Провокация взятки 1980г сб-к чистосердечное призна

Северин Касинов
Средних лет женщина, утирая платочком слезы, уговаривала молодого  следователя в форме лейтенанта:
-Он же хороший мальчик. Никогда ничего плохого не делал, а здесь так получилось… Пожалуйста, освободите  его, хотя бы до суда. Я его никуда не выпущу, он будет дома сидеть…
Следователь пытался возразить:
-Но он уже  арестован. Ничем не могу…
А  она продолжала:
-Отец больной, не переживёт. Мне одной со стариками,  больным мужем и дочкой не справиться. Отпустите, молю Вас, парня, он не подведет, вот увидите.

Бестолковый разговор затягивался. Выгнать ее он не мог и пытался ей объяснить ситуацию, но женщина продолжала нескончаемый поток аргументов в защиту своего чада.

Наконец, она добилась своего - лейтенант сдался:
-Ну хорошо, хорошо. Я постараюсь что-нибудь сделать. Попробую освободить из-под стражи, но ведь придется серьёзно объясняться с прокурором: почему арестовываю человека и почти сразу же отпускаю. Как я ему это объясню?
-Хотите, я пойду к прокурору? Я сумею уговорить его.
-Ещё чего.  Вы ещё там скажите, что это я надоумил идти с просьбой. Нет. Я попозже что-нибудь придумаю...

К чему он это сказал, он и сам не знал. Просто хотел побыстрее избавиться от посетительницы, которая отняла столько драгоценного времени. Поблагодарив его, она ушла.

Прошло несколько дней, и следователь за текучкой дел забыл о своем обещании.
Но вспомнить все же пришлось.

В кабинет постучались и вошла все та  же женщина.  Поздоровавшись, она вновь стала просить:
-Я опять к  Вам по поводу сына. Вы ещё ничего не решили?
Он болезненно скривился и неуверенно произнёс:
-Нет. Пока я ещё ничего не решил, но Вы не отчаивайтесь. Просто нет времени заниматься Вашим делом. Будут возможности, что-нибудь придумаю. Если не я, то прокурор или суд может освободить Вашего сына, – он все боялся дать конкретное обещание.
-Ну тогда я пойду, - сказала она и поднялась со стула.
Замявшись на несколько секунд, она быстро вынула из сумки завернутый в газету пакет и сунула под лежащий на  столе томик Уголовного Кодекса.
-Это я Вам… Заранее спасибо… Я пойду, - и с этими словами она открыла дверь, намереваясь выйти.

Одним прыжком лейтенант оказался у двери и захлопнул ее перед самым носом женщины. В этот же момент в дверь кто-то дернулся и стал стучать.

Следователь снял трубку прямой связи с начальником и  сообщил, что ему только что пытались вручить взятку.   Дверь ходила ходуном и уже трещала, и следователь был вынужден открыть её.

В помещение стремительно вошли  двое. Один был инспектором местного ОБХСС, второй представился инспектором Управления . В руках у последнего был фотоаппарат. Сзади в дверь заглядывали два гражданских субъекта. « Все ясно,» - подумал следователь. «Понятые. Ну уж - дудки вам!» 

В следующую секунду он, опережая оперативников, заявил, что женщина пыталась дать ему взятку. Наступила пауза, которую нарушил голос замполита, в это мгновение вошедшего в кабинет:
-Что у тебя тут произошло?
Следователь повторил все, только что сказанное.
-Сколько она дала?
-Да я не смотрел… Вообще не притрагивался к пакету.
Замполит миролюбиво предложил:
-Что ты, в самом деле. Какая взятка? Ну, женщина с горя решилась на такой поступок. Мог бы и простить.
Из глаз женщины градом катились слезы. Она уже просто рыдала, не в силах что-либо сказать.
-Ну хорошо, я прощаю её, но давайте посмотрим.

Он развернул пакет. Там была тоненькая пачка «пятидесяток».  Следователь включил ультрафиолетовую лампу, направив ее на деньги. На купюре обозначилась размашистая надпись: «Взятка».

-Что это? Провокация? Кто Вас научил? – обращаясь к женщине, спросил следователь.
Замполит, вдруг начав заикаться, попросил всех выйти, а когда остался наедине со следователем, спросил:
-Чего ты завелся? Не выпендривайся. Это не мы, это все из прокуратуры пошло. Видно,  дал повод настучать на себя.
-На меня нечего стучать, я ничего плохого не сделал, а на прокуратуру буду жаловаться.
-И не думай. Прокурору на тебя грязи  накопать, как конфетку съесть... Вылетишь за милую душу. Так что, не дергайся и забудь…
-Ну спасибо, товарищ начальник, за совет. Так я и сделаю.

Оперативники ничего оформлять не стали и ни к кому претензий никто не имел. Кроме лейтенанта.

Он решил по-своему. По закону он имел право самостоятельно изменять меру пресечения и сделал это. Освободил-таки парня, оставив его до суда под подпиской о невыезде.

Мать обвиняемого  не заставила себя долго ждать и уже на второй день после освобождения  пришла к следователю и подробно рассказала ему, каким  образом следователь прокуратуры и инспектор уговорили ее дать ему взятку.

Прощаясь, она сказала, что отправила на его адрес письмо «с благодарностью». Он молча выпроводил ее.

В этот же день он получил «благодарность», и, приписав  несколько слов совсем неюридического содержания, отправил обратно.

Может, напрасно? Ведь теперь никто бы не поверил, что он «берет».

1998.