Поговорим о детстве

Оксана Колабская
О своём детстве рассказывает заслуженный артист РФ,  режиссёр  и актёр   ГАЦТК имени С.В.Образцова  АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ДЕННИКОВ


Часто  ли мы, взрослые,  вспоминаем своё детство? А если вспоминаем, то   как  -  с любовью или с неприязнью? А, может быть,  презрительно, свысока своего возраста?   Но… что такое возраст?! Это не морщинки  и не немощь телесная, не взрослость и разумность. Это состояние духа! О молодости духа, которая не зависит не от  цифр и не от  дат,  замечательно сказал русский философ Иван Александрович Ильин: «Подумать только: сколь же счастлив человек, приемлющий утехи  старости и не утративший даров юности… Сколь счастлив он, если в сердце его поёт любовь, а из старческого ока сверкает детская искренность…»   Как важно увидеть и услышать в детстве то, что поразит и впечатлит так сильно, что спустя годы станет делом  жизни.  Или просто не забудется и поможет быть чуть лучше, чуть добрее. Воистину, всё начинается с детства… 

Спектакль «Кот Васька и его друзья» по пьесе В.Лифшица  в Московском театре кукол имени С.В.Образцова маленькие зрители не забудут! Да и как можно забыть уютную избушечку Бабушки Маланьи (И.Осинцова) и Дедушки Спиридона (М.Мишаев), где  есть огромная белёная печь, в которой угольки разгораются,   и  дымок из трубы идёт, и на деревянном столе тесто «подходит» для блинков,  и не простое  тесто, а говорящее,  даже похулиганить способное. Где приятно звучит бабушкин тоненький старческий голосок: «Поднялася я чуть свет…». И от пения этого   доброго и бельё стирается чище, и печка растапливается жарче, и блинки пекутся исправнее, ловко подскакивая на сковородке. И Кот Васька (А.Денников) урчит громче, и Пёс Валет (А.Абельцев) лает радостнее, и рифмы дедушкины звучат задушевнее!   Всё с Любовью… Андрей Денников по-другому и не может. Каждая деталь, каждое слово продуманы. Кот не просто верёвочку вешает для бабушкиного белья, а лезет по стенке, аккуратно передвигая каждую лапку, цепляясь коготками, подтягиваясь, и всю эту «гимнастику» сопровождает выразительным «мявом»! И блюдо с блинками на стол не просто несёт, а на лавочку водружает, толкает, дребезжит, словно маленький автомобильчик, да ещё и бибикает, от чего маленькие зрители приходят в восторг! А ведь для многих малышей это   первая встреча с театром…
Андрей Денников более десяти лет работает в этом прославленном театре. Спектакли его  «Маленькие трагедии», «Концерт для Чичикова с оркестром», «Странная миссис Сэвидж», «Исповедь хулигана», «Кармен! Моя Кармен!»    давно обрели своего зрителя. Ибо духовная наполненность этих спектаклей   даёт невероятные силы для созидания и любви. Его куклы существуют на сцене наравне с актёрами. И тем мощнее и  глубже звучит Слово, задуманное режиссёром. 
 
«Театр – это моя жизнь. Самая настоящая  жизнь. Всё остальное на втором плане. И я не понимаю, как можно интересоваться чем-то другим. Мне кажется, что только театр – самое интересное. И только в театре можно говорить бесконечно долго и продуктивно о том, что волнует. Почему так сложилось? Наверное, потому что у меня было такое детство. Своё детство надо беречь, его нельзя предавать. В детстве я начал делать кукол, в детстве я увидел спектакли, которые меня потрясли, у меня были книги, которые  очень любил читать.  Помню, мы с бабулей были в Театре мимики и жеста, где смотрели спектакль по сказкам Андерсена. Меня  до  такой степени впечатлило то, что люди выразительностью своего тела, пластикой, могут изобразить   сказочных персонажей, да и не только сказочных, что мне захотелось самому воплотить всё это в жизнь. И когда к нам домой пришли гости, я им показал все сказки Андерсена в собственной пластике! И Стойкого оловянного солдатика, и злого Тролля, и даже Балерину… Я благодарен своему детству. У меня не было возможности подражать дурным манерам, чудовищной нерусской речи. Я  смотрел только самые лучшие русские мультфильмы, которые остались со мной навсегда. Ходил в театр…  на балет «Синяя птица» в Музыкальный театр имени Н.И.Сац,  на «Аленький цветочек» в театр имени А.С.Пушкина.  Меня мама везде водила... Меня всегда завораживал театр огромным количеством образов, фантазий, в которые я погружался. После мечтал, рисовал… Хотелось всё это выплеснуть, поделиться с кем-то уже своим пережитым. Когда я посмотрел спектакль Владимира Кусова «Маугли»в театре имени С.В.Образцова, меня поразило, как были сделаны все звери. Они были словно живые – летали, прыгали... и тигры,  и обезьяны, и пантера …  И мне это так понравилось, что, придя домой,  я сделал  пантеру. Это была мягкая кукла, которую можно было бросать. Никакой техники в ней не было. И я играл ею за ширмой, показывал людям   это чудо –  кукла может ходить по ширме, потом вдруг полететь.  Я наслаждался собственной творческой радостью. Важно не только одарить других этой радостью, но и самому наслаждаться творчеством. Надо любить творческий процесс.  И у меня в детстве это получалось.  Однажды я сделал полный комплект кукол «Необыкновенного концерта». Уж очень мне понравились смешные эти куклы. И всё это я показал Екатерине Викторовне Гаркалиной. Она работала педагогом в нашем музее.   Тогда в театре были семинары. И все с интересом смотрели на мой повтор великого спектакля… Всё происходит в детстве через подражание взрослым.  Вот и я подражал, подражал и до…подражался!  Поэтому, я думаю, что моё увлечение театром  не случайно. Я люблю театр с самого детства…»

С детства…  Денников с такой Любовью создал свою «лесную сказку в двух действиях», что даже  взрослые   искренне переживают и совершенно серьёзно без всякого  сарказма заверяют расстроенных печальными событиями малышей, что, мол, мы не дадим! Не дадим  лесным разбойникам Волку (М.Мишаев) и Лисе (И.Осинцова) расправиться с Петушком Петей и Бараном Мартыном! И цены этому  "мы не дадим"  нет! Потому что это духовное единение, чудо взаимопроникновения и сострадания наравне, независимо от возраста. И звёзды, которые Баран Мартын (А.Захарьев) считать любит,  ярче горят. И дедовское "А земляниченка цвела..." задушевнее звучит. И бабушкина доброта и деловитость теплом  согревают.  И даже Волку и Лисе прощается задуманное злодеяние, хотя их песенка «Лишь хитрые и злые имеют право жить…», к сожалению, звучит очень современно, и для многих сегодня это девиз существования. Поэтому  страшно…
 
«Я своим детством обязан  родителям. Мама отвела меня в танцевальную группу Большого детского хора Гостелерадио  тогда ещё под руководством Виктора Попова, в которой я танцевал солистом семь лет. Я очень благодарен маме за это. Балет, танец, движение вошли в меня не только через фильмы и балеты. Поэтому я себя свободно ощущаю на сцене.  Я чувствую движение не только своё, но и куклы, с которой я работаю. Моими кумирами в балете всегда были и остаются до сих пор Екатерина Максимова, Майя Плисецкая, Галина Уланова, Марис Лиепа, Владимир Васильев… Я затрудняюсь всех перечислять. Они уже золотыми буквами написаны в истории нашей культуры… Очень больно, что современное поколение не знает о них почти ничего… Очень хочется поделиться с ними, как прекрасен был танец Екатерины Максимовой или как великолепно звучало бельканто Марии Каллас… Надо, чтобы дети с самого детства были окружены этим миром прекрасного, миром искусства, настоящего искусства… Не устаю говорить «Спасибо!» своей бабуле, которая  познакомила меня с миром живописи и музыки. Я начал рисовать. Потому сейчас актёрам говорю: «Куклой надо рисовать!» То есть уметь наблюдать за красотой положения корпуса, наклона головы, как  появляется жест руки, от чего рождается этот жест.  Он должен быть очень красивый. В «Маленьких трагедиях», к примеру, мне очень важно, чтобы Дона Анна не просто  села на скамейку, а чтобы складки её бархатного платья легли таким же образом, как на портретах Веласкеса или Эль Греко. Опять же бабуле спасибо за то, что я узнал  имена этих художников. У меня дома висят картины, которые бабуля писала акварелью. Потому что её самый любимый художник был Сергей Андрияка. Гениальный художник, перед   которым я преклоняюсь. Так открыть акварель!  И оперных певцов я узнал тоже благодаря бабуле.  Сергей Лемешев, Иван Козловский, Елена  Образцова, Мария Каллас… Боюсь всех перечислять, потому что, когда перечисляешь, то кого-нибудь обязательно забудешь, и будет обидно, что кого-то не вспомнил… Вот эти голоса окружали меня всё детство. Потому что бабуля моя слушала  пластинки с записью этих замечательных певцов. Большой зал Консерватории – это любимое её место…. Потому что бабуля бегала туда, даже коленку себе искалечила, когда опаздывала на троллейбус. Вот как стремился человек к музыке! Моя бабуля и моя мама – вот две великие женщины, которые отдали мне всю свою любовь и все свои знания. И потому я могу сегодня сказать: «Да! Я человек, родившийся в России!» И я горжусь этим. Я культурный человек.  Я уже не говорю о том, что мой балетный небожитель Екатерина Сергеевна Максимова стала моим другом спустя огромное количество времени, когда я состоялся как режиссёр и актёр. Маленьким, помню,  я смотрел фильм-балет «Анюта» в постановке Владимира Васильева.  Я стоял на коленях перед чёрно-белым экраном телевизора и смотрел на лицо Екатерины Максимовой-Анюты, которая  в конце фильма вдруг увидела  своих забытых ею  и погибающих в бедности пьяненького отца и брошенных братишек. Как я рыдал! Я так с ней переживал! Она была прекрасной драматической актрисой в балете. Это очень редкое явление. Душа… Во всём должна быть душа.  Сегодня убедить кого-то включить душу, сердцебиение… в своё дело очень непросто. Помню, в детстве я очень плакал в финале фильма Эмиля Лотяну «Анна Павлова», когда великая балерина перед смертью говорила: «Приготовьте мне костюм лебедя…» и звучала музыка Сен-Санса, переработанная Евгением Догой. Это меня так впечатляло, у меня внутри всё бурлило… эмоции, чувства…   Плакал я и над песней  Максима Дунаевского «Ветер перемен» в финале  фильма «Мэри Поппинс, до свидания!»  Вы знаете, я и сейчас могу растрогаться, если увижу что-то поистине искреннее. Я не утратил этого с самого детства. Нельзя забывать прекрасные моменты детства. И искоренять из себя Маленького принца…»

На спектаклях Денникова,  даже на этом, про Ваську, для малышей,  взрослые зрители всеми силами стараются сохранить в душах своих Маленького принца, учатся у маленьких зрителей искренне радоваться… доверчивости, незлопамятности, а главное, верности сторожевого Пса Валета: «Я своё доброе имя на сметану не променяю!»… И простодушию Петушка Пети (Я.Михайлова, Е.Богатова), его грациозности и пластичности  настоящего артиста, его ликованию: «Взошло светило, лес и полянку осветило!»… Преданности своим друзьям и даже бесстрашию  Вороны (В.Черкинская): «Караул! Украли! Всем расскажу, всё расскажу!» Мудрости Барана Мартына: «Я думаю, что надо ещё подумать!»… При таком отношении к жизни всегда можно остановиться, оглядеться вокруг, чтобы подивиться красоте Божьего  мира и сказать: «Я люблю…»!  А ещё учатся сочувствовать, не осуждать!... а сочувствовать  провинившемуся Коту Ваське, капризно заявляющему: «Мои бедные маленькие лапки не выдерживают этого страшного режима...», а потом вдруг сокрушающемуся, осознавшему весь ужас содеянного: «Я не со зла это сделал, а по глупости, по кошачьему своему легкомыслию!»
Да, искренность бывает только детской. И  ещё непосредственность. И открытость.  Если удалось сохранить эти драгоценности, то впечатления детства не забудутся, а сохранятся с бережностью, нежностью и благодарностью на   всю жизнь.
         (статья напечатана в газете "Добрая дорога детства" №14 2011 г.)