Соотечественники в Южном Казахстане

Юрий Шпилькин
Соотечественники в Южном Казахстане
Южно-Казахстанская область наиболее населенная - более 2 млн. человек, а по количеству детей занимает первое место в Казахстане. В области более 1000 школ, в городе – 87 школ. Если судить по контингенту учащихся школы-гимназии № 20, которую возглавляет мой бывший студент, а ныне один из уважаемых директоров города Андрей Васильевич Ерошкин, в Южном Казахстане пока что еще значительное число представителей славянской и других национальностей. В школе из 1400 детей - 650-670 - представители славянских этносов, по 250 человек казахской и узбекской национальности. Остальные учащиеся – корейцы, армяне, грузины – всего представители 30 национальностей. Все они, также как и их родители, свое будущее связывают с русским языком и с Россией. А.Ерошкин рассказывает.
Славянская гуманитарная эстетическая школа-гимназия № 20 имени Г.С.Титова была открыта в 1961 году. Школа несколько перегружена – по плану должно быть 1100 учащихся. Но большинство школ в городе работают в две-три смены. В таких стесненных условиях нужно было найти возможность дать более качественное образование. Из тех наработок, что были у нас в школе сделали упор на русский язык. Это был период когда ни газа, ни света, зарплату во время не получали именно в то время в этой школе было решено сделать школу гимназией с углубленным изучением русского языка. Одним из инициаторов этого была Головачева Лариса Семеновна, в настоящее время она – завуч школы. Она много сделала для того, чтобы школа приобрела тот вид и уровень преподавания, который сегодня имеет.   
Славянская как любая школа Казахстана работает по казахстанским программам, по казахстанским учебникам, но в качестве дополнительного материала используются российские издания, учебные пособия. Начиная с начальной школы и за счет углубления русского языка в старших классах начиная с пятого класса выполняется гимназический компонент. В школе по пять классов в каждой линии. Из них в каждой по два гимназических класса. В них дети, которые хотят и умеют учиться. Они осознанно в конце четвертого класса для того чтобы получить углубленное образование через русский язык, развить свои способности. Это не значит, что наши выпускники становятся только филологами или искусствоведами. Очень большая часть наших выпускников и технические дисциплины выбирают. В школе авторские программы по изобразительному искусству, по русскому языку. Дети проходят школьную программу за три года: пятый, шестой и седьмой. В восьмом классе идет углубление русского языка, идут спецкурсы.
К сожалению, у нас нет связи с российскими школами, а с вузами есть.
Уже более 10 лет мы сотрудничаем очень тесно с томскими учебными заведениями: это томский государственный университет, томский  университет системы управления и радиоэлектроники, томский медицинский, сейчас это сибирская медицинская академия. По их программам проводим подготовительные курсы, выездные приемные комиссии ежегодные комиссии наши дети поступают. Больше мы связаны с университетом  системы управления и радиоэлектроники. В том числе осуществляется дистанционная система обучения. Три года здесь и три года там. Каждый год по нескольку человек поступает в московские вузы, а в последние годы больше едут в Санкт-Петербург. В прошлом году из выпуска 86 человек в Россию уехали 15 человек. После окончания вуза многие возвращаются в Шымкент. Во-первых, потому, что не все находят работу по специальности, во-вторых, у большинства здесь родители. Что касается томского, северного направления, то для нашей молодежи там холодно. Не привыкают даже за пять лет обучения, не хватает тепла – возвращаются. В последние годы, начиная с 2002 года все меньше и меньше остаются там. Те, которые имеет хорошие знания, победители олимпиад – они стараются получив стипендию  «Болашак» уехать Англию, Америку, Германии, они поступают в казахстанский вуз, подают документы  на стипендию «Болашак» и только через год могут получить стипендию и мы теряем возможность отследить их дальнейший жизненный путь. 
Мы благодарны за помощь, которую нам оказывает фонд «Русский мир». В Шымкете  30, 18, 1, 20 и еще нескольким школам этот фонд подарил спутниковые антенны. В этом году через фонд мы получили комплект учебной литературы для кабинета русского языка и литературы. Дидактический, раздаточный материал, художественная литература прямо по программе 147 наименований произведений российских авторов. Наши местные акиматы также хорошо помогают: каждый год и компьютеры и мультимедийные классы, интерактивные доски.
Кроме этого мы сотрудничаем и получали помощь, когда работали по программе «Московский аттестат». Наши дети по дистанционной технологии обучались в 11 классе 548 московской школы и выезжали в Москву. Проезд и проживание детей оплачивал фонд. Они сдавали ЕГЭ - российский единый государственный экзамен. В московской мэрии им вручали аттестаты, аттестаты казахстанский они также получили. Получить два аттестата, а это значит, что твои знания положительно оценены и в Москве - это престижно. Учителям также было интересно. Они просматривали задания, смогли сравнить программы.
В начале октября этого года завуч школы Лариса Семеновна Головачева принимала участие в международном научно-методическом семинаре «Актуальные вопросы современной филологической науки», организованном кафедрой русского языка и мировой литературы Академического инновационного университета (АИУ). В семинаре участвовали языковеды – вузовские преподаватели и студенты, школьные учителя. Его вели педагоги Института иностранных языков Российского университета дружбы народов (РУДН) заведующий кафедрой русского языка В.П. Синячкин, профессора этой кафедры У.М.Бахтикиреева и Е.Н.Кремер.
Заведующая кафедрой – организатор семинара к.ф.н. Н.Сандыбаева подчеркнула, что тематика лекций ученых из РУДН, имеющих огромный опыт преподавания типологии языков особенно актуальна сегодня, когда ставится вопрос о необходимости полилингвизма: русский – казахский – английский. Большой интерес вызвала лекция Синячкина В.П. «Русский язык в полилоге культур». Мы договорились в ближайшем будущем провести для старшекурсников и школьников старших классов практические семинары.
Перед участниками семинара выступил Председатель Координационного совета Областного славянского культурного центра, член Ассамблеи народа Казахстана Ю. Г. Кирюхин. Он рассказал о работе, которую проводит Славянский центр, подчеркнул, что важнейшим условием сохранения этнической самобытности славянских народов является формирование у каждого нового поколения уважения к национальным ценностям и культуре, как своего, так и других народов, стремление к взаимообогащению культур. Отметил, что таким ярким свидетельством этого процесса яляется проводимая ежегодно в Шымкенте Международная романсиада и пригласил участников семинара на заключительный гала-концерт романсиады.
Уже 13 раз каждый год в октябре Шымкент принимает, ставшую международной, Романсиаду. В свое время задумка Славянского культурного центра и редакции областной газеты возродить в провинциальном городе интерес к русскому романсу воспринимался как утопия. Но за 12 лет профессиональный уровень возрос настолько, что все труднее выделять звезд первой и второй величины. Неизменный председатель жюри, заслуженный деятель культуры и заслуженная артистка России Г.Преображенская, отмечая благородную роль Шымкента в сохранении и развитии романса – жанра, способного объединять народы, и, высоко оценила уровень подготовки конкурса, отметила обилие талантов в регионе.
«Я потрясена новым театром оперы и балета в Шымкенте, надеюсь, что хозяева теперь будут на равных соперничать со столичными исполнителями», заверила, что наиболее яркие исполнители из них будут приглашены на Московскую романсиаду. Судить конкурс приглашены: народный артист Казахстана Ш.Абилов, народный артист Кыркызстана М.Темирбеков, народный артист Узбекистана А.Раджапов, а также неизменный концертмейстер романсиад В.Фридман из Москвы.
Среди конкурсантов были представители не только Астаны и Алматы, но и конечно Шымкента, Кзылорды, Караганды. Из зарубежных участников были представители России, Узбекистана, Киргизии и Китая. К конкурсу были допущены 53 участника из них во второй тур прошли 25 человек.
Трудно словами передать очарование романса. Каждый из них – это маленькая драма, и на сцене исполнителю ее нужно пережить так, чтобы слушатель воспринял ее как собственное событие. Именно так свои чувства, свою страсть сумела вложить А.Нестерова из Ташкента, исполняя романс «Не говорите мне о нем». Не менее драматичен и в то же время напористо-экспрессивный был ее земляк Ж.Пиязов при исполнении «Блохи» Мусоргского. Если у Шаляпина – это блоха–барыня, то Пиязов показал современную затюканную жизнью блоху-торговку…
И вот оглашаются итоги конкурса. Вначале представляется самая очаровательная «Мисс Романсиада» этим званием отмечена М.Перлеева из Ташкента. Гран-при завоевала К.Абдушарипова из Алматы, исполнившая в завершение гала-концерта трепещущий «Булбул» (Соловей) Хамиди. 
На гала-концерте присутствовали послы нескольких стран и весь политбомонд во главе с акимом области А.Мырзахметовым. Опустился занавес. Погасла рампа. Зрители расходились с просветленными лицами. До новых встреч Романсиада! Проведение Романсиады, на столь высоком уровне получалось благодаря когорте бескорыстно преданных русской, славянской, евразийской идеи, людей, для которых историческая или реальная родина – это просто Родина с большой буквы.