Коротко о жизни

Елена Мартем
        Я родилась в бедной, солнечной и красивой стране. Теплое Адриатическое море с золотистым песком, горы с оливковыми рощами и полями, лежащими у их подножия красными нежными коврами красных маков, cтолица с её красивой и огромной мечетью и огромной площадью c фонтанами и  в цветах, узкие взлахмоченные улочки с рпилипившимися друг к другу старенькими домами, бурная река и каналы – все это окружало меня в детстве. Темноволосые люди доброжелательно и скромно улыбались мне, как бы смущаясь за свою нищету. Но я тогда этого и не понимала, и не знала, да и не обращала внимание тоже. Я любила море с его удивительно красивыми ракушками, теплыми, бирюзовыми волнами, горячим мелким песком, живописные горы с оливковыми рощами и массой черепах и птиц, город с запахами ириса, мимозы и жареных каштанов. Эти запахи помню до сих пор и люблю с той поры и маслины, и жареные каштаны.
        Мой отец работал в этой стране, где мы жили достаточно долго и в которой умер мой старший брат, ушедший в мир иной от быстротечной вирусной болезни. На самом деле, ему-то я и обязана появлением на свет: моя мама так переживала потерю первого сына, то была почти одержима желанием второго, но вместо мальчика родилась я - вобравшая ещё в утробе её все качества мальчишек. Поэтому я росла, сама не понимая почему, как мальчик, почти до 12 лет: я играла в войну, казаков - разбойников, дралась с мальчишками, лазила по крышам и везде, куда только можно залезть, убегала из дома, короче, бедным родителям со мной, вернее с моим темпераментом, досталось здорово, пока я не начала взрослеть.
Но, вернемся снова в прекрасный город Тирана. Мы жили в очень красивом особняке  на втором этаже, где по ограде балкона вился виноград, а сверху были видны спелые желтые лимоны на дереве, огромные и душистые розы , обрамляющие квадрат двора и, стоящее в углу сада около ограды, огромное девево мимозы, которое весной превращалось в огромный душистый желтый и пушистый шар. Внизу под нами жил толстый генерал с такой же толстой генеральшой, который очень часто пил чай на своей веранде и часто о чем-то разговаривал с моим папой. Папа вообще знал много людей и не только русских, а он даже знал и правителя этой страны, который потом стал ужасным диктатором, Энвера Ходжу, который для меня в то время был очень симпатичным человеком, невысокого роста, часто таскавшим меня на руках. А страна это была -  Албания и время моего детства было сказочным ярким периодом, который помниться до сих пор!
        Но, вот умер наш диктатор – Сталин и наша пышная мимоза была ободрана на огромное количество букетов, которые жители этой страны клали на центральной площади Скандербека у невероятных размеров  портрета Сталина, висевшего во всю высоту здания  русского посольства и клуба. А потом вдруг, через очень короткое время , все русские стали собираться домой , ну, и мы тоже. Только потом, после многих десятилетий, я узнала, что албанцы обнаружили русский, а в то время Советский, шпионский центр, работающий против или на всю Европу. И, испугавшись изоляции от всей Европы, албанцы решили изолироваться от всех и тем более от русских, почти на 30 лет, и выслали всех русских из страны! И только позже я тоже поняла, что за встречи происходили  и почему мой папа встречался с таким количеством людей, и почему он никогда не рассказывал о работе. Но узнала об этом и поняла, как я уже сказала, все это намного позже...
Вот так я попала снова в другую страну, в СССР, в Москву. И это была тоже очень красивая, огромная богато-бедная страна. Богатая , потому что было и есть все: моря, теплые и холодные, масса могучих рек, бескрайние леса, поля, высоченные горы, пустыни, тундры, вулканы и гейзеры, в общем всё, что душе угодно . Уже не говоря  о минералах, металлах, золоте, нефти, бриллиантах и прочих камнях и ископаемых ! А бедная, потому что люди жили бедно и неприхотливо, хотя и имели всё это богатство , да , ещё вдобавок и богатейшую культуру. Они были наивно добры, нетребовательны, веселы и доверчивы. О существовании другого мира и стран они узнавали по радио, а позже и по телевизоры, но иностранце в «живьём» встречали очень редко. Они верили своим разным диктаторам, которые обещали им много в светлом будующем, а пока, ничего не давали, не время было...
Здесь, в Москве, я наконец встретила своих бабушек и единственного дедушку, а также массу тётей , дядей, и двоюродных братьев и сестёр. У моего отца было два брата и две сестры, которые только и выжили из всех тринадцати бабушкиных детей! Бабушка была высокой, тощей и зловредной старухой, которая втихоря в темном корридоре больно щипала меня в моё худенькое тельце, поэтому я к ней никогда и не испытала теплых чувств, как другие дети к своим милым бабушкам. Зато другая бабушка с маминой стороны и дедушка – были милыми, добрыми людьми, которые баловали меня, как могли и немного, из-за нехватки денег, но я их все равно любила и даже жила в их, покасившемся от старости , деревянном домике с подпорками по бокам и наклонным полом, на Красносельской, около железной дороги. Когда меня отправили туда на «побывку», при рождении долгожданного мальчика - моего младшего брата,то мне было там намного интересней, чем в квартире  на Рождественском бульваре. Я ходила по наклонному корридору в соседнюю комнату к другой моей тёте и мы зажигали и топили маленькую печурку, а я, как загипнотезированная, смотрела на плящущий огонь, на его мистические танцы в пламени, а потом вечером, когда бабушка клала меня спать на неудобный диван с высокой спинкой, я мечтала, под стук проезжающий поездов, как я буду путешествовать по миру, когда выросту большая и засыпала в счастливых видениях. 
        Потом я пошла в школу и училась, как все дети, хотя от этого периода, почти до восьмого класса, у меня не осталось никаких воспоминаний, потому что все было как – то очень серо, монотонно и невыразитеьно. Ну, а потом, закончив одиннадцать классов и испытав в школе свою первую любовь, я поступила в институт, о котором мечтала  -  Архитектурный на Ждановской улице. На дневной я не прошла, потому что мама хотела меня устроить по знакомству и мне нужно было только приходить на экзамены, а дальше бы всё бы за меня решили бы. Но мне было ужасно стыдно, только от мысли, что я должна сыграть театр, обманув других, а попаду в институт в любом случае.  И меня так мучила моя юношеская совесть, что я вообще не пошла на экзамены, а поступала сама уже на следующий год, проработав практикантом на заводе, ну и прошла только на вечерний, но прошла зато - сама. Институт , конечно же, был для меня самым счастливым периодом той моей  недолгой жизни: я любила учиться, мне нравились все предметы,у меня появилось много друзей и ухажоров, аиз всех предметов я любила больше  всего начертательную геометрию, историю искусств и архитектуры, рисунок и черчение – это было самым лучшем для меня занятием. В детстве мой отей привил мне и брату любовь к рисованию и это , к тому же, было единственное занятие, которое могло удержать  меня в покое на несколько часов. И я рисовала и лепила свой мир неудержимо, свои фантазии, подкрепленные сказками и легендами, которые читал нам папа. Так что, эта увлеченность все-таки помогла мне по жизни очень много и в конце концов стала моей необходимостью, моей страстью и выражением моих чувств и моего мира.
        Да, ну а жить в общем-то было не легко в этой стране ограничений и серых горизонтов, но так жили все и казалось, что так и надо. Правда часто, когда собирались компаниями, после выпитого вина и водки много говорили о тоске по будущему, по хорошей жизни, о разных свободах. Но, чего не наговоришь выпивши - то!
        Так и жила.
        Потом встретила хорошего парня, умного, доброго,  да ещё и спортивного, с которым мы достаточно быстро поженились и у нас после нескольких лет родилась очаровательная дочка, но, как часто бывает в жизни,особенно в той, мы через несколько лет разошлись. Из моей влюбленности не выросла любовь, а без любви жить я не могла и не могла притворяться. Мой муж был хорошим человеком и это не его была вина, что я его не полюбила, ну, я и решила, что честнее будет разойтись, чтобы он потом встретил другую женщину, которая его полюбит и он тоже, может быть, полюбит её, что собственно и случилось через несколько лет. А самое главное,  не хотелось играть театр и обманывать дочурку, которая всё чаще бросала на нас серьезные взгляды. Развод был долгим и тяжелым, изнуряющим своими переживаниями, угрозами, семейными сценами, но после нескольких лет мы остались все-таки хорошими друзьями, чему я  рада и по сегодняшний день. Бывший муж приезжает к нам в Швецию проведать свою дочку, а теперь и внучку тоже и тогда мы устраиваем большую вечеринку собравшись все: я с моим мужем, родители мужа моей дочери и она со своим мужем и папой. Это вошло уже почти как в традицию, когда мой бывший русский муж приезжает в Швецию провести короткий отпуск.
        Я любила путешествовать по огромной стране: холодный север с лесами, монастырями  и озерами, моря, реки, красивые и интересные города с музеями: Ленинград, Новгород, Ярославль. Красивый и европейский запад с удивительными городами : Рига, Таллин, Львов, Киев. А горы?! Карпаты, Кавказ с Чегетом, Джантуганом, Дамбаем, Бакуриане в Грузии, Цахкадзор в Армении! И теплое, очень Черное море с негой на пляже и вечерними романами! И везде встречались славные, добрые люди! Я только никак не могла понять тогда, откуда бралась и разросталась, как раковая опухоль больная социальная система и политическая структура?! И почему, когда вокруг так много хороших интеллигентных людей, умных , талантливых ? Да и не я одна , а многие ломали голову над этими вопросами, потихоньку отчаиваясь в достижении прекрасного будущего и , также потихоньку, спиваясь. Ведь после Сталина сменилось много разных тех или иных диктаторов, с разными лицами , умных и глупых, пусть не таких экстремальных, но суть правления оставалась вся таже,со стукачами, доносами, тюрьмами и лагерями, КГБистами и с равноправной бедностью.
Все терпели и ждали, как-будто все само собой преобразуется или «авось», да и устроиться! Ах, уж это ужасное, бездейстенное и безответственное – Авось, да, как-нибудь...И вот с этими «авось» выросло уже несколько поколений, правда последняя молодёжь пошла в другую крайность – «по головам», ну, да это отдельная дискуссияа здесь я пишу не об этом.
        И вот что интересно, мой отец, который всю жизнь проработал в органах, становился всё более молчаливым, желчным и агрессивным. Только потом я поняла -  почему! Мир его коммунистических идеалов и обещаний постепенно начинал рушиться и давно сгнил изнутри, а обещания и установки проявлялись и  становились, как лакмусовые бумажки - фальшивыми. Я знаю нескольких его друзей - коллег, которые в конце 50-х и 60-х сходили с ума, так что можно представить, что в глубине государственного аппарата творилось по отношению к обычным советским гражданам!
       Бедный папа!
       Потом, после почти десяти лет различных личных катастроф, падений и взлетов, я встретила, через мою подругу, моего второго официального мужа – шведа, который, как-то неестественно бысто и сразу, в меня влюбился и решил жениться во что бы то ни стало! На это ушло правда два года при помощи и содействия популярных в то время органов того же КГБ. Я, честно, очень боялась реакции моего отца, когда мой влюбленный швед по телефону сказал, что он хочет приехать познакомиться с моей семьей и поговорить о замужестве! Мне было даже трудно представить реакцию папы, потому что, когда я училась в школе и хотела переписываться с какой-то девочкой из Болгарии, то мне было сделан выговор и очень сурово запрещена любая попытка дружб или переписки с иностранцами и, когда я всё-таки всё равно это сделала, написав и отправив письмо, то папа его нашел в почтовых дебрях(?!) и уничтожил! Так, тогда моё желание дружить со всем Миром и растопталось, к моему горькому и слёзному сожалению! И вот я решилась рассказать папе об шведской сватовстве и о моем желании уехать, но каково же было моё удиление, когда он , молчаливый  и замкнутый, вдруг стал сам горячо убеждать меня уехать из этой страны, если есть хоть маленькая возможность! Да, папочка, тогда ты был со мной честен и показал свою глубокую отцовскую любовь...
       И я уехала , наконец-то поженившись после дву лет попыток, со шведом, в третью страну! Она меня встретила ярким солнцем в летний день, чистотой, своеобразной архитектурой, красотой природы, а самое главное, от чего у меня пошла кругом голова – изобилием всего в магазинах без очередей! Это был 1986 год.
Я ходила по магазинам и у меня кружилась голова: так много всего, много фруктов и овощей, каких-то  волшебно красивых баночек и упаковок! И я , как маленький ребенок просила моего новоиспеченного мужа купить мне это и то, а он только улыбался и качал головой на жену, которая приехела почти с другой планеты или из другого мира. Ну, конечно же, прошло время и я привыкла и к изобилию, и к чистоте, и к приятным,  вежливо улыбающимся людям, которые жили  в прекрасно организованной и красивой, чистой и с удивительным порядком везде – стране. Ну, а дикторы? Их там не было, а правили страной король с королевой и демократическое правительство и была в стране - Демократия! Она есть до сих пор! Все относились с большим уважением  друг к другу, никто не кричал, не буянил, не ругался матом, наоборот, было тихо, вежливо и мирно. И,  когда мы приехали в новый дом, в тихую и живописно расположенную коммуну на юге Швеции, то я даже первые недели испытывала страх.  До того тихо было вокруг: никто не толпился , не было криков, гудения сигналов машин, не было видно людей вообще! И я испугалась, а вдруг началась война? И все исчезли,эвакуировались,  а мне никто не мог сказать из-за непонимания языка? Но, когда через несколько дней приехал мой муж с работы в другом городе, то он посмеялся надо мной и объяснил, что здесь не принято слоняться по улицам, что люди или работают или занимаются чем-то в домах, или уезжают на прогулки куда-нибудь в лес или на море. Да, и народу –то в этой стране не так уж и много было вообще - всего-то только 12 миллионов, почти как только в одной Москве! Ну, со временем я , конечно же, привыкла и мне очень нравиться эта тишина, в которой можно слышать пение птиц, далекие шумы поездов, дорог и города. И соседи все были очень милыми спокойными людьми, вежливо со мной здоровающимися, но никогда не пристававших с какими-то вопросами или нравоучениями. Здесь, как в Швеции, так и в Европе, вообще, все живут по принципу: живи сам и не мешай жить другим! И это чувствуется везде и во всем! И это мне очень нравиться!
После того, как я осела в новой, очень подходящей для меня, стране, прошли годы, пока я не выучила язык и много других, новых для меня предметов, как например программы компьютора, психологию, работу руководителей, предметы для работы с инвалидами разных групп и много, много другого, сменив специальность и поменяв рабюоту. Дома заведена толстая и тяжелая папка, только с моими дипломами и свидетельствами об окончании того или иного курса. И мужа я тоже сменила на замечательного, энергичного и умного, доброго и любящего меня беззаветно, который не только любит меня, но и помогает и поддерживает во всём и всегда. И проработала я уже в этой стране много лет и в разных организациях.
Я чувствую себя на самом деле очень счастливым человеком! Может права та поговорка о трех возможностях, о том, что Бог троицу любит?! И страна третья, и муж третий и много других повторений. Да, задумаешься об поговорках-то!
Я и мы- много путешествуем по разным странам, много повидала и повстречала разных людей, всяких разных и разных национальностей, и вот что странно: я везде чувствую себя дома, мне нравиться и приятно везде! Мне вообще нравиться Жизнь!
И я думаю, а, вернее, сейчас совершенно в этом убеждена, что весь МИР – это МОЯ СТРАНА и это мой ДОМ, в котором мне так интересно и хорошо! В котором я живу, а не существую.

И эту страну знает каждый – планета ЗЕМЛЯ!


20.08.2011
Осторп, Швеция