15. В. И. Агошков. Лжедимитрий 1

Василий Иванович Агошков
15. В.И.Агошков. Кромское Поочье (Орёл, 1997)


ЛЖЕДИМИТРИЙ I

С.Ф. Платонов говорил, что решить вопрос о личности Лжедмитрия I нельзя: истина от нас скрыта. В.О. Ключевский тоже полагал, что дело было не в личности самозванца, а в роли им сыгранной. М.Н. Покровский называл Джедмитрия I крестьянским царем.

Сын Грозного Дмитрий страдал жестокой эпилепсией, однако чем мрачнее становилось время при Годунове, тем пышнее расцветали легенды и утопии о «хорошем» царе Иване Грозном и его сыне Дмитрии..

Смерть последнего была вскоре забыта, но когда не стало и Феодора, вновь вспомнили Дмитрия. Самозванец объявился в пределах Речи Посполитой в 1602-1603 гг. . Москва провела тщательное расследование и установила, что имя царевича принял беглый чернец Чудова монастыря Гришка, в миру носивший имя Юрия Отрепьева.

Р.Г. Скрынников уверен, что От-репьев ушёл в монастырь в связи с гонениями на Романовых в ноябре 1600г. В то время Отрепьеву было 20 лет, родился он в небогатой дворянской семье, предки которой выехали на Русь из Литвы. Отец Юшки Богдан Отрепьев получил поместье в Коломенском уезде в феврале 1577г.
Самозванец учился у матери, затем в Москве, умел красиво переписывать книги на патриаршем дворе. Авраам Палицын отмечал, что «сей юн еще навыче чернокнижию», т. е. имел союз с дьяволом. Учение давалось Юшке очень легко, и он стал «зело грамоте горазд».

 Отрепьев поступил на службу к брату царя Михаилу Никитичу и занял при их дворе достаточно высокое положение. Опала на Романовых едва не погубила Юшку Отрепьева, но он постригся и тем спасся «от смертные казни». Отныне он стал смиренным чернецом Григорием. Очень скоро он захотел вновь в Москву, и «архимарит Пафнотий для бедности и сиротства взял его в Чюдов монастырь».

Вскоре архимандрит перевёл Отрепьева в свою келью, где чернец занялся литературным трудом. Патриарх Иов взял способного инока Юшку на патриарший двор «для книжного  письма», где Григорий продолжал «сотворяти каноны святым». На царскую думу и в совет князей церкви патриарх являлся с целым штатом писцов и помощников. Отрепьев был в их числе. Так в течение только одного года Отрепьев вырос от служаки у монаха Замятни, до придворного патриарха, что говорило о его несомненных способностях.

В.О. Ключевский писал, что Лжедмитрий «был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве». Царь Борис нисколько не сомневался в том, что самозванца подготовили крамольные бояре. Григорий Отрепьев прошел через Киев, Острог, Гощу и Брачин, после чего объявил себя царевичем. Он попадает к Вишневецкому, обладателю несметных богатств. Дмитрий Вишневецкий был троюродным братом Ивана Грозного. Он признал безродного проходимца «своим» по родству с угасшей царской династией. Деятельность Лжедмитрия в Литве оказала огромное значение на формирование легенд о «спасшемся» царе, считает Р.Г. Скрынников.

15. В.И.Агошков. Кромское Поочье (Орёл, 1997)
Сверено с оригиналом.
*