Благие пожелания

Анатолий Смышляев
На фото: Руденко Калина Григорьевич и Пелагея Васильевна

            Воспоминания К.Г. Руденко, написанные простым, вроде бы, языком, произвели на меня огромное впечатление по силе мысли и ясности изложения тех событий, которые являются нашей, совсем недавней, историей.
       
            Сначала была мысль написать отзыв на «Воспоминания К. Г.Руденко» Потом стало понятно, что этого будет слишком мало. Вспомнилась другая подобная история, ранее прочитанная в какой-то книжке. И ещё…
             Потянулась вереница вопросов, многие из которых и сегодня вызывают боль в душе  каждого нормального человека.

         
                *****

             Когда я взглянул на эту обычную фотографию, на меня накатилась волна удивительного чувства:   не сегодняшнего времени лица, иное выражение глаз. Будто заглянул в семейный альбом, вспомнил что-то сокровенное из жизни своих родителей.
             Ещё бы! – снимок был сделан в 30-е годы прошлого столетия. Другой был народ, хотя и наши предки.
             Такое состояние переживаешь иногда в музеях. А давно ли это было на этот раз, если до наших дней дожили некоторые свидетели тех далёких,  диких на наш сегодняшний взгляд, лет? Скорость истории стремительно растёт, сжимая, казалось бы, очень далёкие друг от друга события. Они составляют целые эпохи в памяти всего одного поколения.
             Это ощущение ещё больше усилилось, когда прочитал «Мои воспоминания» Калины Григорьевича Руденко. Он и его отец  были из первых крестьян, которые поверили в посулы большевиков,  стали бороться за возможность иметь собственную землю и быть на ней хозяевами.

             Интересно ещё и то, что Руденко - не  собирательный литературный образ, а конкретный человек, который ушёл в мир иной только в 1991 году, в возрасте 81-го года. И не известно, как бы он отнёсся к событиям, обрушившимся на страну в ближайшие после его смерти дни: обрадовался  бы или возмутился?  Мне кажется, что было бы и то и другое.
   
             Потрясающей силы духа и доброты был человек!  Поэтому вся его жизнь сложилась из сплошных острых противоречий. Действительность подкидывала ему задачи, казалось совершенно неразрешимые и несовместимые с его  естественными представлениями о жизни и чести.   На своё счастье он был очень целеустремлён и настойчив по характеру. Кроме того, был замечательный рассказчик и гармонист, что тоже имело немаловажное значение для выживания в те смутные времена.
              Читаю и перечитываю, словно рассматриваю рисунки народного художника Грузии Нико Пиросмани, писавшего свои картины в стиле наивного примитивизма. Его тематика, естественно, была совершенно другая, но ощущение достоверности и правдивости потрясало. Иногда встречал в художественной  литературе речевые обороты, характерные для людей того времени. Эти обороты, помню, изумляли в письмах моей матери, не кончавшей даже церковно-приходской школы. Жаль, что письма не сохранились.

               
                ПРЕДАТЕЛЬСТВО
               
               Случилась революция, поутихли раскаты гражданской войны. Начался коллективизация – самое нелепое,  жестокое и длительное предательство и обман в России. Сколько жизней она унесла, сколько судеб искалечила в канун Великой Отечественной – ещё одного крупнейшего кровопускания у народа.
               Вот на это состояние страны и опирался Гитлер в своих расчетах перед нападением. И сколько предателей,  наряду с самоотверженными героями, она породила! Ведь предатели - тоже погубленный человеческий материал. Наряду с такими идейными противниками, как Власов, бендеровцы, а то и элементарные бандиты, были и просто слабые люди, политически незрелые, не понимавшие что внешний враг, если «помогает», то ТОЛЬКО в своих интересах.
               Коммунисты своей внешней и внутренней политикой «дразнили вора» в фашистской Германии. Видя такой раздрай, потому и  решились  перейти границу наши недруги в 1941 году. Только величайший героизм русского народа спас страну от разгрома во второй мировой войне. Мелковат оказался «великий» Сталин, чтобы предотвратить назревающую войну со стороны своего бывшего «друга».  Он   завалил путь к Победе, завоёванной народом, трупами этого народа.
               
    
        КАК РАНЬШЕ ТРУДИЛИСЬ БЕЗ РАЙКОМОВ И БАНКОВ               

                Крайне интересна глава «Как наживали богатство».
По словам автора всё происходило очень просто «Это получалось, у того, кто упорно работал мозгами и  думал не только о сегодняшнем дне, а на 10 – 15 лет вперёд, следуя строгой планировке и точному расчёту».
                И ещё важнее была жизненная установка. Калина Григорьевич писал: «Многие были, хотя и безграмотные, но с большой головой.   В их головах размещалась вся бухгалтерия, планировка и руководство. Они работали, не покладая рук, день и ночь».
                Самым ярким примером трудолюбия для молодого Калины была его мать.
               «Лично не помню, отроду не видел, когда моя мать ложилась отдыхать и когда она  вставала.
                Я её всю жизнь видел только на ногах, и садилась она только кушать».
                Лодырей она презирала, как злейших врагов человечества. Мать и отец бедняками  называли тех людей, у кого не было руки или ноги, и сочувствовали их несчастью.
                Но тех бедняков, которые могут голову свернуть любому зверю… Это - говорили  они - не бедняк, а просто – напросто лодырь, бездельник, любитель лёгкой наживы».
               «В то время бедняки –  были самые опасные люди. Всем здоровые, а работать  не  хотели. Из них были отъявленные конокрады, головорезы, но только не революционеры».
            
                Абсолютно верная позиция! К сожалению, часто, мы оказываемся несвободными именно тогда, когда чувствуем себя совершенно свободными  Вера в абсолют, как раз, очень больно ударила по отцу с сыном, по всей семье Руденко. Она навредила всей стране.
            
                Свобода (осознанная необходимость)  у Руденко была, пока никто не  мешал.  «С  ранней весны начали набирать, выменивая за хлеб, «перезимованных телят, проще сказать, телят – годовиков. За каждого телёнка в то время платили пять пудов пшеницы. И мы набрали более пятидесяти телят».
                Разумная инициатива полностью себя оправдала.
  «Отец поехал по посёлкам и где-то, у какой-то вдовушки купил сенокосилку с конными  граблями. Тут уже спать было некогда».
                Через 2 – 3 года  маломощное хозяйство превратилось в крупное  скотоводческое.  «В 1924 году у нас уже насчитывалось с телятами около ста голов. Одних  только дойных коров было пятнадцать штук, да недойных, которые ходили с телятами, в  табуне не  помню, сколько»

                О том, как самозабвенно умели люди трудиться, с какими результатами, прекрасно рассказано Калиной (имя-то какое!).  Все эти особенности тяжёлого крестьянского труда очень интересны.

                Говорят от добра  добра не ищут. Известно и другое: от теории до практики бывает очень далеко.  Самое главное - кто внедряет теорию в жизнь. Мало того, что теория – вещь весьма умозрительная, но очень жаль, что часто  ближе всех оказываются хищники, совершенно далёкие от благородных целей.  Я хочу  высказать своё мнение о том, какой огромный вред нанесла теория марксизма-ленинизма в сталинском исполнении.
                Очень  впечатляюще выглядит картина «внедрения» в рассказе самого Калины Григорьевича: хоть киносюжет снимай! По его словам всё происходило   таким образом.

                «В 1929 году началась коллективизация в нашей области. Приехали уполномоченные  двадцатипятитысячники из Москвы и начали проводить подготовительную работу к сплошной  коллективизации нашего района. Собрали собрание, выбрали актив из бедняков – батраков…».  Отличное начало – единогласие обеспечено. Остальные, не бедняки, лишь объект  экзекуции. 
         
                «Особенно сопротивлялось середняцкое население», которое имело достаточно высокий уровень жизни, и им было, что терять. А то, что добыто тяжким трудом, мыслью, смекалкой, не бывает лишним.
                Отец, нахватавшийся большевистских идей, хоть и считался середняком, был за вступление в колхоз (может, знал, умный, что всё равно всё отнимут), а мать - ни в какую, даже ко двору близко  не подпускала.
                Но по-хорошему не получилось. Уполномоченный вёл себя, как полновластный рабовладелец (интересно,  так ему пролетарская звезда мирового благоденствия светила, или он был просто мерзавец из какого-то завода?). Плевать ему было на этого мужика, который был на зависть сообразителен и умел хорошо работать.
                Самое отвратительное оказалось впереди.
              « Вот тут и взяли моего отца за шиворот. Уполномоченный говорил: «Да, мы видим, как ты  согласен, а семью как настроил против Советской власти?» Уполномоченный не стал много  разговаривать с отцом, а сразу потребовал характеристику от сельсовета».

                На каждого в  отдельности, кто сопротивлялся, сельсовет,  считалось, обязан давать только «справедливую»  характеристику. В этот раз записали: крупный арендатор государственных земель,  как крупный скотовод, содержащий две ветряных мельницы (два предприятия) из года в год  держал наёмную силу в количестве одного человека».
 
               «Уполномоченный прочитал характеристику, поднялся со стула и, указывая на меня пальцем,  спросил: «А ты кем доводишься Руденко Григорию?» Я смело ответил: «Родной сын». Тогда  он подозвал меня к своему столу и начал расспрашивать, спросил также: «Как ты первым  смог вступить в колхоз?»

                Я ему ответил: «По рекомендации моего отца Григория  Степановича». После этого он у меня спросил: «А ты знаешь, кто твой отец?» «Да, знаю»
                Затем последовала  псевдотеатральная сценка. Уполномоченный взялся за голову и  сказал: «Да, сын за отца не отвечает, а отец за сына»…  и далее проговорил: «Отец твой - классовый враг».
                Этими словами он меня убил, как будто бы кто кувалдой ударил меня по  затылку. 
Как вы думаете, легко ли мне было в то время? Я хорошо знал и понимал то, что мать моя  родная родила меня, выкормила своей грудью, отец воспитал меня, хорошо, плохо, но дело  в том, что не было для меня никого и ничего дороже на белом свете, как отец и мать, и  вдруг их сделали классовыми врагами.»
               

                И ведь такое произошло не смотря на то, что отец и сын первыми вступили в навязанный им колхоз, и послужили выгодным для  «двадцатипятитысячников» примером другим сельчанам! Много лет с тех пор фабриковали «врагов народа» на потребу собственных амбиций для  планомерного геноцида русского народа.
Удивительно, что в тех условиях у К. Г. Руденко хватило ума не взяться за оружие, а найти мирные способы выживания.

                Но семью Руденко, как крепких кулаков, всё-таки разорили. Заодно перекрыли дыхание и другим середнякам – прежде всего тем, кто были наиболее расторопными и умелыми хозяйственниками.
                А какое сложилось после коллективизации сельское хозяйство, известно. Ни своего героя труда, ни других естественных передовиков производства тогда не появилось. Начался голод на Кубани, Волге, Украине – во всех  житницах страны.
Зато быстрее пошла индустриализация.   
                Спасаясь от голода, крестьяне хлынули в города. Презираемый Лениным мелкобуржуазный собственник быстро превращался в тощий  пролетариат - низкоквалифицированную рабочую силу. Калине Руденко, почти готовому миллионеру, пришлось помыкаться. Но природная смекалка, быстрое мышление, неувядаемый оптимизм и потрясающая трудоспособность вновь и вновь спасали его семью и его самого от вымирания. Более того: Калина Григорьевич успел принять участие и в Великой отечественной войне.               
                Он был из породы победителей, он оставил нам своих наследников и, что не  менее важно, дал пример – как достойно прожить вопреки всем невзгодам.
          
                *****


               Моя мать по своему возрасту кое-что помнила о времени  коллективизации на Кубани. Однажды она рассказала.

               Доставили в станицу первый колёсный трактор. Назывался он «Фодзон». Маленький, по виду какой-то тщедушный. Собралась толпа, рассматривают конструкцию, собранную из каких-то железных и  медных деталей. А тут подошёл  с поля Петро Добродеев. Добрые у него были  быки. Ему предложили:
               А ну запрягай пару в косилку с другой стороны! Кто кого перетянет?
               Долго ли? Запрягли. Что-то треснуло в косилке, один крюк согнулся, но выдержал. Комья земли вылетали из-под колёс трактора далеко вверх и назад. И трактор медленно, но верно, пополз вслед за комьями земли, только не туда, куда надо.
               Хозяин  азартно подбадривал своих красавцев:
               «Геть,  геть!»
               Народ густо заржал, некоторые даже за животы схватились.
               
               Утром мать побежала к подружке, дочке Петра, за игрушкой, а в доме никого. Даже все окна и двери заколочены, словно там никто не жил и не  живёт. 

Больше Добродеевых, владельцев быков,  никогда не видели.

               Мам! Ну а потом что было, куда все делись?
Она загадочно ответила: 
«спроси у дирижёрской палочки!»

                *****

               В последнее время многие былые достижения, которые мы привыкли считать нашим победами, оборачиваются поражениями. Создали, например, соц. лагерь в Европе – рассыпался. Позже сам СССР развалился. Япония, Германия, ранее поверженные, быстро вошли в число передовых стран мира и по развитию экономики и по уровню жизни населения. А наша страна, как и прежде, оказалась в хвосте.
               В чём причина, в конце концов? Почему у нас всё не как  у людей?
               Многое объясняется в «Воспоминаниях К. Г. Руденко». 

      
   С уважением.    А. Смышляев.