Человек разумный. Прием на работу

Алекс Черников
Человек работает, чтобы жить. И живет, чтобы работать. Вот такой дуализм объективной реальности.

Всякая трудовая деятельность начинается с приема на работу. Я на своем веку раз пятьдесят, наверное, проходил собеседование и раз пятнадцать устраивался на работу. Застал еще стародавние времена, когда на каждом заборе висели объявления «требуются на работу», а собеседования тогда, как такового, не было вовсе.

На работу тогда устроиться (современная молодежь мне не поверит) – было плевое дело. Если идешь, скажем, рабочим на сборочный конвейер, никто ни о чем тебя не спрашивает – пишешь заявление, его где надо подписывают, и отправляешься к мастеру в цех, чтобы он распределил тебя на рабочее место. А обучение, спросите? Обучение – на рабочем месте в процессе работы. Все!

Кстати, уж если говорить о работе на конвейере. Рабочий - по сути, человек с улицы без специального образования - получал сразу в месяц около 200 рублей. Много это или мало? На эти деньги можно было купить: 800 батонов белого хлеба или 68 кг докторской колбасы или 47 бутылок водки (не паленой – ее тогда еще не изобрели). И это в любой точке страны. Поскольку рабочий на конвейере, где бы этот конвейер не находился – в Москве или в Сыктывкаре – получал столько и продукты также везде стоили одинаково. Для сравнения, сейчас рабочий может купить: 400 – 700 батонов хлеба или 25 – 45 кг колбасы или, как ни странно, 100 – 200 бутылок водки (разного качества).

Если же человек устраивался инженером или другим каким специалистом, то тут уже смотрели диплом и трудовую книжку. Оба эти документа тогда купить или подделать было невозможно и они, в подавляющем большинстве случаев, давали объективную информацию о квалификации соискателя.

Но времена, когда безработица была только в странах загнивающего капитализма, давно канули в лету. Сейчас времена новые, и прием на работу ведется на совершенно другой основе, лично мне кажущейся загадочной и непонятной.

Я много раз пытался понять логику работы современных кадровиков (HR-менеджерами их называть язык не поворачивается), и мне полностью это никогда не удавалось. Но некоторые закономерности, к логике, правда, отношения не имеющие, я все же углядел.

На первый взгляд, все по старому: требуется на конкретную должность принять наиболее трудолюбивого и компетентного специалиста. Э, нет! Все намного сложнее.

Возьмем для начала простой пример с рабочим. Не с тем рабочим, что на конвейере – конвейеров у нас нынче нет, а даже проще – возьмем курьера. Еще проще, наверное, только дворник, но туда россиянину (говоря по-русски, гражданину России) устроиться невозможно, туда берут только иностранцев.

Что должен знать и уметь курьер? Вообще-то, не много. Хорошо знать город, знать, как отдавать и принимать документы (входящие – исходящие там, регистрация в журналах учета и т. д.) или как отдавать и принимать товары (накладные, счета и пр.). И уметь быстро перемещаться в пространстве, будь то пешком или на транспорте. Подойдет, вроде бы, почти каждый, если он учился в школе и не инвалид. Но, опять же, не все так просто.

Вроде бы идеально на такую работу подходит молодежь. Но молодым, как оказалось, не очень доверяют. Они хоть в школе и учились, но некоторые пишут и читают с трудом. Значит, в бумагах могут путаться. Да и серьезные матценности им доверять опасаются. Свиснет какой-нибудь ноут тыщ на сто и сам смоется – ищи его потом. Но у молодых есть один огромный плюс – они не знают и не пытаются знать трудовое законодательство. Следовательно, их можно использовать, не заключая никаких договоров, только на испытательный срок и прощаться (не увольнять, его же и не принимали) с ними, не выплачивая зарплаты.

Поскольку ныне с работой не очень, то в курьеры ходят наниматься даже кандидаты наук. Тут уже другой подход. Кандидат наук (или просто человек с настоящим образованием – тот, который пишет почти без ошибок), в особенности, если он относительно молод и бегает без одышки, тоже, похоже, годиться. Этот грамотный, все понимает сразу, надежный и ответственный. Но! Сам проходил (наградил же бог двумя высшими…) – для таких придумывают тесты на IQ. Спросите, зачем курьеру тест на интеллект, да еще на таком уровне, что на его компе проверяют? Оказывается, это для того, чтобы слишком умные не попались. Слишком умный знает свои права, а если не знает, то найдет, где узнать. И узнав, не дай бог, начнет эти права качать. Или хуже того – при нарушении этих прав, а это сплошь и рядом, грозить трудовой инспекцией! Но самое страшное – вдруг он окажется умнее своего начальника или, жутко сказать, самого Генерального!

Многоступенчатую процедуру отсева приходится проходить тем, кто идет на должность спеца. Этап резюме не рассматриваем: там вообще все тайна за семью печатями. Но, если вызовут – первое, понятное дело, анкета. Потом ее дубляж – тоже самое проговариваешь вслух кадровику. На этом этапе остановимся особо.

Я всегда недоумевал, почему в Интернете на сайтах, посвященных поиску работы, так много статей, дающих советы, как вести себя на собеседовании - дубляже или озвучивании анкеты. Кажется, ведь ищут специалиста, значит надо проверять его профессиональные знания и навыки, и далеко вторично, троично и т. д., как он будет одет, да какую ногу на ногу положит или каким боком повернется. Но, побывав на собеседованиях, я понял, что статьи – правильные, а вот HR-сотрудники – неправильные.

Чтобы понять, какими принципами руководствуется кадровик при оценке соискателя надо, скажу я вам,  быть психологом, каковым я, по счастью, являюсь.

Так вот, кадровик, в подавляющем большинстве случаев, чрезвычайно субъективен и оценивает по принципу: нравится – не нравится. Во-первых, потому что отбирать по науке его (чаще, ее) никто по-настоящему не учил. Во-вторых, ему (чаще, ей, далее уже в женском роде, поскольку женщин-кадровиков подавляющее большинство) так проще. В-третьих, ее никто за ошибку не пожурит, поскольку народу много, всегда есть из кого выбирать, да и над ней есть еще одна отборочная инстанция – обычно, начальник профильного отдела. Тут еще не следует забывать, что даже самая низшая девочка- кадровичка обладает огромной властью над соискателями. В ее полномочиях решать, кого казнить (послать подальше), а кого миловать (передать на следующую ступень). А женщина, обладающая властью – сила страшная. Да и само осознание статуса вершителя судеб сказывается на человеке, причем не в лучшую сторону: если скажешь «да» - соискатель твоей власти не почувствует, а вот если «нет» - вот тут сразу поймет, какой он мелкий прыщ по сравнению с HR-менеджером! А, менеджер этот, соответственно, получит положительную эмоцию. Зря, что ли, на работу ходит – получать удовольствие! Поэтому, если ты ей по какой-то, только ей одной ведомой причине, не понравился  - все! Будь ты трижды заслуженный специалист, на работу тебя не возьмут!

Вот тут и вспомнить самое время советы про одежду, позу, запах изо рта и прочие, на первый взгляд, не относящиеся  к профессиональным качествам, атрибуты. И на первый план выходят тут вовсе не логика, профессиональный отбор и т. д., а женская логика и даже природные полоролевые инстинкты.

Вариант первый: на работу приходит устраиваться женщина. Давно известно, что глубинным основополагающим фактором, определяющим отношения между женщинами, является противоборство. Т.е., одна женщина на другую смотрит, как на соперницу. В отделе кадров им  еще не в чем соперничать, но отношения уже установлены по запрограммированной природой схеме. Поэтому, если к кадровичке на собеседование пришла женщина, то это самый неприятный и алогичный случай. Естественно, кадровичка не будет внимательно смотреть на профессиональные характеристики соискательницы – дипломы, свидетельства, анкету и т. д. Хотя, физически, для вида, конечно же, посмотрит, пару раз заглянет в бумаги. Но куда более внимательно она будет смотреть на внешность соискательницы: на ее одежду, фигуру, макияж, прическу, оценит тембр голоса, обязательно вынудит улыбнуться, чтобы рассмотреть зубы. И все это сознательно или неосознанно сравнит со своими данными. И не дай бог, показатели окажутся не в ее пользу. Если соискательницу она не завернет сразу, то уж негативная характеристика при отсыле наверх гарантирована.

Вариант второй: приходит мужчина. Тут все тоже самое, в смысле алогизма, только иная гендерная специфика, которая для соискателя звучит так: хочешь получить работу – понравься кадровичке, как женщине. Как производить впечатление на женщин – тут уж каждый мужик решает для себя сам. Главное – понравиться. Видишь, улыбается, глазки строит – значит, понравился, считай - полдела сделано!

Из всего вышесказанного можно заключить, что первое собеседование при приеме на работу – это театр одного зрителя и одного актера. Процедура сия никакого отношения к реальному профотбору при приеме на работу не имеет, но имеет очень серьезные последствия.

Справедливости ради следует сказать, что на этом этапе кадровики часто все же проводят и еще кое-какой отбор. Это, например, отбор на лояльность к руководству. Тебя обязательно спросят, из-за чего ты ушел с прежних мест, не из-за конфликтов ли с руководством? И внимательнейшим образом будут выслушивать (и высматривать в лице) ответ. Если возникнут подозрения, что ты обзывал начальство за глаза «дуболомом», «идиотом в квадрате» или иным подобным нелицеприятным, но часто справедливым эпитетом, то на следующий этап ты не попадешь.

Второй этам попроще. Тут твой потенциально-будущий руководитель попытается оценить твои профессиональные качества. Если, конечно, сам в этом деле что-то шарит.

Чаще всего все же шарит. Или шарит, но не во всем и не всегда. Так, если соискателю- бухгалтеру предложат рассказать, как подсчитать НДС, а он вдруг спросит, сколько процентов, пояснив при этом, что бывает и не 18, то начальник может косо посмотреть – слишком умный. Далее – смотри выше.

Несколько проще с технорями. Начальники технических отделов часто о технике, ими возглавляемой, имеют весьма смутное представление. Поэтому, больше доверяют бумагам, а не словам. Вот тут пригодятся всякие дипломы, свидетельства о повышении, допуске к работам и т. д. Максимум, что может спросить начальник – какое напряжение в розетке и опасно ли оно для человека. Но даже тут некоторые совершают роковую ошибку, раскрывая тайну, что убивает человека не напряжение, а ток.

В заключение можно добавить, что кадровиков еще может интересовать такое новомодное понятие, как «стрессоустойчивость». В переводе на русский язык это означает, нормально ли ты будешь переносить площадный мат начальника, и не возникнет ли у тебя желание ответить ему на том же языке.