Иисус из Назарета

Юрий Шпилькин
Иисус  из Назарета
Иван Ильич  подошел к кафедре, достал из внутреннего кармана пиджака вдвое сложенную ученическую тетрадку, поправил очки и задумчиво произнес: - Сегодня мы попытаемся понять, почему возникло христианство.
Безусловно, был такой человек Иисус Христос, более того, мне кажется, именно к нему можно отнести, в первую очередь характеристику сущности сверхчеловека по Ницше. Иисус - Сверхчеловек, и, вне сомнений, личность уникальная – Гений. И возможно родился он в семье престарелого плотника Иосифа и молодой женщины Марии в Галилее. Быть может имя его Иисус  от древне-еврейского  Иегошуа – Помощь Иеговы, а может быть дано в честь прославленного Иисуса Навина - преемника Моисея,  предводителя еврейского народа в период завоевания Ханаана. Во время сражения Иисус Навин, согласно Библии, остановил на небе Солнце и Луну, чтобы противник не смог отступить, воспользовавшись вечерним и ночным мраком. Это под его предводительством евреи атакуют Иерихон. В течение семи дней их войска маршируют вокруг городских стен, возглавляемые жрецами, несущими ковчег завета. На седьмой день, войско обошло город семь раз, сопровождаемое играющими на трубах священниками. В определённый момент Иисус приказывает всему народу одновременно крикнуть, и тотчас стены города падают сами собой. Убеждать евреев, что еще тогда Иисус Христос воплощался в Навина не составило бы особого труда. Они были готовы поверить в любое чудо.

Христос — эпитет и титул, указывающий на характер миссии Иисуса с точки зрения христианства. В переводе с иврита (Маши;ах) и арамейского (Меши;ха)означает помазанник» (мессия). Эпитет «помазанник» употреблялся в древнем Израиле по отношению к царям и священникам. Поставление царей на трон и священников на служение совершалось в Израиле через торжественное помазание елеем.

Галилея — историческая область на севере Израиля, на границе с Ливаном, северная окраина библейской Земли Обетованной. Эта область словно специально создана, чтобы быть удобной для людей. Здесь все в меру: невысокие холмы, покрытые негустыми лесами; неширокие и, в то же время, просторные долины. Земля не слишком плодородная, но отзывается на труд человека добротным урожаем. Галилея - местность, где провел детство и юность Иисус Христос. По версии Матфея после воскресения, как ангел, так и Иисус, направили апостолов в Галилею (Мф.28:7-16).

Когда в 4 г. до н. э. римский ставленник на престоле Иудеи, царь Ирод, разделил свое государство на 4 части, которые передал "чертветовластникам" (тетрахам), Галилея досталась его сыну, Ироду Антипе. Сначала тот разместил свою резиденцию в богатом Циппори, потом построил для себя новый город, который назвал в честь римского императора Тиберия, Тивериадой (Тверией). Именно в этот период Галилея стала ареной событий, описанной в главной священной книге христианства - Евангелии.

Причиной, заставившей Марию, ожидающую ребенка, и Иосифа отправиться в Вифлеем, оказывается объявленная римскими оккупационными властями перепись населения, по правилам которой каждый должен был записаться по месту исконного проживания своего рода (Евангелие от Луки 2, 1-5). Но в народе поползли слухи, что царь Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола. Там, в Вифлееме, и рождается Иисус Христос — в хлеву, «потому что не было им места в гостинице» (там же 2, 7) При жизни его часто называли Назареянин или Назорей по городку Назарет, где он, видимо, дал обет служения Богу или, возможно, жил в общине ессеев. Религиоведы считают, поскольку в Евангелиях ничего не сказано о жизни Иисуса в период между 12 и 30 годами, то  вероятнее всего реальный Иисус провел эти 8 лет жизни именно в секте ессеев. (См.: Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение. Р. н /Дону.2003. С. 209). Возможно, в основу своего учения и положил «священные тексты» ессеев.

Ессеи (или кумраниты) — одна из иудейских сект, получившая начало в первой четверти II в. до н. э.Первоначальные сведения о них находятся у Филона Иудейского, Иосифа Флавия и Плиния Старшего (Ессеи // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1906—1913). Во времена первых двух названных историков ессеев было около 4000. Рассеянные в Иудее, они жили сначала в городах и деревнях, под именем ассидеев, и, как думают современные учёные, составляли ту национальную партию в еврействе, которая боролась с другой, более могущественной партией — эллинистов. Затем, по Филону, почувствовав отвращение к испорченным нравам городов, а по мнению новейших исследователей, потеряв надежду на успех в борьбе за национальные начала еврейской жизни, ессеи удалились на северо-запад от Мёртвого моря и, составив там обособленные колонии, избегали встречи с остальными соплеменниками даже в Иерусалимском храме, образовали из себя строго замкнутый орден, жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей; принимали в своё сообщество и других — после трёхлетнего испытания.
 
В частности, как отмечено в Википедии, Кумранская община при приёме, вступающий в орден, требовала под страшной клятвой дать обет: чтить Бога; быть справедливым ко всем; никому не вредить; быть врагом неправды; сохранять верность властям; достигнув власти, не превозноситься; не отличать себя от других особой одеждой и украшениями; обличать ложь и любить истину; ничего не утаивать от сочленов и о них ничего посторонним не сообщать; воздерживаться от незаконной прибыли; догматов ессейского учения никому не передавать; не употреблять клятвы; верно хранить писания (древние книги) ессеев и имена ангелов (по Тосту и Грецу — таинственные имена Божии).

Далее, по рассказу Филона, ессеи: не приносили кровавых жертв (по Флавию — они не приносили этих жертв лишь в иерусалимском храме); усердно занимались: земледелием, пчеловодством, скотоводством, ремеслами, врачеванием (посредством произнесения заклинательных формул и стихов); не делали оружия и отвергали войну; признавали лишь общую собственность; безусловно отрицали рабство; помогали друг другу всячески; учили, что все они братья между собой. По сути дела в основе этой секты лежали принципы коммунистического общежития.

В той же Википедии мы находим обычаи ессеев. Все потребное для себя они изготовляли сами, избегая сношений с торговцами. Много занимались аллегорическим толкованием Библии и учением о нравственности. Жили они не по одиночке, а общинами, каждая в особом доме; имели общий стол; младшие чтили старших, как дети отцов, окружая их всякой заботливостью. По словам Иосифа Флавия, Моисея ессеи ставили непосредственно после Бога (почему особенно строго чтили субботу) и хулу на него наказывали смертью. Жили они, вообще, безбрачно, не потому, чтобы отрицали брак, а потому что считали безбрачие выше брака. Одна отрасль секты позволяла своим членам вступать в брак; но, как скоро жена беременела, муж прекращал с нею общение, желая доказать, что взял её не для удовольствия, а для произведения детей. Презирая украшения, ессеи не мазались маслом, одежду носили одну и ту же до совершенной её негодности, но на свои трапезы надевали всегда особого покроя белое платье. Их доходами распоряжались на общую потребу избранные ими попечители и священники. Помогали бедным и не принадлежащим к ордену.

Вставали до восхода солнца и не говорили ни о чём житейском; приветствовав солнце молитвой (что вовсе не означает, вопреки мнению некоторых, парсизма), они отпускались начальствующими (без ведома которых не позволялось ничего делать, кроме дел милосердия достойным и подачи пищи голодному) на работы, по окончании которых купались в холодной воде (что имело значение религиозного очищения) и садились затем, надев чистую одежду (в особенном доме, в который вход посторонним запрещался), за трапезу, имевшую вид священнодействия.

За большие преступления виновные исключались из общества и, оставаясь верными клятве не принимать пищи вне его, умирали голодной смертью; искренно раскаявшиеся принимались обратно. Судьи у ессеев (числом не менее 100) были «строги и справедливы». В исполнении узаконений своего ордена ессеи были очень строги; славную смерть предпочитали постыдной жизни. Орден разделялся на четыре степени (не считая степени испытуемых), по времени вступления, причём одна степень отделялась от другой так строго, что высшие чрез соприкосновение с низшими становились нечистыми. Ессеям, особенно глубоко изучившим Священное Писание и приготовленным особыми аскетическими очищениями, приписывали дар предсказывать будущее.

Ессеи учили, что душа состоит из тончайшего эфира и заключена в тело, как в темницу (вследствие своего падения), из которой после смерти человека улетает на небо; для праведной души место вечной жизни — в блаженных полях по ту сторону океана; злые души вечно мучаются в холоде и мраке. Ессеи верили в предопределение.

На картине Рембрандта Иисус в возрасте своей проповеднической деятельности. Глубина психологической характеристики поразительно совпадает с описанием отпечатков на плащанице – погребальном покрове Иисуса из Туринского собора, неоднократно подвергнутого научной экспертизе. Результаты экспертиз свидетельствуют, что Иисус был выше среднего роста (178 см), хрупкого телосложения, с длинными, до плеч, начинавшими редеть волосами и густой окладистой бородой, с удивительно одухотворенным лицом.  В 30-летнем возрасте, приняв крещение в водах Иордана от Иоанна Крестителя, и три года занимался мессионеской деятельностью вначале в Галилее, а затем и в Иерусалиме. Свои взгляды излагал в форме притч, иносказаний и афоризмов. И подкреплял чудесами. Создал общину своих сторонников, среди которых выделялись наиболее близких ему 12 апостолов.

С их помощью или в их присутствии совершал различного рода чудодействия: Он усмирил ветер и волны во время шторма на Галилейском море; Он превратил воду в вино, накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами; Он воскресил из мёртвых сына несчастной вдовы и дочь безутешного отца. Он сказал старому другу: «Лазарь! иди вон!» — и воскресил и его тоже. Благодаря ему, паралитик пошёл, немой заговорил, а слепой прозрел. Все эти чудеса были встречены в штыки фарисеями и садукеями. Иисуса обвинили в развращении народа и в том, что называл себя Царем Иудейским.

Накануне праздника Пасхи (между 29 и 33 гг.) Иисус со своими  апостолами в очередной раз прибыл в Иерусалим и был схвачен церковными властями, с санкции римского наместника Пилата и по требованию толпы: «Распни его!» был распят на кресте.

И этот факт жестокости не был из ряда вон выходящим событием того времени. Во всяком случае, античные историки 1 в.н.э. почти ничего о нем не сообщают. Правда, иудейский историк Иосиф Флавий (37-100 гг.) в сочинении «Иудейские древности» в довольно сдержанном тоне писал: «В это время жил Иисус, мудрый муж, если только его можно назвать человеком. Ибо он творил чудеса и учил людей, которые радостно воспринимали возвещаемую им истину. Много иудеев и эллинов он привлек на свою сторону. Это был Христос. Хотя Пилат по доносу знатных людей нашего народа приговорил его к распятию на кресте, прежние его последователи не отпали от него. Ибо на третий день он снова явился к ним живой...» Последнее предложение подвергается сомнению, что оно принадлежит Флавию в связи с тем, что в опубликованной (в 1971 г.) рукописи епископа Агапия, написанной по-арабски несколько иная трактовка событий: «Пилат осудил его на распятие и смерть; однако те, которые стали его учениками, не отреклись от своего учителя. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым»(Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.,1990. С. 460).

Более того, римские власти поначалу преследовали христиан, казнив не только Иисуса, но и многих его последователей. А ортодоксальный иудаизм, в свою очередь, исключил их из синагогальной жизни и, даже были составлены формальные проклятия против христиан как «еретиков».
Однако и Иисус из Назарета, и особенно его апостолы проявили себя как незаурядные политики и идеологи, сумев привлечь на свою сторону сначала сотни, а затем тысячи людей. «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 5: 37). Иисус Христос и  апостолы в отличие от ветхозаветного иудаизма в основу своего вероучения положили качественно новую систему ценностей:
Во-первых, христианство привлекло людей своим демократичным и наднациональным характером. Христианские проповедники обращались ко всем без различия их социального положения, утверждая, что перед Богом все равны. На первое место поставили не наказание, а спасение людей, отказались от избранности одного народа.
Во-вторых, Иисус, являясь в свое время членом секты ессеев, использовал как теоретические, так и организационные возможности этой секты, которая держалась вдали от политической борьбы, но  к учению Христа в значительной части своей примкнула и образовала первые еврейско-христианские общины в Иудее.
В-третьих, апостолы сумели найти  возможность сближения с правителями заявляя, что Христос словами: «отдавайте кесарево кесарю» повелевал исполнять гражданский долг. Особое расположение у римских властей христианство приобрело после Собора епископов (306 г.), принявшего решение об отлучении от церкви тех христиан, которые уклоняются от службы в римской армии.
В-четвертых, образ Иисуса – образ Божества, воплотившегося в человеке, пожертвовавший жизнью во имя доказательства своей правоты, был понятен и доступен простым людям.
В-пятых, апостолы поддерживали мысль о том, что Святой Дух снизошел в день Троицы на Его учеников- апостолов. Первоначально христианство распространялось в еврейской среде Палестины и средиземноморской диаспоры, но, затем приобретало все больше последователей среди других народов («язычников»).

Наиболее существенным в Новом Завете Иисуса Христа является нравственный аспект. Заменив идею земного Царства Божьего для избранного народа на идею Царства Небесного, доступного всем людям в зависимости от степени их праведности, Иисус в Нагорной проповеди излагает исходные понятия этой праведности: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать всячески неправедно  злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах... Вы – соль земли... Вы – свет мира» (Мт. 5: 3-14).

Христианство, не отвергая систему ветхозаветных ценностей, предлагало свой  вариант нравственных ценностей. Иисус сравнивает эти две системы ценностей: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду». Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду... Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. И кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду... Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас... Итак, будьте совершенны». (Мт.5:21-22, 38-40, 43-44, 48).

Евангельская проповедь Иисуса направлена к нравственному облику человека, подчеркивает приоритет духовных ценностей перед материальными: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкопывают и не крадут. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мт. 6: 19-21).

Христианство, настаивая на том, что Царство Небесное открыто не столько для богатых и знатных, сколько для бедных и униженных: «удобнее верблюду пройти в игольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное» (Мт.19:24). Это вызывало определенное недоумение у «сильных мира сего», но зато создавало надежду у обездоленных занять равное положение с ними. И такое положение реально воплощалось в христианских общинах, активно создаваемых Иисусом и апостолами повсеместно по образцу секты ессеев, где не было частной собственности и все друг друга называли - «братья и сестры», и оказывали взаимопомощь, в том числе пришедшим из других общин.

  Безусловно, феноменальный успех христианскому вероучению придало заверения Иисуса даровать обещанное уже при жизни слушателей: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9: 1).
Слова Иисуса Христа были особенно привлекательны на фоне безысходной перспективы ветхозаветных сентенций: «Участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах» (Еккл. 3. 19-20).

Проповедь Иисуса была обращена к каждому человеку о необходимости нравственного самосовершенствования: «из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7. 21-23). Спасение - избавление, от этих составных зла через покаяние является главной мыслью христианской веры и в этом состоит ее привлекательность с момента возникновения и до наших дней. И более того, первоначальное христианство видимо и не предполагало, что коммунистические идеи получат столь широкое признание среди других народов в ХХ веке и, вероятно, в последующие века. У Маркса есть выражение: Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма. У нас нет оснований считать, что Маркс имел ввиду основателя христианства, но ессеи создали первоначальную модель реальных коммунистичеких взаимосвязей между людьми.