Мишка. Дети войны

Анна Малык Маг
      И в это село вошли немцы, не вошли, а въехали победителями. Взъерошили все. Кое-где уже меньше трещали и бряцали оружием, а вот на мотоциклах кружили по улицам, выискивая дома, где можно лучше обосноваться, согреться, хорошо поесть и отдохнуть. Дом, где жил Мишка, был невелик: две комнаты и кухня, в которой постоянно кружилась мать у плиты, а неподалеку, в тепле, в маленьком закутке согревался теленок. Правда, за домом был коровник. Вот туда и поставили немцы одну лошадь, на которой восседал офицер. 
     "Матка, я здесь буду жить, - сказал офицер, указав на самую лучшую комнату, - мне не мешать. Это убрать!".  Он показал на теленка. - "Да куда же его? Он мал еще, в такую стужу пропадет", - пролепетала женщина. - "Не понимайт. Это есть дом. Туда, где коров, лошать", - изрек коротко, довольно внятно, на русском языке офицер. И тут же его подчиненные уволокли теленка к его родной мамке, в сарайчик.

      Женщина всполошилась. Ее оттолкнули. Из другой комнаты выбежал Мишка и сразу к офицеру. Он стал его тянуть за рукав и знаками показывать на солдат, которые грубо обошлись с матерью. "Я есть Фридрих. Ты? Кто есть ты?" - спрашивал офицер. - "Я?.. Миша. Это мой дом. И теленок мой..." - промяукал мальчишка, которому было всего  шесть. -"Теперь мой дом, - с каким-то неудовольствием пробормотал немец. - Я здесь жить. Ты работать, матка работать, все работать!" Он поднялся, взял малыша, как лошадку за загривок и вместе с ним пошел в сараюшку: "Здесь ты кормить мой лошать, свой когов. Млеко - мне завтрак, кофе". - Не совсем понятно для Мишки говорил офицер.
      
       Мишка хотел взять теленочка обратно в дом, но ему не дали. На следующий день у плиты трудилась мать. Она варила щи с мясом. Мишка понимал откуда оно. Он незаметно от матери прокрался в коровник. Теленочка не было. Мальчишка расстроился до боли, до слез. Нарыдавшись, через какое-то время он вернулся в дом и спустился в погреб. Там он увидел разделанную тушку теленка, подвешенную к потолку на крюк. Поднявшись в свою комнату, он залез под кровать и долго не вылезал из-под нее. Потом заснул. И снился ему сон: небо синее-синее, луг зеленый с цветами!..  А по нему бегает этот теленочек. Мама сидит на траве и плетет веночек.  Рядом с ней  его отец и он, Мишка, кувыркается в пахучей траве.

Сколько проспал, сколько хорошего увидел этот мальчонка, вряд ли можно описать за все его короткое детство. Только сон не мог успокоить.
 
С того самого времени Мишка онемел. Его нашла мать и, разбудив, поняла: в чем вся причина такого поведения ребенка. Она стала успокаивать его, а он молчал, не проронив слезинки. Офицер удивился такому неожиданному повороту событий и стал со временем относиться к малышу потеплее: иногда угощал шоколадом, печеньем, даже колбасой... А Мишка сцепит зубы, закроет глаза, вытянет руки вперед, в знак протеста, замычит, и слезы  по лицу, по рубашонке!.. Немец, наконец, отступился от своих угощений. Он понял детский гнев, но хорошо знал и то, что здесь он - не хозяин, он даже не гость, а завоеватель.

     Мишка молчал до конца войны.  И только когда вернулся отец, он в первый раз крикнул родное долгожданное слово: "Папка! Как я тебя ждал! Скажи: ты победил? Война закончилась?" - "Закончилась, сынок. Мы победили", - обнимая сына, сказал солдат. Мать глядела на сына и шептала: "Слава Тебе, Всевышний! Заговорил..."


                2011г. М.А.Г.