Кот бергамот? Поговорим о привычках...

Андрей Рябоконь
                Кот & бергамот? Поговорим о привычках... Беседа Первая

               

                ...о привыкании, привычках и обо всех понемножку

                ***

            Вместо эпиграфа:
                «О вкусах не спорят, есть тысячи мнений…»
                (Владимир ВЫСОЦКИЙ)


       Только-только на экранах с триумфом промчалась десятисерийная телеколесница «Мастера и Маргариты», а восприятие граждан заметно изменилось в сторону большей склонности к мистике и всему более-менее потустороннему – астропрогнозам, гороскопам, церемониям встречи «года Огненной Собаки» в соответствующей одежде (не в собачьих шкурах, ясное дело, а в ярких тканях красно-рыжего спектра) и сладостным надеждам на магическое исчезновение квартирных и газовых вопросов – не к примусам же возвращаться!
       Чудненько!
       Очаровательные ведьмы мажутся омолаживающими кремами (наверное, с порошком солодки – о ней читайте здесь же, в Прозе.Ру), становясь ещё очаровательнее и, когда «лёгкость в теле образовалась», отправляются в свободный полёт раскрепощённой души; чёрные коты даже в привычных «Чародеях» теперь воспринимаются в качестве младших родственников коварного Бегемота, а Берлиоз так и не успевает закурить свою трубку – иностранный консультант с Аннушкой все карты спутали! – зато мы по утрам (или вечерком, это уж дело привычки) завариваем чай с бергамотом.

       Привычка – вторая натура, говаривал кто-то, подобный Воланду. Кастанеда со своими индейцами, покуривающими секретную травку и жующими галлюциногенный пейотль, советовали (будто жили в стране советов!) избавляться от привычек.
       Оба тезиса имеют право на существование, поскольку содержат зёрнышко истины. И в самом деле, сформировавшиеся привычки, случается, загоняют нас в подобие проторенной колеи. С которой и не хочется сворачивать. А когда они, привычки, начинают реально мешать своему хозяину (или чаще его ближайшему окружению), их оказывается весьма трудно искоренить.
       И если привычку выпивать по утрам чашечку хорошего кофе (в отличие от шампанского, которое, все помнят, пьют в это время суток не только аристократы) или нежиться по-кошачьи (пусть и в год собаки) под тёплым одеялом вряд ли кто-то назовёт вредной – точно так же вряд ли вызовет сомнение вредность утренней сигареты. Как-никак, сигарета жизнь сокращает, а чашечка кофе, поговаривают отдельные знатоки, продлевает. И с холестерином, опять же, всё в порядке.

       Кстати, о котах – их привычка терять рассудок в присутствии другого напитка объясняется просто: те же знатоки считают, что биохимически летучие вещества, выделяемые «слабым кошачьим полом», сходны с веществами эфирного масла из корней валерианы лекарственной.
       «Запах женщины», многократно усиленный, сводит с ума или «зомбирует» котов – если раскопать корни растения, четвероногие страдальцы стягиваются со всей округи, влекомые безжалостным древним инстинктом. Многократно проверено!

       ...крепче её лишь привязанность мамочки и детишек... Как сладко спят!.. (Фото: автор неизвестен :), фотоальбом соседки)

       Впрочем, знакомые говорили мне, что и сами кошечки с удовольствием «потребляют валерьяночку». Что ж, значит, и в кошачьем мире витают розовые мечты!.. В конце концов, что может быть крепче настоящей женской привязанности!

       С этим разобрались. Также оставим в стороне избитую алкогольно-героиновую (чуть не сказал «героическую») тематику – тут бесспорный вред привыкания многократно доказан, и на вполне летальных примерах, зафиксированных бесстрастной статистикой.

       Иные привычки ещё вызывают определённые сомнения. Например, связанные с потреблением шоколада, бергамота, бананов и так далее.
       Впрочем, сомнения, скорее, относятся к мере употребления продукта. Если устроить себе праздник и переесть шоколада, можно свалиться с болью в области печени (так это чего угодно переесть – или перепить – ещё и не то будет!), а банановое увлечение может привести к сбою в работе кишечника (кстати, бананы, апельсины плюс другие цитрусовые противопоказаны при некоторых заболеваниях) и многочисленным производственно-бытовым неудобствам. Точно так же, как привычка одной известной модели к ежедневным ударным дозам слабительного поставила под вопрос её близкие отношения с бойфрендом – можете себе представить!.. Девушку излечило от пагубного пристрастия к внутренней чистоте лишь цунами, загнавшее длинноногую красавицу на верхушку пальмы, где она просидела весь день и ещё чуть-чуть (пока не спала вода), лишилась возможности принять дежурную горсть таблеток, да и многих других возможностей.

       Бергамот – совсем иное дело. Ну какой от него вред? Хотя мои родственники, заглядывая ранним утром на кухню, морщат носы – опять «чай с одеколоном» заварил!.. Боже упаси, причём тут… Говорю же – дело вкуса.

       Но это сейчас мы спорим о вкусах. А когда-то, давным-давно, всё было совсем по-другому...
       Представители рода Citrus появились на Земле около 30-и миллионов лет назад или даже более того (так считал известный японский цитролог господин Танака). В умопомрачительно отдалённую от цивилизованного человечества эпоху верхнего мелового периода - когда произошло незабываемое отделение Австралийского континента от общего Евразийского материка - вот в те самые времена и появились на планете первые цитрусовые.

       Эволюция шла себе и шла своим ходом, как вдруг совсем недавно - каких-то пять (или семь, или шесть) миллионов лет назад в неё вмешался Человек!
Люди обратили внимание на интересные плоды - более того, взялись за их селекцию (возможно, селекцию спонтанную, неосознанную, когда семена самых вкусных собранных плодов, будучи успешно съеденными, выбрасывались около хижин, а вскоре поднимались всходы и вырастали деревца будущих цитрусов-потомков). Первоначально инициаторам культивирования цитрусов известно было около десятка их видов или разновидностей. И все они возделывались в Юго-Восточной Азии.

       Но это не были современные плоды! И выглядили они, и "вкушались" несколько иначе.
Согласно древним документам Индии и Китая, плоды цитрусов пользовалисьтогда громадной популярностью - но не как пища! А как лечебно-гигиеническое средство или даже ритуально-магическое! Да, вот так и не иначе! А сладкоплодные сорта возникли уже позднее, ближе к раннему Средневековью.

       Прежде чем окончательно перейти "от котов" к бергамоту, нельзя удержаться от соблазна упомянуть пару-тройку фактов и фактиков касательно цитрусовых в целом.
Закавказье. О том, что культура цитрусовых здесь была хорошо известна в ХI - ХII веках (нашей эры), свидетельствует Низами - точнее, фрагмент поэмы "Искендер-наме" с описанием пира в честь прибытия Александра Македонского в город Барду (Азербайджан): "...Из закусок всё, что драгоценно - и померанцы, и айва, и гранаты, а также и апельсины".
И ещё на секунду задержимся за Кавказом: современное грузинское название одного из цитрусовых (конкретно апельсина) "портохали" несомненно свидетельствует о вторичной интродукции растения из Португалии.
Всё, возвращаемся в Европу!

       Итак, Citrus bergamia Risso из славного рода цитрусовых семейства рутовых – дерево без колючек из Юго-Восточной Азии в прошлом выращивалось почти исключительно в итальянской провинции Калабрия. Кстати, на основе бергамотового масла в 1676 году (скоро отпразднуем юбилей этого события!) впервые был изготовлен одеколон – естественно, в городе Колон. Слово «одеколон» в переводе – все помнят? – «вода из Колона»...


                (продолжение следует...)

                ***


            Кот & бергамот? Поговорим о привычках... Беседа Вторая



       Практически во всех европейских языках название растения произносится одинаково: bergamot у англичан, Bergamotte у немцев; французы, утончённо грассируя, произносят – «bergamotier».
       Корни подобного сходства, конечно, итальянские – давным-давно, у самого подножия восхитительных Альп, в Северной Италии, возник маленький городок Бергамо, ставший со временем административным центром одноимённой провинции. Бергамские Альпы – это не родина цитруса бергамота, а всего лишь родина европейского названия и часть Ломбардских Альп. А всем известно, что ломбардские купцы не только финансировали крестовые походы и контролировали финансовое состояние многих королевских фамилий средневековой Европы, но и торговали пряностями. Наш цитрус входил в их число.

       Кстати, бергамский мрамор – вульпинит – назван так вовсе не из-за бергамота, а благодаря тому, что был впервые найден возле города Бергамо.
Но зато в честь грушевидного плода этого цитруса селекционерами были названы сорта груши – «бергамот мускатный», «бергамот черкесский», «бергамот летний красный»…
Золотисто-жёлтый с зеленоватым оттенком грушевидный плод бергамота (не груши!) содержит эфирное масло, которое используется для отдушки кремов и мазей, в парфюмерии и не только – например, в процессе изготовления такого известного чая, как «Седой граф».

       Бергамотовое масло получали не только из кожуры плодов (где содержание максимально, от одного до 3-х %), но также из листьев, молодых побегов и цветков. Оно имеет свежий приятный аромат и считается лучшим из всех, что получают, перерабатывая всевозможные цитрусовые. Считается. Но отдельным гражданам позволяется иметь собственное мнение – у нас давно плюрализм, а консенсуса достигать не обязательно. Кулинария и парфюмерия – не политика. Запах, согласитесь, в корне отличается.

       У нас его когда-то давно называли «апельсин-бергамот», а некоторые учёные – и не очень учёные, а скорее политики... (неучёные политики?) – считали разновидностью померанца, колючего до противности.

       Путаница в названиях – дело обычное, и в прошлом и в настоящем. Человеческий фактор, знаете ли…
       В ХІ веке кислый или горький «апельсин» (бигарадия, померанец) был завезен арабами в район Средиземноморья, похоже, раньше других цитрусовых. Арабы называли его «нарандж». Французское «orangerie» – т.е. апельсиновая плантация – «тянется» через французское же «orange» от этих самых арабских и персидских слов «нарандж» и «нариндж» (которыми первоначально называли кислый «апельсин», и лишь значительно позже другой вид, гораздо более сладкий), и санскритского «наранга».
       Слово «апельсин» появилось гораздо позже – это немецкое Apfelsine, что в переводе означает дословно «китайское яблоко».

       Конечно, в названиях можно утонуть.

       Считается, что на черноморском побережье Citrus bergamia был введён в культуру в 40-х годах позапрошлого (то естьХІХ) века. Хотя к Европе бергамот, по-видимому, подбирался и в раннем Средневековье – Древняя Грузия ещё до царицы Тамары имела непосредственные связи с Индией, Китаем, Ираном (всё-таки близость к Великому Шёлковому Пути), откуда вместе с другими товарами, пряностями, тканями, прочим дефицитом, могли быть привезены и эти растения. Плоды цитрусовых часто упоминаются в памятниках древнегрузинской медицинской литературы XI-XVI веков. Вполне вероятно, что бергамот с другими цитрусовыми начинали выращивать в первых «ботанических» (аптечных монастырских) садах Древней Армении.

       Кстати, о «наринджи» говорится и в поэме великого Шота Руставели «Витязь в барсовой шкуре», больше известной нам как «Витязь в тигровой шкуре».

       В общем, история у бергамота, равно как древность «корней» других цитрусовых, вполне приличная. И послужной список вполне приличный – одеколон, чай, древнегрузинская медицина…

       Использование подобных растений в Европе было стандартное для дорогостоящих пряностей той эпохи – у многочисленных дворян, купцов, свежеиспечённых рыцарей, разбогатевших на Первом крестовом походе и открывших для себя Восток, сдабривание мясных блюд (овощи и фрукты в средневековой полудикой Европе, в отличие от цивилизованного Востока, употребляли крайне редко и мало) восточными специями в умопомрачительных дозах считалось шиком – пустить пыль в глаза соседям, прикупив японский грузовик с наворотами, они ещё не могли – и входило в привычку. Вызывая попутно гастриты и прочие «удовольствия» – последствия обжорства. Практически все специи, это общеизвестно, весьма стимулируют аппетит.
       Лучше бы они тщательнее изучали список основных смертных грехов, где затерялось и чревоугодие.
       Понятно, что простые крестьяне и ремесленники пряности вроде бергамота, чёрного перца и корицы могли лишь понюхать – да и то издалека – а затем, глубоко вздохнув, дальше хлебать деревянной ложкой густую кашу или жидкую похлёбку.

       Нам с вами, господа-товарищи, дамы и леди, а также их дети, следует, наверное, занять в этом вопросе правильную позицию, прибегнув к традиционной «золотой середине». Всё-таки в двадцать первом веке живём!.. Считаем себя образованными людьми! Всё знаем о том, как похудеть и как располнеть.
       Всё знаем о лекарствах и болезнях – но маловато о здоровье.

       Завершая разговор о привычках и цитрусовых, скажу лишь, что по некоторым данным избыточное потребление аскорбиновой кислоты (равно как привычка к поеданию апельсинов и лимонов килограммами) приводит не только к уменьшению объёма кошелька, но и к болевым симптомам в ногах, что наблюдается иногда в период усиленного лечения разнообразных простуд.

       Впрочем, у подобных симптомов есть и другие причины.
       …А стоит ли привыкать к чему-либо, решает, в конце концов, каждый сам для себя.

                ***   

полностью "Весёлую Энциклопедию Пищевых Растений Целителей" Вы можете полистать на сайте электронного издательства "ЛитРес" 

                ***