Разновидность нормы

Пекл Адюк
Казалось бы, принципиально люди все анатомически одинаковы. Соответственно — различны женщины и мужчины. Но только "принципиально".  Каждый же из нас  —  со своими особенностями организма и его систем, генетической программы. Среди людей встречаются особы крепкого здоровья и болезненные. Высокого роста, среднего и ниже среднего, карлики, лилипуты. Хрупкие, худые, "нормальные", дородные. Некоторые — красивые, кое-кто — не очень. Есть умные и — наоборот. Хоть изредка, но встречаются гении, — как правило, со всякими причудами, которые, впрочем, им не угрожают психиатрическим диагнозом. Потому что расцениваются медициной, по определённым критериям,  как разновидность нормы.

Словом, каждый из нас — уникален по-своему, неповторим. Даже однояйцевые (монозиготные) близнецы только внешне похожи. И так называемые «двойники» (ну, очень похожие друг на друга люди) существенно различаются, если просто присмотреться повнимательней.

В медицине установлено понятие (дефиниция, категория) нормальности  — физического и психического здоровья. И определяющими признаками его является отсутствие заболеваний, соответственно способность человека полноценно функционировать в обществе. А если даже нет, то не из-за нарушений в организме. Ещё два (правда, не универсальных) показателя нормального здоровья — отсутствие болевых симптомов и угнетённого состояния духа, а также таких психических проявлений, как тревога, постоянное беспокойство, повышенная раздражительность, бессонница или, наоборот, сонливость, желание убежать, спрятаться от проблем, даже с осознанием того, что это лишь усугубит общее душевное состояние и социальный статус.

Документами различных международных конвенций и организаций установлены и более объективные показатели здорового организма. Ведь многие его составляющие поддаются измерению — техническими, лабораторными, физикальными (внешний осмотр, проведение специальных тестов) средствами, и являются среднестатистическими. Иными словами, состояние организма определяется по  количественным, т.е. цифровым параметрам. Например, можно измерить кровяное давление или температуру тела, провести лабораторные исследования, а затем сравнить данные с так называемыми "показателями нормы".

В конечном же счёте, от состояния здоровья, которое должно отвечать определенным критериям, зависит и такое понятие, как  "качество жизни". Вот его формулировка Всемирной Организацией Здравоохранения (перевод наш): "Качество жизни — оптимальное состояние, при котором физические, эмоциональные и социальные аспекты жизни человека не подвержены влиянию заболеваний, подлежащих лечению". Следовательно, чем меньше всего человек ощущает себя больным (неполноценным, «ненормальным») по сравнению с другими, здоровыми членами общества, имея возможность приемлемо в нём жить и функционировать, — тем лучше, качественнее его жизнь.

Однако есть немало людей с отклонениями от средних показателей "нормального здоровья". Но это — их обычное состояние, чаще всего обусловленное наследственностью или особенностями индивидуальной генетической программы.  К примеру, встречаются люди с сердцем не слева, как у всех, а в правой части грудной клетки или даже с двумя сердцами. Есть много левшей, дальтоников, людей с пониженными порогами чувствительности (их нередко называют экстрасенсами), уникальными умственными, творческими способностями. Главное же — медицински у таких неординарных людей не обнаруживают заболеваний, и они чувствуют себя вполне здоровыми.

Например, у некоторых давление крови постоянно регистрируется выше или ниже нормы относительно среднестатистических показателей: 120—140 (верхний предел)  и  70—90 (нижний). Или температура тела может стабильно отклоняться от условно нормальной для человека — 36,6 градусов по Цельсию. Тогда речь идет о гипер- или, наоборот, гипотермии — соответственно про повышенную или пониженную температуру.

Другое дело: при отклонении от нормы сначала следует установить, что это в самом деле индивидуальные показатели здоровья конкретного человека. Например, в тех же случаях гипер- или гипотермии во время медицинского обследования надлежит определить, норма это или признак патологических процессов в организме. Тогда для окончательной убеждённости необходимо изменить методику исследования, т.е. обратиться к другим средствам тестирования и измерения ради выявления причин повышенной или пониженной температуры. Лишь в уникальных случаях она может быть разновидностью нормы, когда гипоталамус устанавливает её как постоянную и безопасную. Но даже и тогда следует с помощью врача-эндокринолога выяснить, нет ли какой-нибудь патологии в самом гипоталамусе, а также гипофизе, которые фактически руководят многими другими железами внутренней секреции.

Если людей с нормальными показателями здоровья — подавляющее большинство, то это не означает, что остальные — больные. Для того и существует такое понятие, как "разновидность нормы". По аналогии с различными расами, этническими меньшинствами.

В связи с этим следует хотя бы вскользь затронуть такую уже даже не «пикантную», а болезненную социальную проблему, как сексуальная, в частности, гомосексуальная ориентация. Не будем здесь касаться сугубо медицинских (генетических) причин развития таких отклонений от нормы. Они в большинстве случаев на данном этапе развития медицинской науки могут быть установлены. Интерес, порой ажиотажный, вызывают именно социологические и моральные критерии для оценки такого биологического явления. Следует ли считать гомосексуализм девиацией (отклонением) или пресловутой «разновидностью нормы»? Даже не с точки зрения сексологии, сексопатологии, а простой формальной логики, напрашиваются параллели. Могут ли бездетные супружеские пары считаться разновидностью нормы? Издревле (см. Библию, другие религиозные литературные источники) утверждалось, что отсутствие детей у разнополых супругов  —  это «кара Божья». Психологические же устремления, связанные с сексуальными предпочтениями у людей с влечением к представителям своего же пола, пока что человечество не может, не готово принять как «разновидность нормы». Так как нарушена естественная репродуктивная парадигма   — воспроизводство своего биологического вида.

А посему гомосексуальные отношения, по медицинским стандартам, в частности современной психиатрией, могут рассматриваться и протокольно (официально) фактически рассматриваются как «индивидуальная норма». Отношение к ней в различных социумах, увы, не всегда регламентировано в пользу представителей гомосексуально сформированной части человечества. Посему прижились такие, по сути, бытовые, вненаучные понятия, как «нетрадиционная сексуальная ориентация», «сексуальные меньшинства». И понятия эти часто интерпретируются расширительно и неточно  — некорректно, становясь объектом изучения не только медицины, но и социологии, в частности, конфликтологии.
               
  Примечание: иллюстрация с сайта delfi.ua