Травы для йогов - 1

Сержант Лебядкин
Первая статья из цикла «Травы для йогов». В ней обсуждаются варианты применения растений для улучшения состояния полости носа. Далее планируется последовательно рассмотреть применение растений для интенсификации различных направлений йогической практики – очистительных процедур (противомикробные, противовоспалительные, желчегонные растения, модуляторы пищеварения), асан (травы, улучшающие состояние опорно-двигательного аппарата, стимуляторы регенерации хрящевой и соединительной ткани), пранаямы (травы-антигипоксанты), медитации (ноотропы, растения для улучшения функций нервной системы).



Носовую полость иногда называют «воротами в мозг». Слизистая носоглотки – уникальное в своем роде место, где центральная нервная система почти непосредственно соприкасается и взаимодействует с внешней средой. Дело в том, что слизистая полости носа имеет большое количество нервных окончаний, берущих свое начало в головном мозге. Отростки нервных клеток, осуществляющих обонятельное восприятие, через отверстия  передней черепной ямки проникают в полость носа и дают там обильные разветвления. Кроме того, слизистая носа многочисленными рефлекторными путями связана со сложными процессами поддержания внутричерепного давления за счет изменений тонуса мозговых сосудов. Стимуляция воздушной дыхательной струёй внутренней поверхности носа вызывает ритмичные колебания циркуляции ликвора и внутричерепного давления. В экспериментах выявлена прямая связь между наличием носового дыхания и ритмичными колебаниями давления в ликворной системе (Фридман, 1976).

Кровоснабжение слизистой носа связано с общим кровообращением головного мозга; для обеих сосудистых подсистем имеются общие пути артериального притока и венозного оттока (Привес М.Г., 1974).

В связи с этими особенностями состояние слизистой носоглотки имеет большое значение для иммунитета верхних дыхательных путей, а также для нормального функционирования центральной нервной системы.

Для поддержания свободной проходимости носовых ходов, стимуляции кровеносной системы и периферических нервных окончаний слизистой носа в хатха-йоге существуют приемы, объединенные под общим названием «нети». Нети упоминается автором «Хатха-Йога-Прадипики» Свами Сватмарамой как один из элементов шаткармы – шести очистительных действий. Выделяется джала-нети – промывание носовых ходов и сутра-нети – очищение шнуром.

Описание технического выполнения этих широко известных процедур мы оставляем за рамками данной статьи; при необходимости читатель без труда сможет найти их в руководствах по хатха-йоге.

В аюрведической панчакарме существует аналог йогической процедуры, но применяемый с целью введения через нос различных лекарственных форм – насья. Извлечения из растений могут вводиться в нос в виде водных, масляных извлечений, в виде порошков, полученных из высушенного растительного сырья. Общность путей кровообращения, множество тесных взаимосвязей между слизистой носа и головным мозгом обеспечивает быстрое проникновение лекарственных веществ в мозг; это обуславливает тысячелетний опыт применения насьи при различных заболеваниях.

Обычно традиционное джала-нети применяется с использованием солевого раствора воды, иногда – с добавлением соды и йода. Однако опыт применения растений позволяет предложить варианты выполнения джала-нети с применением трав, что позволяет эффективно достигать некоторые лечебные цели. Строго говоря, использование водных экстрактов должно именоваться уже не «нети», а «насья», так как здесь имеет место не просто промывание носа, а введение водных лекарственных форм; но в части технического выполнения использование термина «нети» также будет вполне правомочно.

Наиболее частая проблема, обременяющая верхние дыхательные пути и носоглотку – острые респираторные вирусные инфекции. При внедрении возбудителя в слизистую происходит её отёк, возникает гиперсекреция слизи; всё это значительно снижает проходимость ноздрей и затрудняет нормальное носовое дыхание. Самый частый способ борьбы с этой ситуацией – местное применение сосудосуживающих препаратов, которые временно снимают отёк слизистой и возвращают проходимость носовых ходов. Людям, практикующим йогу, порой приходится прибегать к этому способу, так как нормальная практика йоги – асан, а тем более пранаямы – невозможна без свободного дыхания. Есть, правда, одно «но» – сосудосуживающие капли оказывают лишь кратковременный эффект и к тому же довольно быстро к ним развивается привыкание. Через несколько дней эффект становится еще более кратковременным, но без применения капель отёк слизистой становится сильнее. В ряде случаев это может приводить к хронической зависимости от этой категории препаратов.

Можно ли избежать такого сценария, если начинаются простудные вирусные явления, появляется заложенность носа и выделения? В данной ситуации может очень хорошо помочь  джала-нети с использованием растительных отваров. Какие же растения для этого нужно выбрать?

Первая категория, на которую следует обязательно обратить внимание – это растения, обладающие дубящим действием.

Дубящее действие растения обусловлено содержанием в нем специфических веществ – танинов. Танины (дубильные вещества) принадлежат к различным химическим группам, но обладают общим свойством коагулировать белковые вещества, необратимо связываясь с ними (Петков В., 1988). Это свойство используется при дублении сырых кож – за счет коагуляции структурных белков кожа становится твердой, устойчивой к микроорганизмам и водонепроницаемой. Многие растения в избытке содержат танины и потому издревле применяются в медицине. Прежде всего, дубящие вещества оказывают противовоспалительный эффект, также основанный на взаимодействии белковых веществ с танинами – на поверхности слизистой образуется защитная пленка, препятствующая дальнейшему развитию воспаления. Кроме того, образуемая поверхностная пленка ограничивает проникновение в ткани патогенных возбудителей. Для дубящих веществ характерно антисептическое действие. Связываясь с белками на мембранах микроорганизмов, танины оказывают бактериостатический и противовирусный эффект.

За счет образования пленки на поверхности слизистых, дубящие вещества обладают вяжущим (поэтому отвары их применяются внутрь при поносах), а также кровоостанавливающим действием.

Перечисленные свойства делают дубящие растения незаменимыми при лечебных вариантах джала-нети. Из наиболее доступных и эффективных нужно упомянуть такие, как корневище лапчатки прямостоячей, корневище бадана толстолистного, кора дуба, кора черемухи, шишки ольхи.

Из этого списка стоит отдельно остановиться на лапчатке прямостоячей – как на ярком представителе дубящих. Заметим, что лапчаток существует много видов, и они значительно отличаются друг от друга по свойствам, поэтому надо обратить внимание, что в данном случае требуется именно лапчатка прямостоячая (Potentilla erecta), одно из народных названий – калган (не путать с истинным калганом – альпинией из семейства Имбирных). Лапчатка прямостоячая обладает выраженными дубящими, противовоспалительными, антисептическими, кровоостанавливающими свойствами. В экспериментах установлено, что водные вытяжки из лапчатки прямостоячей оказывают значительное цитостатическое и противовирусное действие на вирус герпеса (May и Willuhn, 1978).

Кроме дубящих растений, желательно использовать также травы, обладающие выраженным противовирусным действием, так как респираторные инфекции чаще всего имеют именно вирусную природу.

Корень копеечника забытого или чайного, зверобой продырявленный, репешок аптечный, шалфей лекарственный, кора калины обыкновенной – это лишь малая часто обширного списка растений, для которых доказана противовирусная активность; многие из них имеют многовековую историю применения при различных вирусных заболеваниях в традиционных медицинских системах Востока, сегодня современные научные данные подтверждают их эффективность против вируса герпеса, вирусного гепатита и других (А.Н. Алефиров, 2009).

Таким образом, имея в домашней аптечке отдельные растения из вышеперечисленных, можно применять их в борьбе с респираторными инфекциями, используя метод джала-нети.

Важно начать лечение сразу, при первых же появляющихся симптомах ОРВИ. Джала-нети лекарственными отварами проводится 2-4 раза в сутки. Как правило, если лечение начато вовремя (при первых же признаках инфекции) и систематически проводится в течение 2-3 дней, заболевание купируется в самом начале, развитие возбудителя подавляется, слизистая носа не отекает, носовое дыхание остается практически свободным и применения сосудосуживающих препаратов не требуется.

Пример рецепта:

1 столовая ложка корневищ лапчатки прямостоячей на 1 литр воды. Варить на медленном огне под крышкой 15-20 минут. Потом добавить 1 чайную ложку зверобоя продырявленного и 1 чайную ложку репешка аптечного, варить еще 3 минуты, выключить огонь, настоять 1 час. Процедить. Посолить, как это  обычно делается при джала-нети (важно!). Промывать нос 2-4 раза в сутки, желательно всем членам семьи.

При составлении рецепта важно вводить в сбор растение с выраженным дубящим эффектом: как правило, это грубое сырье, нуждающееся в более длительном отваривании – корневища или кора; после нужно добавить более мягкие компоненты, для которых достаточно очень короткого вываривания и настаивания (листья, цветки). Состав сбора может меняться, в зависимости от того, какие компоненты есть в наличии, при этом схема приготовления остается той же: в сбор входят растения с высоким содержанием дубильных веществ, а также травы с выраженной противомикробной и противовирусной активностью.

Важно помнить о том, что промывание носа пресным, несолёным отваром вызовет еще большее набухание слизистой, поэтому перед промыванием носа следует посолить готовый отвар в стандартной пропорции, как это обычно делается при выполнении джала-нети.

В следующей статье будут рассмотрены варианты получения лечебных масляных экстрактов, используемых при выполнении сутра-нети.