Часть четвёртая

Юрий Кротов
                У. МИНИАТЮРЫ,ЮМОРЕСКИ,ЗАРИСОВКИ,ЭССЕ...

     Часть четвёртая
    Если можно так выразиться,душа воистину созвучна истине!Но в человеке многое способствует душевному в расшифровке тайн мира,как впрочем,многое его запутывает.И хочет-
ся теперь поговорить о душевном "окружении":ведь,слава Богу,у нас есть ещё и сердце и разум - добрые ассистенты нашей души.О,сколько о них высказано примечательного мудрецами всех времён и эпох! - не менее,чем о душе.Итак,разговор о делах "сердечных" - здесь такой простор творчеству,которому так много сил отдано нашими соплеменниками до и от Рож-
дества Христова!

                СЕРДЦЕ  -  ФИЛОСОФСКИЙ  КАМЕНЬ?

    От рождения (почти что!) и до последнего нашего дыхания мы прислушиваемся к своему сердцу - пытаемся его понять!В нём помимо физиологии сокрыта возможность деятельности духовной.Для наглядности,что ли,к данному утверждению,хочется тут же привести трепетные фразы Лидии Гинзбург о величайшем только успевшим раскрыться гении поэта Веневитинова:
"Созвучие ума и сердца было отличительным характером его духа,и самая его фантазия была более музыкой и чувствами,нежели игрою воображения.Это доказывает,что он был рождён ещё
более для философии,нежели для поэзии".

    Тайны жизни,истины всего сущего,оказывается,более приближены к нашему сердцу.В со-
нете "Природа" Владимир Бенедиктов указует перстом поэта на это!"Есть сердце у тебя:пади,благоговей,И бойся исказить догадкою своей Сокрытое во тьме святого мистициз-
ма!" И затем уже в другом стихотворении "К поэту" приоткрывает занавес тайны послед-
ней строки только что процитированного: "За истину бейся,страдай,подвизайся!
                На торжище мира будь мрачен и дик,
                И ежели хочешь быть чист и велик -
                До грязного счастья земли не касайся,
                И если оно тебе просится в грудь -
                Найди в себе силу его оттолкнуть!"

    Но если даже и не порываться отождествлять наше сердце - с хранилищем заветных философских тайн природы,то оно для многих поэтов (и для нас смертных!) является простором самой жизни.У Ю.Балтрушайтиса:"И в сердце,как в море - прилив и отлив...
Я сменою крайностей жив". А у английского поэта Китса:"Сердце - вот библия ума!" Даже сама жизнь и горение в ней могут быть положены,как и у великого поэта А.Фета на то,
чтобы только:"Шепнуть о том,пред чем язык немеет,Усилить бой бестрепетных сердец - Вот чем певец лишь избранный владеет,Вот в чём его и призрак и венец!.

    Сердце - символ универсальный,если не уподобляется всей планете Земля,то по крайней
мере - её части. Френсис Бэкон:"Если человек приветлив и учтив с чужестранцами,это знак того,что он гражданин мира и что сердце его не остров,отрезанный от других земель,но континент,примыкающий к ним".Тонкий ум Иннокентия Анненского проницает в сердце символ своего кредо - своей убеждённости,вот,например,мысль из статьи "Драма на дне":"Романы
Горького скорее идейные эскизы,связанные настоятельностью проблемы,чем искусно скомпоно-
ванные истории человеческих сердец".

    Сердце человеческое,как и сам человек,обладает слабостями,ограничивающими человеческую фигуру,но ища ответы на всё,буквально на все вопросы бытия,оно счастливо памятливостью.И для поисков философского камня это немаловажно:бывает что-то вдруг че-
ловечеством было затеряно,и оно,это,может быть,самое главное,вот чьим-то сердцем отыщется из недр времени и невыразимой радостью очевидцев заискрится грань истины.
"Подобно пущенной стреле Летит порою песнь поэта,И благо ей,когда во мгле Не затеряв-
шись без ответа, - Найдёт она чрез много лет В сердцах сочувственный ответ".(Ольга Чю-
мина). И отзвуком этому - слова К.Батюшкова:"Что такое благодарность? - Память серд-
ца!" А на пути к философскому камню это очень важно...

                ЧТО  ГОВОРЯТ  О  СЕРДЦЕ?

    Да,сердечное поле деятельности,как неиссякаемый источник чудной энергии,взыскует к истине так же,как и душа человека.Доискиваясь до сущего в акте творчества,или через
творчество,человек,помимо аппеляции к сердцу своему,многое в нём познав,ещё больше удостоил его своими броскими определениями.Даже то субъективное (неизбежно!),что выска-
зывается собирателем остроумных выражений на сей счёт,всё равно (также,к счастью,неизбеж-
но!) в какой-то мере объективирует хотя бы огромность и величественность самого внимания,
притом разнообразного,человека к своему сердцу,соразмерного лишь с душой своей.В нём также заключена великая тайна:"Сердце не лукошко,не прошибёшь окошко" - гласит простая
русская пословица!

    "Великие мысли истекают из сердца" - утверждает французский писатель Л.де Вовенарг
в своих "Максимах".Так вот разум уступает место сердечной деятельности порой.Да что там место! - "У сердечной думы цвет - анютины глазки" - так по крайней мере считает Василий
Андреевич Жуковский!А вообще-то для него оно самое заветное:"Счастлив кто от хлада лет
Сердце охранил,Кто без ненависти свет Бросил и забыл".

    Правда мрачен по этому поводу поэт Семён Надсон:"Ведь сердце твоё - это сердце больное,Заглохнет без горя,как нива без гроз.Оно не отдаст за блаженство покоя Креста
благодатных страданий и слёз".

    Кстати сказать,великое чувство любви (о котором речь впереди) поверяется только
биением сердца. О.Голдсмит безусловно прав:"Настоящая любовь идущая от сердца,скажется
в тысяче нечаянных изъявлений нежности,а холодное и нарочитое выставление страсти напоказ
свидетельствует о слабом разуме или о большом лицемерии".

    А с какою остротою ума говорит о своём сердце знаменитый Шарль Бодлер хотя бы в пере-
воде С.Андреевского:"Что настоящее!Им сердце тяготится...Не жду я от него ни счастья,ни
добра,И тем лишь я живу,что скоро превратится "сегодня" скучное в любимое "вчера".

    Но не созерцание более свойственно ритму нашей груди,а действие,действие творчеством.Некий В.С.Терновский воскликнул:"Поэзия есть сердечная тревога общества" (записано у писателя-библиофила Вл.Лидина).Но известный критик прошлого Аркадий Горн-
фельд,высказывая в статье "Недотыкомка" мысли о творчестве декадента Ф.Сологуба,выка-
зал и такую глубокую мысль:"Голгофа есть везде,где есть творчество;однако,поистине кровью
своего сердца пишет не тот,кто должен говорить дурное о других,но тот,кто самое злое и
гнусное для изображения находит не вне,а в сокровенности своего существа". То же и у Бернса:"Я пишу не чернилами,как другие, - я пишу кровью моего сердца и соком моих нер-
вов".Несколько необычен Генрих Гейне:"Я творю,когда гуляю по кладбищу моего сердца".

    Но вот у славянофила 19-го века С.Шевырёва:"Так часто сердцем понимаешь Любви без-
молвный разговор".А здесь-то как раз и нельзя идеализировать и абсолютизировать сердечную
привязанность:в ней есть что-то демоническое,хотя и редко проявляющееся.Во всяком случае прислушаемся к М.Цветаевой:"Сердце - любовных зелий Зелье - вернее всех,Женщина с колыбе-
ли Чей-нибудь смертный грех". А проще - у Д.В.Григоровича:"Уж подлинно:бабье сердце,что
глиняный горшок:вынешь из печки,он ещё пуще шипит".

    И вот пуще-то нужно вдуматься в слова Бальзака:"Если человеческое сердце часто задерживается на своём пути к сочувствию,оно редко останавливается на устремляющем откосе
ненависти". Да и вообще,по замечанию А.Н.Радищева,"сердце в восторге нередко ввергало
разум в заблуждение".

    О, разум! Ему тоже придётся держать экзамен перед нами,но эта тема следующего разговора.