Жульничество и лживость

Гадаев Алексей Вениаминович
Правда всегда где-то рядом, но она подчас неуловима из-за вранья и обмана. Обманом можно заставить кого-то поверить в то, что на самом деле является ложью. Хотя обман и может привести к большим неприятностям и все же он очень популярен и дома и в школе. А плагиат среди учителей "расцвёл" настолько, что многие из них уповают на него при отчётах.
В только-понятийном словаре русского языка мы читаем: "Обманывать - действовать по отношению к кому-либо нечестно, стараясь добиться для себя какой-то пользы, выгоды, получить деньги и т.п. В словаре даны синонимы слову обманывать:
* мошенничать,
* жульничать,
* надувать,
* кидать,
* накалывать,
* провести,
* дурачить,
* околпачить,
* морочить,
* обжулить,
* объегорить,
* облапошить,
* нагреть,
* обуть,
* обставить,
* обвести вокруг пальца,
* объехать на кривой,
* плутовать[c.436].
Э.Эриксон очень резко подошел к проблеме лживости:
"Теперь должно быть ясно, что человек - лгущее животное как раз потому, что он старается быть исключительно правдивым: и искажение, и исправление - часть его вербального и идематорного снаряжения. Для того чтобы иметь хоть сколько-нибудь устойчивые ценности, он должен абсолютизировать их, для того чтобы иметь стиль, он должен верить, что является венцом вселенной. Точно так же каждое племя или нация, культура или религия будут изобретать исторические и моральные резоны для своей исключительно божественной предопределенной уникальности, и в такой же степени, в какой они являются псевдоразновидностями, оказывается несущественным, чем еще они являются и чего добиваются".
[Эриксон: Глава 6. К современным проблемам: юность. Зарубежная психология: классические труды, S. 30024 (vgl. Эриксон: Идентичность: юность и кризис, S. 254)].
Л.С. Выготский описывает эгоцентрическую лживую установку ребенка в младшем возрасте с его примитивной логикой:
"Мысль изреченная есть ложь" - этот тютчевский стих может служить формулой, выражающей самую суть философских учений.
      Именно отсюда то, что мы часто расцениваем как детскую ложь, именно отсюда ряд своеобразных черточек в детском мышлении.
      Когда ребенок 3 лет на вопрос, почему днем светло, а ночью темно, отвечает: "Потому что днем обедают, а ночью спят", это конечно, проявление той эгоцентрически-практической установки, готовой все объяснить как приспособленное для него самого, для его блага. То же самое должны мы сказать и про те наивные представления, характерные для ребят, что все кругом - и небо, и море, и скалы - все это сделано людьми и может быть им подарено; ту же эгоцентрическую установку и полную веру во всемогущество взрослого человека мы видим и в том ребенке, который просит мать, чтобы она ему подарила сосновый лес, местечко Б., куда он хотел ехать, чтобы она сварила шпинат чтобы получился картофель, и т. д.
      Когда маленькому Алику (2 года) пришлось увидеть проехавший автомобиль, очень понравившийся ему, он настойчиво начал просить: "Мама, еще!" Так же точно реагировала Марина (тоже около 2 лет) на пролетевшую ворону: она была искренне уверена, что мама может заставить ворону пролететь еще раз16.
      Очень интересно сказывается эта тенденция в детских вопросах и ответах на них.
      Иллюстрируем это записью одного разговора с ребенком:
      Алик, 5 лет 5 мес.
      Вечером через окно увидел Юпитер.
      - Мама, а зачем существует Юпитер?
      Я попыталась ему объяснить, но неудачно. Он опять пристал ко мне.
      - Ну, зачем же существует Юпитер? Тогда, не зная, что сказать, я спросила его:
      - А мы с тобой зачем существуем?
      На это получила мгновенный и уверенный ответ:
      - Для себя.
      - Ну, и Юпитер тоже для себя.
      Это понравилось ему, и он удовлетворенно сказал:
      - И муравьи, и клопы, и комары, и крапива - тоже для себя? -Да.
      И он радостно засмеялся.
      В этом разговоре чрезвычайно характерен примитивный телеологизм ребенка. Юпитер
должен обязательно существовать для чего-нибудь. Именно это "для чего" чаще всего замещает ребенку более сложное "почему". Когда ответ на этот вопрос оказывается трудным, ребенок все же выходит из этого положения. Мы существуем "для себя" - вот характерный для своеобразного телеологического мышления ребенка ответ, позволяющий ему решить вопрос о том, "для чего" существуют и другие вещи, и животные, даже и те, которые ему самому неприятны (муравьи, клопы, комары и крапива...).
      Наконец, влияние той же эгоцентричное мы можем уловить в характерном для ребенка отношении к разговорам чужих и явлениям внешнего мира: ведь он искренне уверен, что для него нет непонятного, и слова "не знаю" мы почти не слышим из уст 4-5-летнего ребенка. Мы увидим еще ниже, что ребенку чрезвычайно трудно затормозить первое пришедшее в голову решение и что ему легче дать самый абсурдный ответ, чем признаться в своем незнании.
      Торможение своих непосредственных реакций, умение вовремя задержать ответ - это продукт развития и воспитания, который возникает лишь очень поздно.
      После всего, что нами было сказало об эгоцентричное в мышлении ребенка, не окажется неожиданным, если мы должны будем сказать, что мышление ребенка отличается от мышления взрослых и другой логикой, что оно построено по "логике примитива".
      Конечно, мы далеки от того, чтобы здесь, в пределах одного небольшого экскурса, дать сколько-нибудь полное описание этой характерной для ребенка примитивной логики. Мы должны остановиться только на отдельных ее чертах, которые с такой ясностью видны в детских разговорах, детских суждениях.
      Мы говорили уже, что ребенок, эгоцентрически установленный по отношению к внешнему миру, воспринимает внешние объекты конкретно, целостно и прежде всего с той их стороны, которая обращена к нему самому, непосредственно на него воздействует. Объективное отношение к миру, отвлекающееся от конкретных воспринимаемых признаков объекта и обращающее внимание на объективные соотношения, закономерности, у ребенка, конечно, еще не выработано. Он берет мир так, как он его воспринимает, не заботясь о связи отдельных воспринимаемых картин между собой и о построении той систематической картины мира и его явлений, которая для взрослого
культурного человека, чье мышление должно регулировать взаимоотношение с миром, является необходимой, обязательной. В примитивном мышлении ребенка именно эта логика отношений, причинных связей и т. п. отсутствует и заменяется другими примитивными логическими приемами.
[Выготский Л. С.: Глава III. Ребенок и его поведение. , S. 10620 (vgl. Выготский, Лурия:  Этюды по истории поведения, S. 144)]
Д.Б.Эльконин замечает, что согласно Пиаже, детские мировоззрения носят мистический характер. Вещь и ее название, фантазия и реальность, ложь и истина - все это для ребенка недостаточно четко отделяется друг от друга. Возникает вопрос: может ли нереальное явление или нереальный предмет удовлетворить потребности ребенка?
      Слиозберг, проводя сравнительное исследование, обнаружила, что такое удовлетворение с помощью заместителя реального предмета (бумажные ножницы, например) вполне возможно и зависит всякий раз от характера ситуации в целом. Игровая ситуация не имеет строгих ограничений. Ее можно назвать свободной. Известные формы замещения возможны только в игровой ситуации, где предметы не имеют фиксированного значения, как это им присуще в ситуациях реальных. В серьезной ситуации ребенок обычно отказывается от игрового замещения. Интересно, что в игре, т. е. в игровой ситуации, он часто отвергает реальные вещи или реальные действия, предложенные ему взамен игровых. В опытах было показано также, что и для взрослых возможность замещения зависит от ситуации в целом. Очень важным фактором для принятия замещения является степень интенсивности самой потребности. Опыты показывают, что ребенок более легко принимает ножницы из пластилина после того, как он уже наигрался настоящими, стальными. Вообще, чем сильнее потребность, тем меньшей становится ценность замещающего действия. С другой стороны, тенденция к замещающему действию усиливается вместе с усилением напряжения самой потребности.
[Эльконин Д. Б.: Глава третья. Теории игры. , S. 30328 (vgl. Эльконин: Психология игры, S. 0)].

Обман - способ введения в заблуждение, предъявление недостоверной или ложной информации. Один из приемов получения преимущества и противоборства.
Нужно ли различать обман ученика и фантазию учителя во благо ученика?

Б.Г.Ананьев пишет, что: "надуть" учителя, "сдать на арапа" составляло главный предмет школьного героизма. Чрезвычайно типичным мотивом осуждения является также, что И-в, будучи сильным учеником, который мог бы помочь своим товарищам, "мешает заниматься школьникам". Претит приспособленчество И-ва ("подлиза" - соответственно влиянию педагогической оценки), его отрицательные качества ("поставят тройку - начинает плакать, а получит "хор" - фасонит"),
[Ананьев Б. Г.: Том II. , S. 1028]
      Приведем еще пример: мы хотим воспитать у ребенка правдивость. Но если прежний опыт ребенка убедительно доказал ему, что ложь помогает избавиться от неприятностей, а правда, напротив, может приводить к ним, другими словами, если с ложью у него часто связывались положительные переживания, а с правдивостью отрицательные, то, раньше чем поставить перед ребенком задачу научиться говорить правду, надо создать условия для того, чтобы он накопил другой опыт переживаний.
[Божович Л. И.: Использование педагогических характеристик как средства накопления знаний об учащихся. , S . 4192 ( vgl . Божович: Проблемы формирования личности, S . 130-131).
Обманом заставляют (например ребенка) поверить в то, что на самом деле являются ложью. Но в педагогике существует прием введение ребенка в аллюзию (намёк)- ему намекают на то поведение которое он хочет в данный момент. Намеком может быть слово, фраза, история. Это может быть и фантазия которую хотят вызвать у ребенка для того, чтобы не принижать значения его чувств.
А.Фабер в книге"Как говорить с детьми, чтобы они учились" рекомендует:
 "Памятка.
 Чувства детей нужно признать дома и в школе
Ребенок: Я получил тройку всего лишь из-за нескольких дурацких ошибок!
Взрослый: Не волнуйся. В следующий раз у тебя получится.
Это принижение чувств ребенка.
Вместо того чтобы принижать значения чувств ребенка, вы можете:
1. Подтвердить чувства ребенка.
"Похоже, ты сильно расстроен. Очень обидно знать ответ и получить низкую оценку из-за простой описки".
". Проявить солидарность с чувствами ребенка с помощью звуков или слов.
"О!", "М-м-м","Да-да", "Понимаю".
3. Предложить ребенку в виде фантазии, то, чего вы не можете дать в реальности.
"А здорово было бы иметь волшебный карандаш, который перестал бы писать, когда делаешь ошибку!"
4. Принять чувства ребенка даже в том случае, если вы вынуждены признавать его к прекращению неприемлемого поведения.
"Ты все еще расстроен из-за плохой оценки, но не следует пинать парту. Это не правильно. Лучше расскажи мне о том, что тебя тревожит, или можешь все это нарисовать"[c.43].
М.Борба предлагает СЕМЬ СОВЕТОВ, КАК БОРОТЬСЯ С НЕЧЕСТНОСТЬЮ.
Воспользуйтесь следующими советами, которые помогут вам минимизировать проявления нечестности и недостаточной честности у своего ребенка и сделать его более правдивым.
1. Предполагайте честность и требуйте правдивости. Родители, воспитывающие честных детей, предполагают честность в своих детях и даже требуют ее от них. Постоянно объясняйте свое отношение к честности: "Все члены нашей семьи всегда должны быть честными друг с другом".
2. Укрепляйте честность. Безусловно, мы должны повторять детям, насколько важно говорить правду. Мы также должны дать им понять, насколько мы ценим правдивость: "Я действительно ценю твою честность и рассчитываю, что ты скажешь правду".
3. Задавайте вопросы по этике поведения. Правильно поставленные вопросы могут стать важным средством развития сознательности и честности у ребенка. Вот несколько вопросов, которые можно задать ребенку, если он обманывает или жульничает.
"Это было правильно?"
"Как ты думаешь, что меня беспокоит?"
"Что будет, если все в нашей семье (в классе) станут все время обманывать (или жульничать)?"
"Если ты не будешь держать слово, как я смогу верить тебе?" "Что бы ты чувствовал, если бы я обманывала тебя?"
"Как ты думаешь, что я чувствую, когда вижу, что меня обманывают?"
4. Не реагируйте слишком остро на преувеличение и искажение правды. Это легче сказать, чем сделать, однако дети часто прибегают к обману, чтобы привлечь наше внимание. Если ваш ребенок поступил таким образом, постарайтесь сохранить спокойствие, чтобы заняться важным вопросом: почему ребенок обманул и как он думает исправить эту ложь.
5. Объясните ребенку разницу между истинным и придуманным*. Боритесь с "преувеличенной правдой" маленьких детей, объясняя им разницу между реальным положением вещей (настоящей правдой) и придуманным (хотелось бы, чтобы это было правдой, но это не так). Каждый раз, когда вам кажется, что ребенок сочиняет, спрашивайте: "Это правда или ты это придумал?" Эти слова не так пугают, как слово "вранье", и как правило, дети признают, что они немного присочинили.

*В психологии различают мнимую лживость (склонность ребенка воспринимать события не такими, каковы они были в действительности, а так, как ему хотелось бы; мнимая лживость часто наблюдается у детей четырех-пяти лет и с возрастом, как правило, проходит) и патологическую лживость (которая сочетается с некритичной верой в реальность выдуманного). — Прим.

6. Объясните, почему нечестность — плохо. Если ребенок обманывает или жульничает, подойдите к вопросу прямо, обращаясь к совести ребенка и объясняя, почему это нехорошо. Не стоит надеяться, что ребенок сам осознает последствия такого поведения; маленькие дети не вполне понимают, почему обманывать плохо. К аргументам в пользу честности относятся следующие: нечестность может привести к неприятностям; люди не будут верить ребенку; можно заработать плохую репутацию; такое поведение может войти в привычку; это обижает людей; жульничество несправедливо по отношению к другим ученикам, которые учатся честно.
7. Установите штрафные санкции за повторяющуюся нечестность. Если нечестность и жульничество продолжаются, установите те или иные штрафные санкции. Верно выбранные санкции помогут ребенку задуматься о том, как изменить свое поведение. Вот несколько вариантов: написать или нарисовать письмо с извинениями пострадавшему от такого поведения; написать небольшое сочинение с изложением по меньшей мере пяти доводов о пагубности нечестности и жульничества (маленькие обманщики могут нарисовать два довода). Дети, жульничающие на экзаменах или занимающиеся плагиатом, должны переделать задания. Если нечестное поведение все же продолжается, проведите какое-то время вместе с ребенком (можно отправиться вместе куда-нибудь на выходные) и попытайтесь прийти к соглашению о дальнейших мерах борьбы с нечестностью. Затем объявите о штрафных санкциях за обман: лишение желанной привилегии или любимого занятия.
План поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

Подумайте, какой пример честности подается в вашей семье. Например, прибегаете ли вы к "невинной лжи"? Заказываете блюда из меню для детей младше 12 лет, если вашему ребенку 13? Возвращаете лишние деньги, если продавец ошибся, давая вам сдачу? Просите ребенка ответить, что вас нет дома, если звонит начальник? Покупаете билеты по цене для детей младше 12 лет, если ваш ребенок старше? Хвастаетесь, когда вам удается исказить информацию о доходах в налоговой декларации? Пишете записки, покрывающие несобранность ребенка, если он пропустил уроки потому, что проспал?
Каждый раз, искажая правду, вы тем самым позволяете ребенку поступать так же. Если вы замечаете, что подаваемый вами пример правдивости нуждается в коррекции, то что предпримете, чтобы стать лучшим образцом правдивости для своего ребенка? Составьте план.
Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.
1. Серьезно подумайте о поведении ребенка. Как правило, внезапное появление таких элементов поведения, как лживость, воровство, драчливость или подлость, вызывается стремлением привлечь к себе внимание взрослых, завистью, отчаянием, обидой или злостью по отношению к ним. Также может быть вызвано страхом перед наказанием или боязнью подвести родителей. Прямой вопрос ребенку о причинах подобного поведения обычно не срабатывает; дети, как правило, не знают истинных причин своих действий. Вот несколько вопросов, над которыми следует задуматься. Когда началось вранье? В чем ребенок обычно обманывает? Кому он лжет, всем или только некоторым? Почему? Что может побуждать ребенка к вранью? Запишите свои соображения.
2. Насколько важно для вас, чтобы ребенок был честным? Если вы цените это качество, как вы объясните ребенку его важность? Запишите шаги, которые вы предпримете, чтобы ребенок стал честным и заслуживающим доверия.
3. Просмотрите первые шесть советов и выберите по меньшей мере два. Запишите, как вы воспользуетесь этими советами.
4. Если ребенок продолжает обманывать, обратитесь к совету 7. Поговорите с другими взрослыми, которые хорошо знают вашего ребенка. Замечают ли они в нем то же, что и вы? В чем, по их мнению, заключается причина такого поведения? Разработайте If вспомогательный план — какие штрафные санкции вы примените, если ребенок обманет в следующий раз? Запишите день и час, когда вы встретитесь с ребенком наедине, чтобы объяснить ему, какие его ждут последствия в случае обмана, и заручитесь согласием ребенка прекратить подобное поведение.
5. Если, несмотря на все ваши усилия, это продолжается, обратитесь за советом к профессионалу. Не ждите[2,c.179-184].
Литература:
1. Божович Л.И.Проблемы формирования личности, S. 312
2. Борба М. "Нет плохому поведению. 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться". М.:Вильямс, 2005.


Сигналы лжи, или Какие жесты выдают обман
Материал Статья категоричная, наивная и не профессиональная. Читать ее можно, только чтобы задуматься над поставленными в статье вопросами. Полагаться на данные из этой статьи не следует;. Ред.
Источник liveinternet.ru
«Я тебе ни разу не изменил».
«Мы не можем повысить вам зарплату, у нас нет на это бюджета».
«Это платье тебе очень идет».
Что скрывается за этими фразами – правда или ложь? Зная некоторые психологические тонкости, ты легко сможешь, как доктор Лайтман из сериала «Обмани меня», выводить людей на чистую воду и разоблачать врунов без всякого детектора лжи.
Мы расскажем тебе о самых распространенных признаках лжи. Имей в виду, что некоторые из них могут показаться тебе необычными. Ведь мы привыкли мыслить несколько клишировано: «отводит глаза – значит, врет», «говорит спокойно и уверенно – значит, честный человек». Увы, многие «народные» признаки обмана не имеют ничего общего с действительностью. Именно этим и пользуются обманщики.
Так что в сторону клише и расхожие банальности. Когда человек лжет, его подсознание выбрасывает нервную энергию, которая выливается в специфические жесты, взгляды и слова.
Как же на самом деле разоблачить вруна?
Сигналы лжи
В первую очередь запомни ключевые жесты, указывающие на ложь. Человек врет, если во время своего рассказа трогает губы или подбородок. Если его рука закрывает рот – это совершенно явный и яркий признак обмана. Врун во время разговора может прижимать большой палец к щеке, а ладонью прикрывать губы. Однако, если такой жест использует не говорящий, а слушающий тебя человек, это значит, что он тебе не верит.
Забавно, но когда люди не верят своему собеседнику, они частенько непроизвольно дотрагиваются до мочки своего уха (как будто хотят снять лапшу со своих ушей).
Еще один классический жест вруна: легкое прикосновение к кончику носа или ямочке над верхней губой. Если человек во время разговора чешет глаз или потирает веко, он, скорее всего, хочет что-то скрыть, избежать подозрения.
Другой жест, с помощью которого можно распознать ложь, – прикосновения к шее. Неопытные вруны могут расстегивать воротничок, ослаблять галстук или почесывать кожу на шее.
Контролировать эти жесты для вруна практически невозможно, потому что у него действительно частенько непроизвольно начинает зудеть то нос, то шея, то веко. Как тут сдержаться и не почесать?
Говорят, что врун не может смотреть в глаза, а его взгляд постоянно бегает и прячется. А еще что у вруна рассказ обязательно нескладный, с запинками, оговорками и прочими помехами. Так вот, все это – полная чушь! Бегающие глаза или нескладный, сбивчивый рассказ – отнюдь не показатели обмана.
Движение глаз во время разговора – абсолютно естественное явление и означает доступ к разным участкам мозга. Ведь когда мы говорим, мы задействуем самые разные участки мозга: блок памяти, блок формулировки мыслей, блок самоанализа и т.д. Так вот, следя за движением глаз твоего собеседника, ты можешь понять, что у него на уме и какие участки мозга он задействует в данный момент. Главное – запомни значение взглядов.
Если человек смотрит вверх влево, значит, он вспоминает то, что видел, прокручивает в голове визуальные воспоминания. Например, спроси человека, какого цвета были обои в его детской, и ты увидишь, как его взгляд взметнется влево вверх.
Если человек смотрит вверх вправо, значит, он представляет себе какую-то картину. Фантазирует, конструирует визуальный образ. Например, попроси знакомого представить себя с волосами зеленого цвета. Для выполнения этой задачи он сразу поднимет взгляд вправо вверх.
Как же использовать полученную нами информацию о значении взглядов, чтобы разоблачать обман? Очень просто.
В большинстве случаев врущий человек заранее продумывает свою речь и стратегию лжи. Он готовит себе алиби, оправдания и прочие пути к отступлению. Хорошо продуманная ложь может звучать очень гладко и складно, словно хорошо отрепетированная речь. Однако раскусить лжеца все равно реально. Например, если ты задаешь человеку вопросы, а он отвечает на них очень уверенно, быстро, не раздумывая, – это повод предположить, что ответы были заготовлены заранее. Если собеседник смотрит прямо тебе в глаза – это тоже подозрительно! Имей в виду: раз его взгляд не движется, значит, он не задействует блоки памяти, формулировки, самоанализа и т.д. А раз он не задействует мозг, значит, он уже успел заранее продумать свою версию.
Когда тебе рассказывают сочиненную заранее сказку, ты вполне можешь вывести вруна на чистую воду. Твоя задача – выбить его из колеи неожиданным вопросом, ответ на который у него не подготовлен. А потом быстро проследить за движением его глаз.
Например, твой ребенок приходит из школы раньше времени и с честными глазами уверяет, что «их учительница пораньше отпустила». Или муж приходит с работы в одиннадцатом часу, жалуясь на аврал на работе. Начни ненавязчивые вопросы:
- А ты один в офисе задержался или с тобой кто-то из коллег оставался?
- Над чем работали?
- Ты поужинал?
Если муж отвечает очень уж складно, без единой запинки, спроси что-то странное или даже нелепое: «А твоя секретарша сегодня в юбке была или в брюках?» или «Какого цвета галстук был у твоего начальника?». Теперь смотри в оба: взгляд влево вверх будет означать, что супруг действительно вспоминает увиденное, а взгляд вправо вверх, увы, подскажет, что твой благоверный принялся фантазировать.
Справедливости ради стоит отметить, что у левшей движения глаз могут быть прямо противоположными.
Вот и все, что тебе нужно знать о лжи. А уж как ты распорядишься с полученной информацией, решать тебе! Удачи и пусть тебя окружают честнейшие люди, искренность и верность.


Детская ложь говорит об умственном развитии
С сайта Еженедельник 2000
Умение врать является показателем умственного развития ребенка. Особенно успешные обманщики могут в будущем стать банкирами и топ-менеджерами.
Канадские ученые установили, что если дети хорошо врут, их шансы добиться высоких результатов во взрослой жизни выше, чем у тех, кто предпочитает говорить правду или обманывает старших не столь успешно, пишет Daily Mail.
Умение лгать предполагает сложные мыслительные процессы. Чтобы скрыть обман и убедить окружающих в своей версии событий, требуются значительные умственные усилия. Когда ребенок начинает врать, это значит, что он перешел на новый этап умственного развития, передает Infox.ru.
«Дети с лучшими когнитивными способностями лгут лучше и могут хорошо скрыть следы вранья. Для этого они оперируют несколькими мозговыми процессами», — говорит доктор Канг Ли из Университета Торонто.
Согласно результатам исследования, врут почти все дети. Ученые наблюдали за ребятами в возрасте от двух до семнадцати лет. Среди самых маленьких обманывают лишь около 20%, но уже четырехлетние врут почти без исключения — 90%. Позднее этот показатель поднимается еще выше и достигает пика в возрасте 12 лет, а затем идет на спад. В 17 лет доля обманщиков снижается до 70%. Всего в эксперименте были задействованы 1200 детей.
Готовность обманывать по пустякам не означает, что дети будут делать то же самое в серьезной ситуации, например во время экзаменов. Эксперимент сводился к тому, что маленьких участников просили не смотреть на игрушку в задней части комнаты, а затем оставляли одних. Их поведение фиксировала скрытая камера. Ее данные в большинстве случаев расходились с тем, что рассказывали потом участники опыта о своих действиях.
Исследование показало, что готовность и умение лгать не зависят от условий воспитания, строгости родителей или религиозности семьи.