Как воевали в 41м

Эдя Псковский
 Мой дед Вениамин был офицером-интендантом. Часть дислоцировалась в районе Лиды. Отец и  его мать, моя бабушка Маша жили с ним. Папе было 9 лет. Ночью ,гораздо раньше двух часов загрохотало. Дед сказал ,что это война. Вывел на их дорогу и сказал пешком идти к Лиде. На вокзал.
       На вокзале была давка. Евреи давали всевозможным должностным лицам и похожим на них золото за место в поезде. Часть вещей украли. Отец чуть не потерялся.  Поняв, что на поезд не сесть, бабушка взяла его за руку и они пошли по дороге на восток. Они прошли квартал, когда на вокзал обрушились бомбы. Только трупы и руины остались там ,где они были три минуты назад. Поезд с евреями , проводниками с еврейскими часами и зубами, другими уважаемыми людьми и несколькими ранеными  никуда не ушел.
       На выходе из города их обогнала танкетка и резко остановилась. ...Из нее выскочил дед. Он только, что выполнил приказ, отправил в тыл семью командира части. Остановив полуторку с двумя ранеными и сопровождающим  в кузове, он посадил туда сына и жену.  Машина рванула прочь от города. На пути перед мостом образовалась пробка. Все кричали, ругались ,угрожали оружием. С большим трудом машина проскочила мост. Но, стоило чуть отъехать, как снова засвистели бомбы, обрушившись на мост с людьми, техникой и матом.  Там ,где мой отец был секунд десять назад, поднялась пыль, ...люди перестали ругаться.
      Когда они приехали в Псков , над ним  уже летели немецкие бомбардировщики. Высоко. Редко попукивали зенитки. Люди на улицах с интересом и азартом смотрели в небо,время от времени радостно вскрикивая «Сейчас попадет!!!»., «Сейчас...!». Они были загорелые, сытые, уверенные в себе, в чистых белых наглаженных рубахах и даже таких же штанах. Почти как в Рио-Дежанейро...Отец был грязен, оборван. Он долго не спал, хотел есть. И спустя полвека помнил, как злился и ехидно шептал это же слово «Сейчас!».
     Они уехали в деревню к прадеду, отцу моей бабки, «деду Назару». Подальше от города и войны. Но. Она догнала их и здесь.
    Их деревня Белая Гора соседствовала с Андрюшиным , возле которой на поле базировался аэродром подскока на полдюжины истребителей. Так называли большую бочку с горючим на краю поля. Однажды мимо пролетала пара немецких бомбовозов. Поднявшиеся истребители сбили один , другому удалось уйти. На следующий день утром четыре немецких бомбардировщика в сопровождении пары истребителей начали штурмовать аэродром. Над полем поднялись уже знакомые отцу столбы пыли, заполыхало горючее из взорвавшейся цистерны. Два наших летчика вошли в этот ад и подняли сквозь пламя и дым самолеты, уйдя на бреющем под его прикрытием от перехвата. Один из них пронесся почти над головой отца
забравшегося на яблоню в огороде.
   Через пару дней раздался надрывный шум моторов на дороге. Деревенские ,вышедшие на дорогу, проходившую в двухстах метрах с края деревни, увидели как возле деревянного моста три легких танка пытались бродом протащить КВ. Они провозились почти весь день, но все-таки переправили КВ в двухверстовый треугольник ограниченный Полонкой , Черехой и болотом. Проехал броневик. Прошла рота или две пехоты. Солдаты были истощены и грязны. Бабы пытались кормить их на ходу, но офицеры отогнали от колонны местных доброхоток. Были и крупнокалиберные пушки, но отец не видел, когда они прошли. После,  судя по местам разбросанных выстрелов раздельного заряжания,  их поставили не далее километра от защищаемого рубежа — берега Черехи.
     Бой загрохотал ночью и длился не более пары часов. Манштейн был большим оригиналом и лично брал деревню отца. Один из немногих случаев ночных боевых действий. С утра мальчишки, пока взрослые робели по домам, уже обследовали поле боя. Только белогорские нашли полтора десятка винтовок и автоматов . Убитых они нашли только двух. Валялось много выстрелов раздельного заряжания, снаряды к ним. Порох было интересно жечь, а снарядами наловчились глушить рыбу в Полонке. Правда ушей подросткам не хватило и такие подрывы быстро стали редкостью. Дед Назар уши за это не драл и отца просто порол. Если удавалось догнать.
     Рядом с дорогой стояла сгоревшая бронемашина. Возле самой реки было много маленьких воронок. Два мертвых красноармейца лежали вдоль реки на расстоянии пары десятков метров, были без сапог и раздеты до исподнего. Немцы  переправились ниже наших позиций и нанесли удар во фланг. КВ без видимых повреждений был брошен возле въезда на мост через Череху в Быстрецово. Три легких танка были загнаны в болото за деревней. Год из них качали солярку и таскали снаряды для различных потех. Наиболее организованно отошла артиллерия, оставив после себя только брошенные снаряды.
      Немцы  не поверили ,что Андрюшино на господствующей высоте в тактической узости посреди болотистой местности оставлено без боя . Они, установив пушку в огороде деда Назара , с десяток раз пульнули по селу, прежде чем выяснили ,что войск в деревне нет. Потом туда прошмыгнули несколько маленьких танков с бронетранспортерами.
      На следующий день его товарищи хвастались трофеями перед сверстниками и  шмаляли по банкам, камням и пням в нескольких верстах от деревни в ТАЙНОМ месте. У бати был автомат и винтовка. Через пару недель их тайники оказались пусты.

Когда я вслух учил историю, отец всегда сердился и ссорился матерью. Он был коммунистом и слесарем. Она была коммунистом и директором магазина.