удовольствия оглядел жену с головы до ног. Она, действительно, была красива. Рождение двух детей никак не сказалось на внешности Наргиз. Разве что она стала ещё более женственной.
Ильгар всегда невольно сравнивал Наргиз с Дианой. Только эти две из всех его женщин оставили глубокий след в его жизни.
Он никогда не думал, что сможет долго быть верен одному человеку. Как только он добивался какой-нибудь женщины, в нём сразу просыпался инстинкт охотника и он искал новую добычу. С Дианой было не так. Он не мог ею насытиться. Все три года,  что они прожили вместе Ильгар жаждал её, как в первый раз. Им было интересно вместе. Ильгар рассказывал ей о своих делах. Он даже познакомил её с родителями. Мать Ильгара впала в панику от мысли, что он женится на чужеземке, к тому же разведённой. Отец воспринял всё с привычным сарказмом и даже до сих пор любил пошутить на осетинскую тему. Ильгар, действительно предложил Диане женится на ней, но она отказалась.
- Твоя мать никогда не примет меня. Да и я не думаю, что создана для ведения домашнего очага. Нам ведь и так хорошо.
После того, как Ильгар стал работать с Джавидом между ним и Дианой как-будто кошка побежала. Диана была очень честной и принципиальной во всём, что связано с работой. Она считала тот бизнес, который вёл теперь Ильгар преступным. Винила она в этом Джавида (Ильгар как-то познакомил их). Она ненавидела Джавида, и не скрывала этого от Ильгара. Кроме того Ильгар стал меньше времени проводить с ней. Тут выяснилось, что Диана ревнива до безумия. Она стала ревновать его, причём совершенно безосновательно – Ильгар был верен ей почти три года.
Как-то он ездил по делам в Стамбул. Джавид тоже поехал с ним. Как и все мужчины, которые не пользовались успехом у женщин в молодости, а затем добившиеся положения в обществе, Джавид старался наверстать упущенное. Всю ту неделю в Стамбуле пока Ильгар бегал по различным предприятиям в поисках выгодных партнёров, Джавид посвятил плотским утехам. В последний день он уговорил-таки Ильгара пойти с ним на рандеву с двумя девушками из Баку. Ильгар не собирался заходить далеко, но природа взяла своё.
Через месяц одна из них случайно встретила Ильгара в Баку, и затащила его к себе домой.
На следующий день Ильгар придя к Диане, застал её в слезах.
- Ты изменял мне всё это время. Какой же я была дурой.
Кто-то выслал ей на мейл фотографию Ильгара с той девушкой в весьма пикантной обстановке. Ильгар понятия не имел, кто бы мог сделать это. Он считал, что кто-то из его бывших пассий, или конкурентов стоит за этим.
Ильгар не стал отрицать вины. Он просил у Дианы прощения, но та была неумолима.
- Всё кончено, Ильгар.
- Клянусь тебе, Диана...
- Нет, Ильгар, нет. Я не хочу так... Я тебя ни в чём не виню. Ничего от тебя не требую. Но так жить больше Не-Хо-Чу!
- Дина...
- Не надо. Не извиняйся. Я не могу больше этого слышать.
Он некоторое время ещё пытался помириться с ней. Но потом ей предложили работу в головном офисе МакФерсона и она переехала в Америку, даже не попрощавшись с Ильгаром.
Ильгар же снова стал вести жизнь ловеласа, пока не встретил Наргиз. 
Она была намного младше Ильгара. Они встретились на технологической выставке. Ильгар посещал подобные мероприятия лично, находил партнёров. Его фирма была уже официальным нескольких десятков иностранных компаний. Проходя мимо одной экспозиции он увидел Наргиз. Она листала какой-то буклет. К тому времени прошло уже около полугода как он расстался с Дианой.
- Девушка, если Вас действительно интересуют изоляционные материалы для медных труб, я бы Вам советовал подойти вон к той экспозиции. Поверьте моему опыту, тот производитель, реклама которого у Вас в руках не оправдает Ваших ожиданий.
Наргиз удивлённо взглянула на него
- Ильгар Джаббарлы, президент BSS.
-  По правде говоря...
- Нет, поймите меня правильно, я не пытаюсь агитировать за кого-то, просто если Вы взглянете на этот вопрос чисто с прагматической точки зрения, то...
Одним словом,  Ильгар быстро выяснил, что Наргиз, студентка экономического университета, просто работала как волонтёр на организации этой выставки. Ильгар произвёл на неё самое благоприятное впечатление. Он уговорил её встретиться назавтра ещё раз и сводил на открытие нового концертного комплекса, в строительстве которого и BSS принимало участие. Через 3 месяца они поженились , ещё через год у Ильгара родился сын.
Если бы Диана не бросила его, Наргиз сейчас не было бы с ним. Ильгар сам не знал, рад он такому исходу или нет. Конечно, с Наргиз было гораздо спокойнее. Ильгар был уверен что у него дома всегда всё в порядке. Но в его чувствах к Диане всё же было что-то особенное. И он не был уверен, что появись у него выбор сейчас он выбрал бы Наргиз.
Туран, наконец, наелся и стал тихо посапывать. Наргиз встала и по одному перенесла детей в их кроватки. Потом она села рядом с Ильгаром и положила ему голову на плечо и тихо повторила то, что сегодня уже говорила ему мать:
- Я ненавижу твою работу.
Ильгар не стал ничего отвечать. Он погладил жену по голове, - Всё будет хорошо, - Ильгар привлёк к себе её мягкое, податливое тело...



День третий. Понедельник. 11 Июля 2011 год



Ильгар смотрел в свой ежедневник: 9:15 – летучка с персоналом. 9:30 – встреча с подрядчиком. В 12:00 –инспекция Сумгаитского проекта. Значит в 11:00 надо выезжать. Оставалось ещё одно дело на утро: сообщить в Atlantic об отказе от тендера.
Джавид позвонил ему накануне вечером:
- Ильгар, тебя можно поздравить?
- С чем, с поражением в тендере?
- Брось, ты знаешь, что победил. И именно поэтому Теййуб дал тебе эту должность.
- И лишил бизнеса.
- Ильгар, ты понимешь, что такое генеральный директор Огуз Холдинг?
- Имею представление.
- Нет, не имеешь. Ты можешь иметь представление о масштабах работ, о заработках. Но это не главное.
- А что же главное?
- То что ты теперь входишь в элиту этой страны. То что перед тобой теперь всегда зелёный свет. Теперь не ты будешь искать людей, уговаривать их, пытаться добиться работы, а тебя будут искать, чтобы получить её. Понимаешь, ты уже по другую сторону стола. Чёрт, я завидую тебе белой завистью.
- Я готов уступить тебе.
- Не глупи. Кто мне предложит такое? Я простой чиновник. Ты – гений!.Если бы ты знал какой переполох ты устроил с этим тендером!
- Джавид, скажи правду, что они сделают с BSS?
- Нам заплатят столько, сколько попросим. В разумных пределах, конечно.
«Нам!- Ильгар усмехнулся про себя. Компания уже давно не принадлежит мне».
- А потом?
- Тебе не всё равно?
- Нет. Это моё детище.
- Кончай, Ильгар, ради Бога. Забудь про BSS. Ты теперь в Oguze.
- Они ликвидируют компанию?
- Скорее всего.
- А люди?
- Ильгар, это бизнес. Ты не благотворительная организация. Все эти люди выполняли работу и получали деньги. Теперь их услуги не нужны. Чистый бизнес.
- Ещё один вопрос. Кто завербовал Диану? Теперь ты мне можешь сказать?
- Ты обязательно хочешь это знать?
- Да.
- Тогда, пожалуйста. Это был я.
- Не может быть. Я не верю тебе.
- Твоё право.
- Но как?
- А так, что она приехала из Америки без мужа и без работы, с ребёнком на руках. Она думала что стоит ей захотеть и все выстроятся в очередь, чтобы предложить ей работу.
- Она прекрасный работник.
- Этого мало.
- Ну и что было дальше?
- А дальше я узнал, что в Atlantic ищут финдиректора и хотел протолкнуть одну свою...знакомую. Я задействовал связи и просмотрел список кандидатов, чтобы оценить шансы. Среди них была Дайана Фишер с приложенной фотографией. Я понял, что иметь такого человека на такой должности это как вытянуть счастливый лоторейный билет. Да и американцы были бы не против её. Я нашёл её, поставил условие, она согласилась. Мы продавили её на пост, это было до победы Atlantic в тендере. Они очень хотели нам угодить. Вот и всё.
- Ты дьявол.
- Не прибедняйся, Ильгар. Сколько на твоём счету подобного?
- Но ведь это другое... Это же моя женщина.
- Бывшая, Ильгар, бывшая. Твоя женщина сидит в Новханах и нянчит твоих детей.
Ильгар замолчал.
- Ильгар, ты прямо как ребёнок. Ты варишься в этом соку столько лет. Много ты знаешь людей, которые не продаются?
Ильгар не ответил вслух. Что он мог сказать. «Что я могу сказать, если я и сам продался. С потрохами.»
- Ладно, Ильгар, приди в себя. У тебя новая работа, новая жизнь. Забудь о Диане. И об Atlantic. Хотя с Atlantic тебе ещё надо закончить. Позвони им завтра с утра. Ты уже придумал, что скажешь?
- Не беспокойся об этом.
- Отлично.
Но Ильгар не хотел сам звонить в Atlantic. Его контактным лицом был Рашид, с ним говорить Ильгар не хотел. Он решил перепоручить это Кямалу, своему заместителю. «Надо ещё им всё сообщить.» Кямал, и все остальные его ключевые сотрудники долго работали над проектом и для них это сообщение явилось бы шоком. Ещё большим шоком будет ликвидация компании.
Люди по-одному заходили в кабинет Ильгара, здоровались и рассаживались. Начали ровно в 9:15.
Каждый коротко доложил о своём. Рассказал о планах на день. Ильгар привычно делал пометки в своём дневнике.
Затем он раздал некоторые поручения и отпустил всех.
- Кямал, ты останься.
- Да, Ильгар.
- Садись. Слушай меня внимательно. Мы снимаемся с тендера.
- Как?
- Не спрашивай ничего. Пока это конфиденциально. Позвони в  Atlantic, скажи, что компания сливается с другой крупной компанией и все ресурсы бросаются на новый проект.
- Ильгар, но...
- Кямал, пожалуйста. Просто сделай это.
- Ладно.
- Сейчас. Отсюда.
Ильгар снял трубку набрал номер и дал её Кямалу.
- И вот я ему говорю: будь мужчиной, скажи мне в лицо то, что ты говорил за глаза. А сам в кармане уже сжал нож в руке и думаю: если скажет, сразу же бью его под ребро. Он отвечает: Сеймур, клянусь мамой, я ошибся. Да умру я под твоими ногами...
Истории о лихой молодости тоже были излюбленной темой Сеймура. Ильгар слушал его в полуха, думая о своём. По дороге в Сумгаит была пробка, ехать было долго, Сеймур успел бы рассказать ещё не одну историю. Зазвонил телефон. Ильгар посмотрел на экран – это был звонок из Atlantic. Ильгар не хотел отвечать, но звонки продолжались. Наконец, Ильгар ответил.
- Слушаю.
- Здравствуйте.
Это был Рашид.
- Здравствуйте. Я Вас слушаю.
- Не ожидал, что Вы прислушаетесь к моему совету.
- Рашид-муаллим, я очень занят.
- Я тоже. Но я должен поговорить с Вами.
- О чём? Я не имею сейчас никакого отношения к Atlantic. У меня масса других дел. Я еду с инспекцией на действующий объект. Что Вы хотите сказать мне?
- Зачем Вы снялись с тендера?
- Мой заместитель звонил Вам и объяснил причину.
- Я не поверил ему.
- Извините, другой версии у меня нет.
- Этому не поверил ни Норман, ни Эд, никто.
- Это их проблемы.
- Норман хочет говорить с вами.
- Рашид-муаллим, я снялся с тендера. Я не работник Atlantic. Норман Ваш начальник, не мой. У меня нет ни времени, ни желания заниматься этим. Желаю удачи в Вашем нелёгком труде. Берегите себя. До свидания.
- Не бросайте трубку.
- Что ещё?
- Я не знаю кто надавил на Вас, как Вас заставили отказаться, но я хочу, чтобы Вы знали, что я к этому не имею отношения.
- Ладно.
- Вы мне верите?
- Нет.
- Я сам могу пострадать от этого.
- Каким образом?
- Норману стало известно о нашей с Вами встрече, и он объявил, что если выяснится что я оказал на Вас давление, он уволит меня.
- Не беспокойтесь, я не собираюсь жаловаться.
- Но тут дело не только в Вас. Ведь если кто-то знал о нашей встече, значит он мог знать и о содержании.
- Рашид-муаллим. Вы собирались погубить мою карьеру, если помните. Почему меня должна интерсовать Ваша?
- Ильгар, кто знал о нашей встрече?
- Я вешаю трубку.
Ильгар дал отбой. Выключил телефон. В раздражении он ударил кулаком по щитку автомобиля.
- Почему мы не можем нормально работать? Почему? Я умный человек. Я смогу добиться всего без всех этих Джавидов, Теййубов, Рашидов. Просто не мешайте мне, - он не заметил, что говорил вслух.
- Реис,- отозвался Сеймур,- Клянусь Аллахом, я всегда своим детям ставлю Вас в пример. Говорю, посмотрите на Ильгара Джаббарлы, его отец был таким же шофёром как я, а он каким большим человеком стал. Реис, Вы...
- Ай Сеймур, - Ильгар почти кричал,- ай дорогой, ради тех кого ты любишь -  Ильгар невольно копировал стиль разговора Сеймура, - ради памяти твоего отца, отца четырёх детей, ради всех твоих детей, благородных особей мужеского пола, пожалуйста, не говори мне «реис». Называй меня Ильгар, Ильгар-муаллим, называй меня подлецом, сукиным сыном, - глаза Сеймура полезли на лоб от ужаса, - но только не «реис»