Ниагара

Феликс Цыганенко
   Вернувшись из командировки в США, дочь Валерия с восторгом рассказала о посещении одного из чудес света на американском континенте. Тем самым потревожив мою память: в начале 70-х годов минувшего столетия морякам дизель-электрохода "Куйбышевгэс" под командованием капитана Герольда Илюнина посчастливилось побывать на экскурсии в городе Ниагара-Фолс. Получалось, что Ниагарский водопад мы наблюдали с разницей в сорок лет, правда, дочь - со стороны США, но автор этих строк - с канадского берега пограничной реки. Со слов Валерии, водопад по-прежнему могуч, красив и радует людей величием неукротимой водной стихии! Много воды утекло со времени моего свидания с Ниагарой, а как будто вчера гулял по набережной реки…

   Регулярная грузовая линия Арктик-лайн из портов Европы на порты реки Святого Лаврентия была открыта ещё в 1964 году. Канадские газеты писали о появлении мурманских судов в восторженных тонах: "Гигантский шаг к превращению Монреаля в порт, работающий круглый год, сделан тогда, когда было объявлено, что русские суда намерены совершать рейсы по реке Святого Лаврентия зимой..." Но уже с 1967 года канадская линия получила дальнейшее развитие и наши суда доставляли грузы из Европы в порты Великих озёр, расположенные в глубине материка.

   Сивей (Seaway) - так назывался морской путь, длиной в 1873 километра, начинался от берегов Атлантики. Пять пресноводных озёр: Онтарио, Эри, Мичиган, Гурон и Верхнее соединяли шлюза и каналы, а плавание здесь - сплошное эстетическое удовольствие! В 1969 году мы отправились к Ниагаре на экскурсионном автобусе из небольшого, но тихого и уютного города и порта Гамильтон на берегу озера Онтарио. Сто с лишним километров пути экипаж советского дизель-электрохода "Куйбышевгэс" любовался редкой по красоте местностью провинции Онтарио, окружавшей автостраду. Опрятные домики под цветной черепицей прекрасно гармонировали с ухоженными газонами и зелёными равнинами. После «свинцовых» туч над штормовой Атлантикой,  залитая солнечным, майским светом сельская местность смотрелась как заповедник житейского благополучия и комфорта. Причём не для избранных, а для всех, кто проживал здесь. Экскурсия по провинциальной Канаде – замечательный подарок в новом мироощущении моряков!

   Небольшой город Ниагара-Фолс, куда мы прибыли, разделён пограничным мостом через реку Ниагара на канадскую и американскую стороны. На канадском берегу находился музей покорителей водопада и вращающийся ресторан на высокой смотровой башне, куда рискнула подняться часть экипажа. Из экспонатов музея особенно запомнился стенд, рассказывающий о смельчаке, а точнее – безумце,  который в 1829 году прыгнул с  водопада и стал первым известным человеком, пережившим падение. Много интересного мы узнали в музее. Например, о том, что 14  человек преднамеренно пытались пройти через водопад. Некоторые выживали, другие тонули,  или были серьёзно искалечены. А те кто выжил, облагались большим штрафом, как нарушившие канадский либо американский законы.  В 1960 году  произошло событие, впоследствии названное «Ниагарским Чудом». Семилетний американский мальчик случайно был унесен потоком воды и попал в водопад на канадской стороне. Он имел при себе только спасательный жилет, но остался жив и невредим. Мальчугана вытащило прогулочное судно,  откуда кинули спасательный круг.

   Бурный поток реки раздваивался у водопада островом под названием Козий, образуя две его части. Канадская, большая часть Ниагары, имея ширину 900 метров, выглядела более внушительно, чем американская – меньшая в три раза. О чём я и не преминул напомнить дочери, наивно считая, что мне больше повезло.
   - Возможно, но водопад на американском берегу – бесподобное зрелище, особенно ночью с цветной подсветкой! – отвечала Валерия, -  в твоё время, наверняка не было такой красоты?
   - Думаю, что в 70-х годах обходились без яркой цветной подсветки. Хотя нам и не довелось наблюдать водопад ночью. Мы ведь, в отличие от тебя,  не распоряжались своим временем и не снимали номер в гостинице Ниагара-Фолс.

   Как доложил нам гид, в роли которого у моряков был водитель автобуса в форменных рубашке и головном уборе, обе страны активно использовали энергию Ниагары, построив на реке несколько гидроэлектростанций. По огороженной невысокой металлической оградой набережной реки Ниагары моряки приближались к ревущему чуду. Воздух здесь насыщен мельчайшими капельками воды, образуя вблизи падающего потока водяную завесу. Так дышала Ниагара, низвергающая миллионы тонн воды с пятидесятиметровой высоты. С набережной было видно, как к основанию водопада подходили катера с туристами, закутанными в дождевики с капюшонами. Внизу есть и специальные туннели со смотровыми площадками для туристов. Со слов дочери, то же самое было и на американской стороне Ниагары.

   Непередаваемое словами чувство испытывали мы, наблюдая снизу вверх, сквозь водяную пелену, огромную лавину воды, с рёвом падающую вниз. Ниагара завораживала могучим проявлением природных сил, магически притягивала взор, и моряки подолгу и молча стояли здесь, очарованные невиданным зрелищем. Судьба отблагодарила нас за выдержанные испытания в холодной и штормовой Атлантике, подарив взору редкое по красоте и силе явление природы. За что мы, северные моряки из далёкого Мурманска, и благодарны судьбе!