Социальный проект Жизнь начинается сейчас

Летиция Джероламо
ВВЕДЕНИЕ

«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана,
 она насмехается над начальством и
нисколько не уважает стариков» (Сократ)


Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же значимыми взрослыми, с мотивировкой «ты ещё слишком мал», «нос не дорос». Они, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребёнка в семье и социуме. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей и сохранением детско-школьного статуса. Кризис 13 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.
В психологической литературе этот этап называют этапом «второй перерезки пуповины». Ребёнок отделяется от родителей и уходит в свой мир — мир сверстников. Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребёнок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности. Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.
Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде. Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости.  Очень часто подростковые проблемы никому не интересны, кроме самих подростков. Родственники заняты своими проблемами. Друзей или нет, или их не хочется  посвящать в самое сокровенное. И остается тинейджер со своими заботами один на один…

;
ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТА

«Мать-природа дает нам двенадцать лет,
чтобы мы полюбили своих детей,
прежде чем они станут подростками»
 (Американская мудрость)

Подростковые проблемы только увеличиваются. Если вам кажется, что современная подростковая жизнь такая же, как в то время, когда вы сами были подростком, вы заблуждаетесь. Вам, наверное, кажется, что во время вашей молодости жизнь была очень тяжелой и суровой. Но вам необходимо понимать, что на сегодняшний день подростки сталкиваются с очень сложными и опасными для жизни решениями. То, с чем они сталкиваются, зависит от местности, где они были воспитаны. Вам не стоит тешить себя иллюзиями, что ваш ребенок находится в безопасности.
При обычном течении жизни подростки могут сталкиваться с одним или несколькими из нижеперечисленных факторов:
- Депрессии
Учитывая то, что видят и делают современные подростки, они зачастую бывают подвержены критическим депрессиям. Подростковая депрессия - это не просто проходящее состояние. Депрессия может нанести значительный вред и поставить жизнь подростков под угрозу.

-Нервная анорексия
Анорексия чаще встречается среди девушек подросткового возраста /как правило в 14-17 лет/ и развивается на нервной почве, от этого нарушения страдает 1% девочек-подростков и в десять раз меньше мальчиков. Намеренный отказ от пищи может продолжаться длительное время, а причинами добровольного голодания служит сильный стресс или постоянные мысли о собственной непривлекательности. Анорексия - это болезнь с очень плохим прогнозом, подчеркивают терапевты, поскольку многие юные пациенты на всю жизнь наносят вред своему организму и психике, а каждый пятый больной умирает. Женщины, имевшие анорексию, зачастую могут стать бесплодными, а также имеют высокий риск преждевременных родов и послеродовой депрессии. Кроме того, такие женщины, став мамами, слишком беспокоятся о весе своего ребёнка

-Суициды
Россия продолжает оставаться одной из стран, где процент совершения самоубийств наиболее высок. Количество детей и подростков, пытающихся свести счёты с жизнью, с каждым годом растёт примерно в полтора раза. Исследования показывают, что вполне серьёзные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. С годами суицид "молодеет": о нём думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем ещё дети.

-Детский алкоголизм
Детский алкоголизм – алкоголизм, формирующийся в подростковом и юношеском возрасте (от 13 до 18 лет), обычно называющийся ранним алкоголизмом. Считается, что в этом возрасте клинические проявления алкоголизма развиваются быстрее, чем у взрослых, а болезнь протекает более злокачественно.

- Наркомания
Вы думаете, что наркотики так и остались на том примитивном уровне развития как когда-то? Вы ошибаетесь. На сегодняшний день дети употребляют далеко не легкие наркотики. Они употребляют крэк (сильнодействующий наркотик, состоящий из героина), кокаин, ЛСД, амфетамины и другие смертоносные наркотики.





;
ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Цели проекта:

1. Показать мир подростков таким, какой он есть на самом деле,  со всеми жестокостями и проблемами современного мира.
2. Привлечение внимания всех взрослых (родителей, старших родственников, учителей, государства)  к проблемам подросткового мира: подростковые проблемы, кажущиеся не столь серьезными, могут оказаться ужасающими.
3. Постановка проблем современного подросткового мира, как исток фундаментальных проблем общества: наркомания, алкоголизм, преступность, деградация культурной жизни общества, снижение популяции общества.
4. Огласка проблем перед ликом социума и государства: публикации в средствах массовой  информации, активные демонстрации на телевидении и в интернете; проведение бесед и лекций со школьниками и родителями с целью избегания и решения проблем пубертатного периода.
5. Демонстрация возможных путей избегания и решения данных проблем.
6. Возможность со стороны подростков указать на существующие проблемы, доказать взрослому миру реальную опасность социальных проблем подростков.
Основные целевые группы, на которые направлен проект
-родители подростков;
-преподаватели школ, колледжей, социальные педагоги;
-государство;


Обоснование актуальности темы:
Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального становления.
Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.
В современном мире важно избавиться от проблем наркомании, алкоголизма, психических заболеваний в стадии развития и становления личности.

Теоретическое и практическое значение проекта:
• Констатация фактов общественных проблем подросткового мира изнутри, на основании своего опыта и опыта знакомых.
• Откровенная постановка современных проблем: когда  приходит понимание, что данные проблемы  существуют в обществе, когда их не игнорируют, начинается борьба, искоренение данных уничтожителей нормальной жизни российского общества. При помощи данного проекта появляется возможность обратить внимание государства на проблемы молодежи-будущего страны.



Механизм и план реализации проекта
1. Проведение профилактических бесед с родителями в течение родительских собраний при помощи школьных психологов, социальных педагогов.
2. Организация школьных стенгазет, в которых будут описаны насущные проблемы подростков, а так же пути их решения;
3. Размещение социальных рекламных щитов на улицах города, как визуальное воздействие и привлечение внимания к проблемам подростков.
4. Рассылка по почтовым ящикам научно-популярных статей о проблемах молодежи с демонстрацией социальной ситуации современных подростков и методов предотвращения и устранения социально значимых проблем.
5. Проведение телепередач с показом видео-роликов о современной жизни подростков с предоставлением методов предотвращения и устранения данных проблем.

Ожидаемые результаты реализации проекта
• Улучшение психологического состояния молодежи посредством помощи родителей и специализированных учреждений;
• Снижение процента наркомании, алкоголизма и суицидов в г. Омске;
• Привлечение внимания государственных органов на молодежь;
• Предотвращение суицидов, приступов нервной анорексии, употребления наркотических и алкогольных веществ лицами школьного возраста;
• Снижения равнодушия родителей к своим детям, привлечение их внимания к собственным детям;
• Осознание педагогами и родителями сложностей данных проблем, устранение халатного отношения к проблемам подростков;





ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

I. ДЕПРЕССИЯ: прерогатива возраста или психическое заболевание?

Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности.  Борясь с собственным одиночеством, и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных. Так образуются молодёжные тусовки и формируется подростковая субкультура в противовес миру взрослых. Под влиянием мировоззренческих установок субкультур, отстраненности от родителей, одиночества подростки часто подвержены резкой смене настроения: внезапно впадают в апатию или, наоборот, сверхактивны и жизнерадостны. Многие тинейджеры обладают неустойчивой психикой, раздражительностью, часто встречаются с нервными срывами. Все психические проблемы родители чаще всего списывают на «сложный возраст», переутомление или банальный каприз, почти все отрицают возможность депрессии в подростковом возрасте. Однако исследования показывают, что каждый восьмой подросток страдает подростковой депрессией. Но, как депрессию, так и проблемы, которые она за собой влечет, можно вылечить. В разных странах мира депрессии подвержено от 11,8% до 33,2% подростков. Среди причин и поводов для обращения подростков к психиатру и психотерапевту этот недуг занимает одно из первых мест.
Почему подростки подвержены депрессии?
Существует множество причин, по которым подросток чувствует себя несчастным. Например, получив плохую оценку, у подростка может развиться чувство бесполезности и неполноценности. Успеваемость в школе, социальный статус среди ровесников, сексуальная ориентация, семейное благополучие – это факторы, имеющие огромное влияние на психическое состояние подростка. Иногда, подростковая депрессия может развиться в результате воздействия факторов окружающей среды. Но, если ни друзья, ни родственники – ни даже любимые занятия – не могут помочь подростку избавиться от чувства подавленности, независимо от причины его возникновения, то существует огромная вероятность того, что он болен подростковой депрессией.
Каковы симптомы подростковой депрессии?
Зачастую симптомы подростковой депрессии проявляют себя в изменениях настроения и поведения. Больные дети теряют мотивацию в жизни и становятся замкнутыми, придя со школы, они закрываются в своей комнате и могут сидеть в одиночестве часами.
У таких детей замечается повышенная сонливость, перепады аппетита и даже преступное поведение, как например мелкие кражи в магазинах или состояние алкогольного опьянения или наркотической интоксикации. Ниже приведены основные симптомы подростковой депрессии:
• Апатия
• Постоянные боли, например головные боли, желудочные, боли в спине или чувство усталости
• Трудно сосредоточиться
• Трудно самостоятельно принять решение
• Безответственное поведение – например, забывают о своих обязанностях, опаздывают в школу или прогуливают ее
• Потеря аппетита или чрезмерное переедание, что влечет за собой значительную потерю веса или полноту
• Забывчивость
• Одержимость мыслями о смерти
• Бунтарское поведение
• Чувство грусти, беспокойства или безнадежности
• Бессонница ночью и повышенная сонливость на протяжении дня
• Внезапное снижение успеваемости в школе
• Употребление алкоголя, наркотиков и случайные беспорядочные сексуальные связи
• Избегание друзей
Как справиться с депрессией?
В первую очередь, оказать поддержку ребенку, ненавязчиво помочь ему разобраться в собственных мыслях и чувствах.
Если же ситуация не идет на поправку, тинейджер агрессивен и не идет на контакт, следует обратиться к детскому психиатру.
Врач ставит диагноз «подростковая депрессия», ссылаясь на результаты проведенных собеседований и психологических тестов с подростком, его родственниками, учителями или друзьями.
Степень болезни и риск совершения самоубийства, определяется на основе детальной оценки этих собеседований. Согласно информации, полученной в результате собеседований и психологических тестов, строится схема и методы лечения.
Психиатр также рассмотрит возможность присутствия других психических болезней, таких как беспокойство, маниакальное поведение или шизофрения. Он также детально изучит, способен ли ребенок на убийство или самоубийство, а далее назначит соответствующее лечение и образ поведения с данным ребенком. К сожалению, невозможно дать универсальный совет по борьбе с депрессией, так как все подростки индивидуальны. Главное - вовремя заметить дипрессивное состояние и принять последующие меры по совету психиатра.
 (Медицинский портал www.eurolab.ua)




II. Ненавижу еду, хочу АНОРЕКСИЮ.

«Когда я училась в 9 классе,  мне показалось, что я пополнела, хотя я весила 44кг, и решила похудеть.  Вначале, я стала меньше есть, потом перешла на питание один раз в сутки. Затем начались экзамены: это дополнительный стресс, а от стресса худеют еще сильней…
В-общем, за пару месяцев  с 44кг я похудела до 38кг: я  выпадала изо всех своих джинсов и кофт. Потом меня начало тошнить от еды, особенно от запаха. Даже при весе 37 кг казалось, что я толстенькая в некоторых местах. В середине августа я поняла, что перестаралась, когда с меня начал сваливаться серебряный браслет, подаренный мне в восемь лет. Мама заставила меня встать перед ней на весы.
В августе мой вес был 36 кг. Мама начала водить меня по врачам,  за это ей большое спасибо. Мне поставили дистрофию 3 степени. Меня начали усиленно кормить, даже подруги звонили и спрашивали, ела ли я сегодня.
Если хочется похудеть, то нужно это делать разумно, не теряя голову. Тем более, что когда девушка начинает худеть, в первую очередь у неё пропадает природная форма ягодиц и обвисает грудь - зрелище не самое красивое. Да и потом кому нужна костлявая девушка?
Сейчас, в 11 классе я вешу 39 кг, попы по-прежнему  нет,  разве что дистрофия у меня теперь 2-ой степени. Полностью избавиться от болезни пока что не удалось»
(К., 17 лет, гимназия № 115).

Именно в подростковом возрасте поговорка «Встречают по одежке» имеет наибольший вес и значение. Когда тебе - 15, собственное тело начинает преподносить не слишком приятные сюрпризы. Боязнью собственного тела - так называемой дисморфобией  - страдают примерно 8 подростков из 10.
Расстройства пищевого поведения приобретают размер настоящей эпидемии, особенно среди молодых девушек, стремящих подражать своим звездным кумирам. Нервная анорексия - тяжелое комплексное заболевание, о котором, к сожалению, известно далеко не всем.   
В анокресии нет ничего приятного. Многие люди, соблюдающие изнурительные диеты, опрометчиво заявляют, что мечтают заболеть анорексией. Они видят только очевидное проявление этой болезни - чрезмерную худобу, однако не замечают всей опасности этого «модного» заболевания. Больные анорексией отнюдь не гордятся своей идеальной фигурой и не чувствуют себя невообразимо прекрасными; если вы поговорите с таким человеком, узнаете о нем много нового - например, что девушка, вес которой составляет 55 килограммов при росте метр восемьдесят, считает себя толстой, непривлекательной и нестильной. Больные анорексией страдают от, ни на миг не отпускающего, чувства собственного несовершенства, они напуганы и загнаны в угол своими страхами.
От анорексии просто так не отделаешься, это не то заболевание, которое напоминает о себе раз в месяц. Сознание больных анорексией им не принадлежит, они не могут контролировать свои чувства. Такие люди буквально одержимы мыслями о весе, еде, лишних калориях и образе собственного тела. Анорексия - ужаснейшая болезнь, которая вырывает свою жертву из нормальной жизни и обрекает ее на одиночество. Анорексия очень трудно поддается излечению. Иногда на борьбу с ней уходят целые годы.
Анорексия может привести к летальному исходу. Кстати, анорексия имеет самый высокий процент смертности среди психологических заболеваний. Если у вас или ваших знакомых появляются симптомы расстройства пищевого поведения, действуйте без промедления - обращайтесь за помощью к врачу.   
Специфические симптомы анорексии:
Как правило, жертва анорексии постоянно чувствует неослабевающий страх поправиться и набрать лишний вес, причем этот страх напрочь перекрывает все прочие чувства и эмоции.  Этот страх не считается с реальным весом человека, и не отпускает свою жертву даже тогда, когда она на пороге смерти от истощения. Прежде всего, причины анорексии кроются в низкой самооценке, которая также является одним из основных симптомов этого тяжелого заболевания. Больной анорексией считает, что его вес, параметры фигуры и размер непосредственно связаны с самоощущением и личностным статусом. Жертвы анорексии часто отрицают серьезность своего состояния и не могут объективно оценить собственный вес.
Признаки нервной анорексии:
• Не хватает 30% необходимой массы тела, соответствующей возрасту и росту.
• Отказ от еды / (другой вариант) извинения или оправдания за пропадающую еду.
• Желание похудеть в то время, как вес нормальный или даже ниже нормального.
• Ярко выраженный страх поправиться, страх перед едой.
• Одержимость, навязчивые мысли о еде и подсчете калорий.
• Чрезмерные, изнуряющие физические нагрузки / тренировки.
• В проблемные периоды жизни рассеяность, несобранность.
• Перепады настроения и проблемы со сном.
• Обмороки и головокружение.
• Ношение мешковатой одежды, маскирующей потерю веса.
• Все большая изоляция от общества и потеря друзей.
• Постоянное ощущение холода, плохое кровообращение.
• Рост тонких пушистых волос по всему телу.
Последствия нервой анорексии:
Изменения личности и поведения:
Сосредоточенность мыслей на еде, депрессия, утомляемость, снижение половой активности, социальная изоляция, неспособность к сосредоточению, пониженный уровень интеллекта, нарушение суждения.
Физиологические изменения:
Кахексия (состояние глубокого истощения и физической слабости организма), брадикардия, артериальная гипотония, похолодание и цианоз конечностей, сухость кожи, иногда — появление пушковых волос на теле, сухость и дряблость кожи, выпадение волос, исчезновение подкожного жира, атрофия мышц и внутренних органов, снижение содержания сывороточного белка; могут наблюдаться отёки, кровоизлияния, иногда нарушения психики; разнообразные эндокринные и метаболические нарушения. Долгосрочные наблюдения показывают, что летальность при нервной анорексии достигает 15% . Примерно, в половине случаев причиной смерти является самоубийство.
III. «Умру ради счастья» или СУИЦИД, как решение всех проблем.

С точки зрения социологии, самоубийство - одна из моделей так называемого девиантного поведения, область социальной патологии - наряду с наркоманией, проституцией, преступностью и алкоголизмом. Убивая себя, человек отказывается признавать, что он часть окружающего мира, и тем самым привлекает к своей персоне, пусть посмертно, пристальное внимание того самого социума, которым столь решительно пренебрег. С 14-15 лет суицидальная активность начинает возрастать. Так, при исследовании выявлено, что среди незавершенных суицидальных попыток у  мальчиков 17 лет — 32%, 16 лет — 31%, 15 лет — 21%, 14 лет — 12%, 12-13 лет — 4%. Около 80%людей, склонных к суициду оставляют ясные сигналы о своих намерениях.
Подростки, находящиеся в зоне повышенного суицидального риска:
- депрессивные подростки;
- подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;
- подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были
свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи;
- одаренные подростки;
- подростки с плохой успеваемостью в школе;
- беременные девочки;
- подростки, жертвы насилия.
Взятая в отдельности, сама по себе, каждая из этих ситуаций или проблем вовсе не означает, что подросток, с ней столкнувшийся, обязательно окажется в зоне повышенного суицидального риска. Однако такого рода проблемы, безусловно, осложнят ему жизнь. У молодого человека, находящегося под прессом хотя бы одной из этих ситуаций или проблем, может не оказаться эмоциональных, умственных или физических сил противостоять неприятностям. И тогда суицид может стать для него единственным приемлемым выходом.
Можно выделить три формы суицида:
• Истинный (когда человек действительно хочет убить себя);
• Аффективный (с преобладанием эмоционального момента);
• Демонстративный (самоубийство как способ привлечь внимание к своей личности).
Из множества различных причин суицидов можно выделить следующие:
1. Конфликт в личной жизни.
2. Одиночество.
3. Воздействие искусства.
4. Неразделённые чувства.
5. Нестандартная ориентация.
6. Разрушение этнических традиций.
7. Генетическая предрасположенность к суициду.
8. Психотравма, депрессия.
Эти люди, в большинстве своём подростки, вдруг начинают странно, непривычно вести себя. Большинство суицидентов словно выставляют перед собой "предупреждающие знаки". Знаки эти - их крик о помощи.
1. Угроза совершить суицид. Как правило, суицидальные подростки прямо или косвенно дают своим друзьям и близким понять, что собираются уйти из жизни. Прямую угрозу не переосмыслить, различным толкованиям она не поддаётся. "Я собираюсь покончить с собой", "В следующий понедельник меня уже не будет в живых"…Косвенные угрозы, многозначительные намёки уловить труднее. Косвенные угрозы нелегко вычислить из разговора, иногда их можно принять за самые обыкновенные "жалобы на жизнь", которые свойственны всем нам, когда мы раздражены, устали или подавлены.
2. Словесные предупреждения. Не исключено, что ваш родственник или знакомый задумал совершить самоубийство, если он произносит фразы типа:
- "Я решил покончить с собой".
- "Надоело. Сколько можно! Сыт по горло!"
- "Лучше умереть!"
- "Пожил и хватит!"
- "Ненавижу всех и всё!"
- "Ненавижу свою жизнь!"
- "Единственный выход умереть!"
- "Больше ты меня не увидишь!"
- "Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, и я вернусь в этот мир!"
- "Если мы больше не увидимся, спасибо за всё!"
3. Резкие изменения в поведении детей тоже говорят о многом, направленные действия суицидального характера можно определить по следующим параметрам:
а). Питание. Подростки с хорошим аппетитом становятся разборчивы, те же, у кого аппетит всегда был плохой или неважный, едят "в три горла". Соответственно, худые подростки толстеют, а упитанные, наоборот, худеют.
6) Сон. В большинстве своем суицидальные подростки спят целыми днями; некоторые же, напротив, теряют сон и превращаются в "сов": допоздна они ходят взад-вперед по своей комнате, некоторые ложатся только под утро, бодрствуя без всякой видимой причины.
в) Школа. Многие учащиеся, которые раньше учились на "хорошо" и "отлично", начинают прогуливать, их успеваемость резко падает. Тех же, кто и раньше ходил в "отстающих", теперь нередко исключают из школы.
г) Внешний вид. Известны случаи, когда суицидальные подростки перестают следить за своим внешним видом. Подростки, оказавшиеся в кризисной ситуации, неопрятны, похоже, им совершенно безразлично, какое впечатление они производят.
д) Активность. Подростки, которые переживают кризис, теряют интерес ко всему, что раньше любили. Спортсмены покидают свои команды, музыканты перестают играть на своих музыкальных инструментах, те же, кто каждое утро делал пробежку, к этому занятию остывают. Многие перестают встречаться с друзьями, избегают старых компаний, держатся обособленно.
е) Стремление к уединению. Суицидальные подростки часто уходят в себя, сторонятся окружающих, замыкаются, подолгу не выходят из своих комнат. Они включают музыку и выключаются из жизни.
ж) Тяжелая утрата. К мыслям о самоубийстве человека может подтолкнуть смерть близких: родителей, других родственников, любимых людей. После такой утраты ему приходится не только примириться с потерей любимого человека, но и заделать брешь, которую эта потеря проделала в его жизни.
з) Раздача ценных вещей. Подростки известны своей щедростью, но если они дарят какую-то ценную вещь без всякого повода и если эти подарки особенно дороги для самого подростка, это вызывает подозрение.
и) Приведение дел в порядок. Одни суицидальные подростки будут раздавать свои любимые вещи, другие сочтут необходимым перед смертью "привести свои дела в порядок".
к) Агрессия, бунт и неповиновение. Подростки, которые хотят расстаться с жизнью, часто ущемлены и озлоблены: они злы на родителей, учителей или друзей, которые чем-то им не угодили, обидели их, не оправдали их ожиданий. Как и всякая перемена в настроении, подобные "взрывы" должны настораживать.
л) Саморазрушающее и рискованное поведение. Некоторые суицидальные подростки постоянно стремятся причинить себе вред, ведут себя "на грани риска". Где бы они ни находились - на оживленных перекрестках, на извивающейся горной дороге, на узком мосту или на железнодорожных путях - они везде едут на пределе скорости и риска.
м) Потеря самоуважения. Молодые люди с заниженной самооценкой или же относящиеся к себе и вовсе без всякого уважения считают себя никчемными, ненужными и нелюбимыми. Им кажется, что они аутсайдеры и неудачники, что у них ничего не получается и что никто их не любит. В этом случае у них может возникнуть мысль, что будет лучше, если они умрут.
Профилактика подростковых суицидов.
1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
3. Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.
4. Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.
5. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
6. Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.
 (Смирнова Анжелика Владимировна, детский психолог)

;
IV. Глоток смерти или недетский АЛКОГОЛИЗМ.
В России из 29 млн. детей более 700 тыс. – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, около 140 тыс. – ВИЧ-инфицированных, а 60 тыс. – признаны алкоголиками.
Печальная статистика, особенно учитывая, что дети – это будущее страны, а детство – самая счастливая пора. Но, к сожалению, она имеет место. И детский алкоголизм мне кажется самым ужасающим, так как дети сами выбирают этот путь, сами губят свою жизнь…
Детский алкоголизм – алкоголизм, формирующийся в подростковом и юношеском возрасте (от 13 до 18 лет), обычно называющийся ранним алкоголизмом. Считается, что в этом возрасте клинические проявления алкоголизма развиваются быстрее, чем у взрослых, а болезнь протекает более злокачественно.
Детский алкоголизм… Страшное понятие. По идее, алкоголь и ребенок должны быть несовместимы. Детство – это тот период, когда закладывается фундамент будущей жизни. Оно ассоциируется с радостью, беззаботностью, здоровьем… Но современные дети ломают все стереотипы.
Зачем выпивают подростки?
Причин этому несколько. Самыми главными являются социальные причины, из которых основными – реклама, безнадзорность и вседозволенность в семьях,алкоголизм родителей и другие. Яркие, красочные этикетки отечественных и заморских вин, пива, крепких  бросаются в глаза. Доступность и относительная дешевизна спиртных напитков является другим фактором.
Психология подростков такова, что они хотят казаться взрослее, самостоятельное. Они всегда подражают своим кумирам эстрады, кино, телесериалов, как они пытаются вести себя, говорить, употреблять спиртное, курить. Подростки вообще по своей природе склонны к подражанию всего того, что полагается модным, лучшим, престижным.
Многие взрослые люди думают, что детский алкоголизм распространен только в неблагополучных семьях, где родители часто сами страдают от алкогольной зависимости. Но история показывает, что так происходит далеко не всегда и очень часто алкоголиками или наркоманами становятся дети из благополучных семей, где родители не страдают алкоголизмом и в материальном плане полностью обеспечивают своих детей. В таких семьях, занятые только собой, собственными проблемами и амбициями, взрослые  в какой-то момент начинают терять своих детей, а у тех не хватает сил крикнуть: «Не оставляйте нас!» Впрочем, даже если бы они сумели это крикнуть, взрослые бы все равно раздраженно отмахнулись: «Не морочьте нам голову, у нас есть дела поважнее». И только когда ребенок начинает вести себя странно, они начинают бить тревогу. Но часто бывает уже поздно.
Подростки выпивают в компании друзей. Так часто можно слышать фразу: «Ура! Завтра суббота!» Суббота в ней становится синонимом «есть повод выпить». Им кажется, что они хорошо проводят время. Но действительно ли они умеют общаться и веселиться, если для этого им нужен алкоголь?!
Для кого-то алкоголь становится средством ухода от проблем. Но не думаю, что так их становится меньше. Как раз наоборот.
Этапы развития алкоголизма:
; На первом, начальном, этапе происходит своеобразное привыкание к алкоголю. Большое значение при этом имеет микросоциальная среда, особенно семья, школа, сверстники. Продолжительность этого периода составляет до 3-6 мес.
; Второй этап характеризуется относительно регулярным приемом спиртных напитков. Растут доза, частота приема алкоголя. Меняется поведение подростка. Данный период продолжается до 1 года.
; На третьем этапе развивается психическая зависимость, которая может длиться в течение нескольких месяцев или лет. Подросток сам является активным пропагандистом приема алкогольных напитков в любое время, в любых количествах и любого качества. Теряется количественный и ситуационный контроль. Появляются многодневные, недельные, иногда постоянные употребления спиртных напитков. Это начальная стадия хронического алкоголизма.
; Четвертый этап определяется как хроническая стадия болезни.
; Далее, на пятом этапе, развитие алкоголизма соответствует закономерностям, описанным для взрослых. Существенным отличием является быстрое формирование слабоумия. Дети, страдающие алкоголизмом быстро «опускаются», становятся асоциальными, грубыми, интеллектуально деградированными, с грубыми нарушениями памяти и эмоций.
Последствия подросткового алкоголизма:
Алкоголизм – это серьезная болезнь. Она несет за собой такие последствия, как нарушение логического, абстрактного мышления, интеллекта, памяти, эмоционального реагирования. В организме подростка алкоголь прежде всего проникает в кровь, печень, мозг. Согласно статистике, 5-7% отравлений у детей приходится на долю алкогольных, которые могут закончиться оглушением или даже комой.
(Школьная газета гимназии № 115 «115 новостей», 2009г.)



;
V. Путь в никуда или НАРКОМАНИЯ.

Подростковая наркомания – самое страшное социальное явление, ведь при этом на корню ломается жизнь молодого, еще не окрепшего организма. А пристраститься к принятию наркотиков также проще подросткам в силу их неоформившейся ещё психики и желания выделиться, быть «не хуже других».
Вылечить зависимого от наркотиков подростка – задача очень трудная. Прежде всего, сам подросток, как правило, не желает жить по-другому, его устраивает такая иллюзорная жизнь – с наркотиками, где нет проблем и не нужно быть сильным. Ведь, как известно, в данном случае справедливо выражение «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», то есть если у подростка нет цели избавиться от наркозависимости, то, как бы вы ни старались, этого не произойдёт.
По мнению экспертов, основными причинами роста потребления наркотиков детьми и подростками являются: расширение сети наркосбытчиков, доступность наркотиков на розничном рынке; безработица, низкий уровень жизни большей части населения; отсутствие налаженной системы профилактики в государстве, обществе, в системе образования, профессиональном коллективе и семье; отсутствие надлежащего родительского внимания детям и подросткам.
Ситуация отягощается тем, что молодежь более старшего поколения нередко выступает транслятором наркотической субкультуры и облегченного отношения к наркотикам. Ее основными постулатами являются:

-    наркотики бывают «серьезные» и «несерьезные»;
-    делают человека свободным;
-    помогают решать жизненные проблемы;
-    наркотики могут и должны быть легализованы.
Негативный вклад в формирование этих ценностей, вносят средства молодежной массовой информации.
Характерные признаки употребления наркогенных веществ

Общими признаками употребления наркотиков и токсических веществ являются:

•    изменения внешнего вида и поведения, в той или иной мере напоминающие состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта или при слабом, не соответствующем состоянию запахе;
•    изменение настроения: беспричинное веселье, смешливость, болтливость, злобность,
агрессивность, явно не соответствующие данной ситуации;
•    изменение сознания: его сужение, искажение или помрачение;
•    изменение речи: ускорение, подчеркнутая выразительность или замедленность, невнятность, нечеткость («каша во рту»);
•    изменение цвета кожных покровов: бледность лица и всей кожи или, наоборот, покраснение лица и верхней части туловища; блеск глаз или их «мутность», сильно суженные или сильно расширенные зрачки, не реагирующие или плохо реагирующие на свет; изменение слюноотделения: повышенное слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ, осиплость голоса;
•    изменение двигательной активности: повышенная (оживленная) жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или же, наоборот: обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации);
•    изменения координации движений: нарушения их плавности, скорости, соразмерности
(размашистость, резкость, неточность);
•    неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища, даже в положении сидя (особенно при закрытых глазах); нарушения почерка.
Необходимо учитывать, что указанные признаки будут наиболее выраженными в развернутой стадии заболевания, то есть они могут быть представлены не все, быть стертыми, мало выраженными.
Профилактика наркомании у молодежи
Включает в себя три уровня - первичная (воспитание интактного отношения к накротикам подрастающего поколения), вторичная (наблюдение за больным наркоманом и его лечение), третичная (реабилитация наркомана-абстинента). Понятие «профилактика наркомании» классифицируется также на истинную и условную.

Истинная профилактика может быть радикальной (благоустройство социума, минимизация контактов с наркотиками во всех сферах жизни, ужесточение законодательства) и ранней (выявление случаев немедицинского потребления наркотиков и их источников, санитарно-просветительные, воспитательные и психотерапевтические меры для предупреждения перехода злоупотребления и экспериментаторства в болезнь).
Условная профилактика подразделяется на запоздалую (излечение на ранних стадиях, противорецидивные социальная помощь и контроль, пресечение источников), позднюю (поддерживающие усилия для тяжелых, хронических форм) и терминальную, в исходной фазе (принудительное лечение некурабельных, поддерживающая терапия, социально-правовая помощь).
Роль родителей в профилактике наркоманий
В рамках первичной профилактики наркомании несовершеннолетних считается, что родителей должно настораживать, если:
•    ребенок начал проводить много времени в компаниях, не вызывающих родительского доверия, или такие компании стали собираться дома;
•    круг интересов ребенка постепенно сужается без появления новых увлечений;
•    ребенок все меньше и неохотнее общается с родителями и другими родственниками, а в его поведении можно заметить беспричинное возбуждение, апатию, смех без повода или сонливость;
•    временами от ребенка исходит ранее незнакомый запах;
•    ребенок просит у родителей деньги, тратя их непонятно на что;
•    из дома стали пропадать вещи;
•    ребенок постоянно проводит время на дискотеках и в клубах;
•    у него резко изменился круг чтения;
•    в лексиконе ребенка появилось много новых, не всегда понятных слов, а в разговорах все чаще упоминаются наркотики.

Все эти проявления у ребенка, конечно, могут быть и не связаны с наркотиками. Однако сомнения отпадают, если в качестве доказательства приобщения ребенка к употреблению наркотиков, в квартире находят:
•    дешевые папиросы (которые раньше никто не курил);
•    кусочки фольги;
•    половинки мелких купюр;
•    закопченные ложки;
•    бритвенные лезвия со следами белого порошка или бурой грязи;
•    шприцы или иглы.
Что делать родителям, если ребенок употребляет наркогенные вещества.
Соберите максимум информации. Вот три направления, по которым нужно выяснить все как можно точнее, полнее:
-    все о приеме наркотиков вашим ребенком: что принимал, сколько, как часто, с какими
последствиями, степень тяги, осознание или не осознание опасности;
-    все о том обществе или компании, где ребенок оказался втянутым в наркотики;
-    все о том, где можно получить совет, консультацию, помощь, поддержку.
Ни в каком случае не ругайте, не угрожайте, не бейте.
Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима.
Но исправить ситуацию можно, только если вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно, также, как вы раньше относились к другим неприятностям
(«Наш проект Здоровье»,портал о здоровье молодёжи - http://project.su)

;
ВЫВОД

«Давно уже отмечено умными людьми,
что счастье - как здоровье:
 когда оно налицо, его не замечаешь.
Но когда пройдут годы –
как вспоминаешь о счастье,
о, как вспоминаешь!»
(М. Булгаков- «Морфий»)

«Мы выбираем, нас выбирают…». Задумайтесь, ведь это всего лишь строки из
известной песни, но как много смысла в простых словах. Мы, молодое поколение 21 века, выбираем всегда сами, не терпим  диктата, натиска, не принимаем во внимания даже советов старших, а что уж говорить про банальные запреты.
Так  что же мы выбираем? Мы решаем для себя с кем нам дружить, кем стать в будущем, в сущности, мы каждый миг что-то выбираем... Есть один выбор, от которого зависит не только наша жизнь, но и жизнь близких людей: в каком мире нам жить дальше?
Все хотят быть успешными, здоровыми, счастливыми, но все блага могут сломиться в один миг - в то время когда люди выбирают свой, но неправильный путь. Им кажется, что все в любой момент можно поменять и начать с нуля, но как известно, обрушившийся мост в будущее починить невозможно.
«В подростковом возрасте часто дети стоят перед выбором, по какому пути пойти, какую компанию выбрать, и часто идут неправильной дорогой.
Я в своё время так ошиблась» (И., 15 лет).
Иногда у подростка нет возможности справиться с проблемами, встать на единственный правильный путь: в этом еще не окрепшему ребенку должны помочь старшие. Именно для того, чтобы открыть взрослым глаза на самые страшные проблемы подростков был создан данный проект.
«Моя мама считает, что алкоголь, табак и наркотики можно пробовать только после 18 лет и никто раньше совершеннолетия этого не делает. По-моему, мало таких людей кто на самом деле всё это делали после 18».
 Многие родители просто отказываются верить в то, что их собственный ребенок способен на тот или иной пагубный поступок, но, тем не менее, с каждым днем количество прецедентов неуклонно растет.
«Родители вообще ничего не понимают. Стараются нас перевоспитать, но в подростковом возрасте этого просто невозможно! Всегда ставят нам учёбу на первое место, а мы просто устали, устали от всего» (Д., 15 лет).
Именно родители остаются виноватыми, когда со временем недостаточно хорошее воспитание ребенка дает о себе знать. Именно родителям в будущем выскажет недовольство ребенок, которого не остановили, не поняли. «Самая большая проблема подростков - непонимание родителей, всё остальное фактически неважно» (Б., 14 лет).
Социологические данные, представленные в проекте, были получены вследствие опроса учеников гимназии № 115  в возрасте от 14 лет посредством интернета. Ниже следуют проблемы, которые осознают сами подростки:«Чаще всего непонимание со стороны родителей, сверстников, учителей, кого бы то ни было. Как следствие – одиночество, потом различные комплексы, неверие в собственные силы, трудность сделать выбор» (А., 17 лет).
«Комплексы, страх не реализовать себя в будущем, боязнь оказаться посмешищем. Многие остаются непонятыми и осмеянными, а некоторые попадают в плохую компанию, имеют проблемы с самосознанием, не понимают, чего хотят от жизни» (Л., 16 лет).
«Проблемы в учёбе, и в личной жизни их предостаточно! Безответная любовь, например» (К., 17 лет).
Жизнь без проблем уже не жизнь, а существование. Преодолевая проблемы, человек учится выживать и строить жизнь, но без советов и помощи старших, которые даются в меру, путь молодого человека может оказаться нелегким и ведущим к страшной неизвестности.