Pophigismus

Клим Молотков
Pophigismus.
Под данным наименованием известны два заболевания, обладающие при содной клинической картине разной этиологическорй природой. Их следует считать разными нозологическими формами. А термин – устаревшим и требующим уточнения.
Первичный (генуинный) Pophigismus.
Этиология  и патогенез – врожденная недостаточность интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы.
Симптоматика: радостно-беззаботное отношение ко всему, что не связано с сиюминутным телесным и эмоциональным благополучием (от отношений с родными до спасения души). Поскольку круг жизненных потребностей у больных узок и предсказуем и при этом как правило вполне скотский (соответствует олигофрении легкой и средней тяжести), то понятно, на сохранение, приобретение и культивирование чего направлены все их усилия, часто становящиеся нелепыми и авантюрными. Наблюдается синдром невозможности долгосрочного целеполагания (см), выдающий полную атрофию способности к рефлексии и систематическому мышлению вообще. Старые авторы считали, что интеллект при генуинной форме не страдает или страдает мало, но в действительности это не так. При внимательном обследовании удается выявить. Что он если и не катастрофически низок, то никогда не высок. Характерно, что больные повторяют чужие суждения, мысли, идеи, (симптом попугая Попки), копируют чужие формы поведения (симптом макаки Манюни), очень быстро их меняя (симптом Душечки, впервые описанный А.П. Чеховым, по этой причине также называемый «симптом мы-с-Ванечкой»). При этом к самостоятельному мышлению не способны, нарушают все законы и правила логики, а в любом сложном случае предпочитают ссылку на авторитет (см. авторитетная мания), причем тот, который: а. первым вспомнился; в. отпугивает окружающих; с. В данном случае подтверждает суждение, высказанное больным (см: несамостоятельности мыследеятельности зеркальный синдром). Внимательный осмотр достоверно выявляет все эти черты. В социальном плане наступает быстрая дезадаптация, но если больные находят подходящую социальную нишу (как правило. А кругу себе подобных), то не только преуспевают, но и могут прослыть талантливыми интеллектуалами (художниками и проч.). Такой вариант течения болезни Ганнушкин (со ссылкой на Ферри) называет salon blondisme, салонное слабоумие. Такой вариант течения именуется компенсированным Pophigismus’ом. Однако при смене ситуации подлинное состояние больных тут же ярко проявляется (декомпенсация). Также характерно, что и в благоприятной социальной ситуации они не способны продержаться долго. От жизненной катастрофы их спасают авантюризм и везение, от личностной не спасает ничто, но окружающие обычно этого не замечают, и очень удивляются, когда их внимание оказывается обращенным на этот клинический факт
Распознавание несложно. Нередки формы pophigismus tardus, с поздним началом – в пубертатном возрасте и даже позже. При начале после 40 лет следует исключить прежде всего вторичный Pophigismus.
Прогноз: quo ad vitam благоприятный, quo ad convalescendam плохой.
Лечение. Некоторые авторы предлагают усиленную терапию, включая шоковую терапию реальностью (которую некоторые медики считают вполне заменимой  шоковой терапией при помощи ударов твердыми предметами по телу), коррекцию мышления (таже терапия но по голове) и т.д. указывая на единичные результаты частичного излечения.
Другая часть авторов считает болезнь безнадежной , а усилия по лечению не оправдывающими усилий и затрат.
Вторичный Pophigismus (Pseudopophigismus французских авторов). Является расстройством реактивного типа и близок в этом отношении к Цинизму преподавательскому (см.), что позволяет некоторым авторам даже предполагать тождественность этих болезней.
Патогенез: состояние исчерпанности адаптивных резервов при долгом пребывании в окружении дураков.
Клиническая картина напоминает таковую при Мизантропии преподавательской и Цинизме преподавательском (см.), но не ограничивается только этими профессиональными сферами. Яркое отличие от первичного Pophigismus’а – полная сохранность интеллектуальной сферы и преобладание не беззаботной веселости, а веселости мрачно-сардонической, подчас же – спокойного эмоционально ровного безразличия (симптом вольтеровской усмешки). Однако в силу того, что некоторые больные перестают уделять внимание интеллектуальным занятиям и заботе о спасении души, переключаясь на сидение на скамье и перед телеящиком, разгадывание кроссвордов и чтение детективов и дамских романов, а также быстро алкоголизируются, эти способности стагнируют и могут произвести впечатление сниженных, что требует тщательного осмотра и диагностики.
Прогноз, течение и лечение: мало отличаются от Мизантропии преподавательской и Цинизма преподавательского (см.), но смена деятельности представляется еще менее эффективной.

перевод с французского, -Клим Молотков