Ночь перед рождеством

Александр Оленцов
               

      Шестого  января дед Грицько с утра увивался вокруг своей бабки, уговаривая  навестить  кумовьев и отнести им кутью. Бабка  ждала внуков и поэтому,  собрав узелок с угощением, отпустила его одного. Строго-настрого приказала выпить не больше трёх рюмок водки и через пару  часов быть дома.

    Давно не  видевшиеся  кумовья очень обрадовались гостю. Усадили  за стол  уставленный нехитрой хуторской снедью и напитками, и стали отмечать приближение Рождества Христова. За разговорами обсуждением станичных сплетен и песнями не заметили, как время  приблизилось к полуночи. Трогательно распрощались. Поклялись друг другу видеться почаще.Сунули Григорию в карман,на дорожку, бутылку самогона и несколько пирожков с тыквой, капустой и картошкой.
 
   Самая короткая дорога домой - через кладбище широко раскинувшееся среди станицы. Днём дед пересёк его даже не заметив. Сейчас подойдя к колючей ограде, из подстриженной гледичией акации с длинными колючками торчащими во все стороны, он вспомнил, что именно этой ночью над могилами вьётся всякая нечисть. Мелькнула подленькая трусливая  мысль, что лучше было бы обойти это место стороной, от греха подальше. Однако, пьяному море по колено.Прикинув, какой огромный круг придётся накинуть в обход кладбища, дед промолвил:
 
 - Чи  ны мы казакы!
 
   Настороженно и очень внимательно оглядев пространство над кладбищем, он перекрестился и оглянувшись назад,шагнул через открытые ворота ограды. Быстро перебирая  ногами засеменил по дорожке, диагонально пересекающей погост.
 
   Дойдя до центра кладбища, наткнулся на свежевыкопанную могилу.
«Царство небесное новопреставленному», – подумал дед и подойдя к краю ямы заглянул в неё. Прошедший вечером снег устлал дно могилы. В неровном лунном свете в самом низу старик заметил  какой-то выпуклый предмет, вокруг которого блестела россыпь каких-то кругляков.
 
   «Кошелёк с деньгами»,  - Пронеслось в хмельной голове Грицька.
 От этой мысли руки и ноги у него затряслись. Оглянувшись по сторонам и не заметив конкурентов, дед согнулся в позу испуганного страуса. До рези в глазах вглядывался он в дно могилы соображая как сделать, что бы это богатство перекочевало к нему за пазуху.

    Неожиданно что-то прошелестело у него над головой и громко ухнуло. Вздрогнув старый покрылся холодным потом и неосторожно оступившись, не успев до конца помянуть крепким словом всех своих родственников и их родителей,кувыркнулся на дно ямы.

  Непонятным предметом оказался замёрзший кусок глины, щедро усыпанный льдинками. Несколько раз подпрыгнув и не достав  до высокого края могилы, дед понял, что без посторонней помощи ему не  выбраться.

   Грицько по-крестьянски, основательно расположился в углу ямы.Достал так кстати всунутую в карман самогонку, перекрестившись откушал несколько больших глотков и начал смачно закусывать пирожком. Проглотив последний  кусок, старый казак не спеша обвел глазами стены могилы. Внезапно сердце его задубело от страха.

  Показалось,что в темном неосвещенном луной углу могилы сидит сам Рогатый. Зажмурившись,старик неистово перекрестился, затем чуть приоткрыл глаза и обмер.Из темного угла на него не моргая, уставились горящие зеленые глаза.На голове чудовища торчали огромные рога длинная борода едва не  доставала земли.В могиле сильно запахло серой и ещё чем-то до боли знакомым.

  Осталось только с тоской пожалеть,что выйдя от кумовьев не сподобился он на минутку заскочить в туалет.

   Громко засопев, рогатый поднялся и направился к деду.Старый казак читая последнюю молитву закрыл глаза.Почувствовав как горячий язык начал лизать ему руку,дед мысленно попрощался с родственниками, ожидая начала кровавой трапезы выбравшегося из  преисподней. Чудище смрадно дыша,лизнуло Грицька в нос и губы. Глаза старого с перепугу сведенные в кончик носа, непроизвольно широко распахнулись. Никогда ещё,за всю многострадальную жизнь,душа его так не ликовала.В чудище страшном, признал он соседского козла Борьку,свалившегося в могилу раньше деда. 

   На радостях дедуль достал бутылку и глотнул из неё преизрядно. Разломил пирожок с капустой, половиной закусил. Налив в другую половину пирожка самогона угостил Борьку.Такой закусь козлу понравился. Оставив деда в покое, отправилась скотина в свой угол дожидаться утра.

    Вдруг,к несказанной радости, Грицько услышал чей-то говор и приближающиеся шаги.

  Крепко обнявшись и горячо целуясь через каждые три – четыре шага парень и девушка с жаром спорили, кто кого сильнее любит и кто может пожертвовать большим во имя такой горячей любви.Захмелевший дед с негодованием закричал хриплым голосом со дна могилы:
 
  - Как же вам не стыдно целоваться на кладбище?! Бисови  души!
В ответ в могилу посыпался снег от рванувших в разные стороны влюблённых. Через несколько  секунд звук ударов об ограды, айканье и дробный топот убегавших стихли. «Старый дурак, - ругал себя Грицко. -  Надо было попросить помощи, а не заниматься нравоучениями. Шёл бы сейчас себе домой к старухе».
 
  С этими мыслями он снова припал к бутылке.Козел,виляя задом, подошел за своей пайкой. Пришлось поделиться с ним пирожком и самогоном. Уплетая следующий пирожок старик опять услышал робкие шаги.

  Одинокий путник испуганно оглядываясь по сторонам, шарахался по дорожке. Временами он двумя руками плотно натягивал шапку на голову,но она тут-же поднималась, вместе с волосами, от каждого подозрительного шороха.

   Неожиданно из под могильного камня,прямо между ног,с шипением прошмыгнула черная кошка.Человек издал утробный звук и резко развернулся вокруг своей оси,чтобы покинуть кладбище в обратном направлении.Прямо перед собой, с ужасом  увидел две пары немигающих светящихся зеленых глаз,которые смотрели на него из под могильного холмика.
 
  Перепуганный мужчина впал в стопор.Казалось теперь уже никакая сила не сможет  сдвинуть его с места.Наконец,громадным усилием воли, пешеход смог сделать четыре шага и поравнялся с могилой...

   «А движение здесь как на большом вокзале. Даже ночью не прекращается – подумал  дед.
 - Как бы попросить доброго человека вытянуть меня, чтобы не испугать?»

    - "Мил человек!Не поможете мне выйти на свет Божий? Упал вот в могилку, а сам выбраться не могу. Глубоко очень." -

  Поняв,что человек попал в беду и теперь он здесь не один,обрадованный мужчина подошел  к краю могилы.

  Захмелевший Борька почуяв нового человека поднялся на задние ноги упершись передними в стену могилы. Грицьку стало жалко животину. Нагнувшись он приподнял козла за задние ноги и подсадил к верху могилы. Упершись передними ногами о край могилы, подсаженный Борька резво выпрыгнул на верх.   
 
    Увидев  рогатую голову, человек дико вскрикнул: «Ой, мамочка! УУУйййй.»   
Сметая на пути ограды и памятники он ринулся с кладбища,гораздо резвее молодой пары.

  Жизненное кредо козла выражалось кратко:- Если убегают-догоняй!Зря убегать не будут!- Со всех ног, громко сопя,гнался козел за молодым человеком,который не оглядываясь мчался всё быстрее и быстрее.

   В это время  испуганные влюбленные, каждый со своей стороны обежав кладбище по периметру,увидели друг друга. Вытянув руки для объятий они ринулись на сближение.

    Тут из-за деревьев и кустов ограждающих кладбище раздался нарастающий грохот,визг,хруст и треск,от разбитых оград и сваленных памятников.По дорожке между молодыми,дико взвизгивая и причитая, проскочило что то непонятное, все в ленточках и обрывках одежды. За этим-"Что-то", громко сопя, нёсся рогатый, со светящимися от ярости глазами.

   Не раздумывая, молодята развернувшись опять метнулись в разные стороны.Только они друг друга после этого свидания и видели.

          ***Вот из-за таких испытаний и рушатся браки предсказанные на  небесах.*** (А.О.)

     Неожиданно Борька заметил знакомый лаз. Это была тропинка к его хлеву.Сообразив,что в теплом сарае ждет его пахучее сено и кормовая свекла,скотинка юркнула на тропинку и через секунду хрумкала сухую душистую траву.
 
  На другой день,под приглядом психиатра, заикающийся молодой человек показывал знакомым изорванную на ленточки, вплоть до нижнего белья,одежду. Вздрагивая, крестясь и испуганно оглядываясь он, заикаясь рассказывал,как за ним всю ночь гонялась по кладбищу нечистая сила и только с криком первого петуха отпустила бедолагу восвояси...
 
  Грицко сделал ещё несколько больших глотков и достав пирожок прислушался. Предчувствие не обмануло его. Он опять услышал топот ног и бормотание:

 - Эх, ещё бы грамм двести и было бы в самый раз. Где она взялась на нашу голову? Кум думал,что она будет дежурить до утра. Так нет же принесла её нечистая сила. Однако,чем же она таким тяжелым нас благословила? Кум сразу под столом вытянулся,а у меня что-то в талии скрипит на всё кладбище. Всех покойников сейчас подниму этим скрипом.
 
   Старик угадал голос колхозного ветеринарного фельдшера, Николая, очень любившего выпить.
Обрадовавшись, дед закричал:- Мыкола,иды до мэнэ,я тоби щас налью двести грамм. -

   Мыкола голос деда не узнал. Тело его начало неметь,начиная от кончиков волос и до самих пяток. Несколько секунд Николай крестился приходя в себя.
  Одновременно с этим, тело его стало приобретать удивительную легкость. Оглянувшись вокруг и увидев новую могилу, он закричал не своим голосом, набирая при этом скорость:
   - Допился!.. Говорила жена, что так и будет. Всё,больше ни капли в рот. 
Прибежав домой он схватил в сенях топор и заскочил в хату.

    Раньше, по пьянке, он часто поколачивал и гонял вокруг хаты жену,а особенно тёщу,что бы кровь у них не застаивалась. Но с топором в хату еще ни разу не врывался. Жена и тёща схватив кочергу и ухват,заняли круговую оборону в  углу комнаты, за печкой. Они оглушительно верещали и визжали,махая перед собой прихваченными орудиями защиты и звали соседей на помощь.

   Николай положил топор перед тёщей. Встал посреди хаты на колени и сказал:
 - Мамо! Вот этим топором отрубаете мне голову,если еще хоть когда-нибудь увидите меня выпившим. Всё!Я свое выпил. До чёртиков. Нечистая сила приглашала меня в могилу выпить вместе с ней. Не дождется!

   *** После этого фельдшер действительно бросил пить. ***

   Допивая самогон и доедая последний пирожок, Грицко услышал шарканье ног и бормотание:

 - Ну я ему сейчас устрою вечерю.  Нажрался так,что и через порог переползти не может. Свинья бессовестная.-

   Это был голос его родимой жены, которая не боялась никого на свете. Зато её боялись все, даже нечистые. Дед жалобным голосом окликнул свою половинку.
Вскоре он сидел дома, перед мирно потрескивающей дровами печью и согревал озябшие руки.