Поскрёбыш

Илья Соколов 2
Здравствуйте сегодня 12.08.11г. захотелось написать о своём первенце Катюше, но компьютер был не исправен, и в голове многое поменялось, успело присниться, воспоминание. Будто еду за рулём, автомобиля, в ясный солнечный день. По мосту через Томь, заезжаю в Томск, пропуская и обгоняя машины, очень приятно вспоминать былое.                Жизнь хороша в любой её форме, даже лежа на постели, можно увидеть приятное. Совсем недавно, лежать в постели не работать,  я мог представить себе, только с ужасом, да и то во сне. Мне моя бабушка говорила: отдых это смена вида  работы, устал кидать землю, иди, коси траву.
16.08 стерся один абзац, переписываю.

                Поскребыш.
   Легко и радостно было на душе, когда родилась старшая дочь. Очень сильным ощущал себя, когда мне родили вторую дочь.  Но когда жена была бремена третью дочерью  –  это какой-то фейерверк эмоций, лавина впечатлений. Какими только именами я ее не называл: Солнышко, Ласточка, Поскребыш. Первый наш ребёнок родившийся по плану, а не по счастливому стечению обстоятельств.
   Киргишонком её называю я теперь. Самая смуглая из моих детей, у нее среднеземноморский  загар круглый год. Старшие дети вычислили день зачатия младшенькой. Они  все время были с нами, только один раз они на два часа были посланы на почту. Поэтому дети и решили, что в этот день был зачат поскребыш.
   Поехали мы на отдых всей семьёй, в Киргизию на Исыкуль, огромное пресное озеро  средь высоких гор. Очень много ручьев бежит с вершин покрытых льдом из спрессованного снега. Мы поднимались вдоль бегущего ручья  на Водопад. Так называется дорога для отдыхающих. По совету наших Бишкекских родственников, Кирила да Марьи, выбрали для жилья аул Чёлпон – Ата. Сняли для жилья у людей, чердак дома, да стали жить поживать, с месяц  прожили. На пляж ходили, слушали, как красочно торговец предлагает: - « Самса!!! Горячий!!!», сняли его, на фотоаппарат, жаль не получилась съёмка.
   Первый раз дети увидали водную горку, прелесть спуск в воду, куча брызг; всем весело;  солнце  и вода - красота. На вёслах ходили вдоль берега, любуясь красотами гор и берега, высаживались на песчаную косу, чувствуя себя первопроходцами вселенной. Напугали мальчишек, сдавших на прокат лодку, нашей высадкой на берег и полюбовались  быстрой греблей одного из парней двумя правыми вёслами, который догнал нас быстро и также быстро исчез. За день до отъезда с Исыкуля поехали на мертвое озеро, очень солёное, лежишь и не тонешь, держит вода на поверхности тебя. Умываться надо перстной водой, чтоб не щипала глаза, плывешь, а ощущение что стоишь на месте. Вокруг озера почти безжизненный пейзаж, ощущение бескрайности. На восток от озера ровная поверхность с горами в дали, на севере светло голубое огромное озеро Исыкуль виднеется. На западе и юге, горы без снежных шапок, но такие остроконечные и красивые, что много слов надо для описания.  Мне степняку сложно их описать, могу только восхищаться и говорить что ни чего невидно. Вспоминая казахский анекдот: привезли казаха в лес, красиво говорит казах, но ничего не видно. С девятилетней дочерью Соней подвиг совершили, обошли пол озера, да вплавь вернулись, трудно, страшно. Да места больно красивые интересные, понятно стало, как образуется это соленое озеро. Горы да солнце, вот и получилось уникальное место. На плоскогорье вода собирается с гор, размывает породу соленую, гроты пещеры образуя на плато, вода стекая в низину. Потом солнце, в этой низинке, испаряет воду, оставляя лежать в причудливой форме соль, ну а впадина что ещё ниже, и есть солёное озеро, на которое мы приехали. Вместе с нами ещё люди приехали, одного мы с Катей Тарзаном назвали, и не ошиблись, театральное имя у него такое. Уж больно он на него похож, стриптизёром в Москве работает, накачанный парень, одни мышцы, гора. Он с женой к родителям в Бишкек приехали, а сюда специально за грязью приехали, мы глядя на них грязью натёрлись, погрелись у костра, помылись, да поехали в освояси.
Подвигом можно назвать и поход на Водопад, увлекательно и познавательная прогулка получилась. Расспросили дорогу на Водопад, нам махнули рукой, куда ехать надо, ну и поехали поутру. Наняли таксиста, на стареньком москвиче, поднял он нас в гору докуда смог и пошли мы далее пехом, налегке. Видим солнце в спину греет и ручей бежит средь гор, в далеке саманный двор стоит. Направляемся туда, чтоб дорогу расспросить. За дувалом дом находим, в нём киргизская семья  нас приветливо встречает, провожатого даёт, киргишонка лет двенадцати. Он по-русски не лопочет, на коне верхом сидит, показать дорогу хочет, да коров своих взглянуть. Нам поведали они, что растет там бор сосновый, стадо там свое пасут.       
Путь не долгим показался, Соня на коне, мы с женою стремя держим, Катя рядышком бежит. Хоть дорога в гору вьётся, конь нам сильно помогал. Вот уперлися в скалу, киргишонок вброд коня пущает, Соня крепко гриву держит и в кустах тальника кофту теряет. Мы втроём скалу штурмуем, по верёвочке идём, хоть скала и не высока, метров надцать в глубину, страшно, камни обнимаем. Но прошли и слава богу, подивились, такие разные камни бывают и цветом, и формой, и составом, за года ручей точил. Прям, как люди, камни эти, я таких не видал ни где. Вот прошли скалу, началось плато, небольшое, метров тридцать в ширину, а травища высотой, мне до верха не достать. Глядь от куда не возьмись, киргишонок выплывает, Соню нам вручает, и вертается за кофтой. Дали ему за роботу двадцать теньге, низко в пояс поклонились, и казали мо-ло-дец. Вот и плато проходим. Чудо! Будто домой в Томск попали, лес сосновый по горе крутой растёт, по обоим сторонам ручья. Мы и на другой берег ходили, по упавшим стволам деревьев, но, а сам водопад нас сильно позабавил. Лежат два огромных валуна, весь ручей перегородили, плескается звонко шумит вода, закрой глаза, Ниагара шумит, а запах такой, хоть ножом режь, да на хлеб мажь. Долго мы там, на фотоаппарат снимались, да шум водопада записывали, мечтали с палаткой прийти, на не надолго. Подивились мы как за два, три часа столько климатических зон прошли. У подножья каменистая пустыня, дом стоит в степной зоне, за отвесной скалой субтропики, а сам водопад в лесной, чудо, а не гора. На обратном пути тоже весело, под гору ноги сами бегут, четче запахи слышны, да глазеть проще. Наскальные надписи видны, здесь был вася, да камешки разные разглядываешь, в ручей кидаешь. Да забыл сказать, после водопада гора круто вверх пошла, поэтому и шумит как Ниагара и тропинки дальше нет, не альпинисты мы туристы от слова турки, но не поленья. Скалу правда преодолевали как альпинисты, отягощены Соней были, да она цепкая, но за шкирку пару раз подавал её Тжене, чтоб не загремела в низ, Добравшись до Киргизов наелись наваристого борща с лепёшками, барана правда нам не резали но о своём житие рассказали, тяжела у них жизнь.
Трудно в Киргизии работу найти, вот и пришлось семье бычков пасти хозяйских, сами бездетные племянника подымают. Сестра высоко в горах живёт, а в Челпо – ата школы все русские, тоже проблема.
   Вот кусок пути по каменной пустыне, тяжело дался, жарко, камни ноги режут, да и я уже плохо ходили. Зато когда по аулу шли мёда купили, рассказали нам, какие поля были здесь поливные, камни если поливать урожай хороший дают. Всё Перестройка похоронила.
Челпон – ата! Ата это папа по тюркски, кто такой Челпон не выяснял к сожалению, не внимательно отнёсся к данной проблеме, пришлось дома в интернет заныривать. Оказалось это сказки Киргизские.      
   Очень понравилась девочка лет двадцати пяти, фамилия у неё красивая была, Серебренекова, спортсменка и красавица. Завтракали, встающее солнце смотрели, горную свежесть, вдыхая, жили вместе в одной ограде. Как встанет, на лыжах носится, пока нет ни кого, набегается, приходит чай с булкой пить. Тут и я приплываю с чайником, спустившись с нашего чердака, беседуем, делимся впечатлением об отдыхе. Она чемпионка Казахстана по лыжам, хочет за Белоруссию бегать, зовут, а не отпускают, но и бегать не дают, всё потолок. А тут с Алма-аты банда нагрянула, человек шесть, семь. Пили за полночь, весь двор слушал, как они гуляванят, напились да спят до обеда.
   Вот Жанна меня и спрашивает что это такое, нормальные ли такие люди, чем живут. Для кого я выступаю ? Нормальные, говорю, в пятницу нажрутся вечером,  в понедельник на работу побредут. Видно, что не шкодливые и то ладно.  Не умеют люди себя организовать, жизнь прекрасной делать, только в выпивке и видят радость.
   Мне приятно, что такие люди,  как ты есть, грязь к таким не липнет. Замужем говорю, аль нет: нет не целована отвечает она. Жалко быстро съехала она от нас, умчалась в даль.
   Стал один по утрам чайником тарахтеть. У девочки этой, грациозная походка, бодро вздёрнут нос, прядь волос лежит прямая или стянута в клубок, плечи ровно держит, грудь вперёд бежит.  Не высоконька, да ладно сложена, глаз не оторвать, и в лице такая стать, что красавицей охота назвать. Мне охота, чтобы и мои дети, также спокойно и уверено себя чувствовали. У меня так спокойно речь и льётся, стоя рядом с ней. С хорошими людьми общаться, и себя человеком чувствуешь.