Анхен из Тарау

Елена Канеева
  Кто никогда в глазах любимой

  Не зрел божественную негу,

  Тот жизнь прожив земную, мимо

  Любви прошёл, не зная неба.

          (Из проповеди Ганса Иоганна Портациуса)   


      Когда горел Кёнигсберг, его центр, то опытнейшие немецкие военные сходили с ума.
Ад и пекло - единственные синонимы происходящего. *
Заканчивалась Вторая мировая война.
Не по каждой улице нашего города можно пройти спокойно. Тревожность повышается. Трудно найти улицу без могил и захоронений.
И если раньше в народе по отношению к фашистам была только ненависть, то сейчас степень нашего не понимания, нет - равнодушия - такова, что в Балтийске, например, существует кладбище иностранных военных. То есть фашистов, которые из этого Балтийска - Пиллау(нем.), вооружённого "до зубов" - доныне побережье нашпиговано снарядами - осуществляли морские военные операции. В Пиллау базировался военный флот, в том числе подводные лодки, и авиация. А у нас теперь в этом городе -  немецкие, великолепно обустроенные кладбища. Принять это мне оказалось трудно.
Горе горькое бушевало по Кёнигсбергу и области, как и по всему миру во время Второй мировой войны 1941 - 1945г. Однако военное значение города-крепости Кёнигсберг сравнимо может быть со Сталинградом или Москвой. И бомбили его соответственно.
     Истоки фашизма кроются, по моему мнению, в безобидных поначалу увлечениях эзотерикой, теософией, теорий об устройстве Вселенной, приложенных к агрессивно настроенному уму. Крайняя форма "свободы" для избранных.
     Путешествия по историческому памятнику, по нашему, отобранному у другого народа городу Калининграду и его области, особенно по мало изменившимся с военных времён местам, таким, как г. Черняховск (Инстербург) - вызывает если не шквал эмоций, то массу ощущений.

     Библиотека небольшого города Светлый (Циммербуде) Калининградской области живёт удивительно бурной жизнью, организовывает экскурсионные поездки. Литературно-познавательные, исторически любопытные. Совсем недавно я к ним присоединилась, мы проехали по наиболее любимому немцами-кёнигсбержцами маршруту: Владимирово - Гвардейское - Марьино.

ВЛАДИМИРОВО - ТАРАУ(нем.) - 15 км. от города.
      Первое удивление - наш автобус едва вместил желающих.
      Затем - что же могло заинтересовать кёнигсбержцев в забытом Богом Владимирово?
Небольшой Тарау. Невероятно ухоженный участок местности, с парками, винодельней, пивоварней, большой таверной - " Золотая Тыква" (сперва "Зелёная лошадь"), милой мельницей, окружённой водой. На холме располагалась кирха, неподалёку - дорога, окаймлённая редкостными пирамидальными дубами. В Кёнигсберг и его городки со всего мира стекались экзотические растения от поклонников Прибалтики.
Благоухание трав, ухоженность, неровный рельеф местности, речка, "Мост поцелуев", цветники, сады. 
      Посетив Владимирово, я поняла, как кёнигсбержцы любили свою родину.
      Понять это помогла Ирина Алексеевна Ломбенко, жительница Владимирово, энтузиаст, музейный работник.
      В нашем городе и области есть несколько человек - первопроходцев, героев, которые в тяжелейший для народа революционный период перестройки 1990-х годов сумели не только сохранить исторические памятники, но и развить музейное дело. Не для выгоды - для всех нас. 
      Ныне Владимирово - захолустное местечко, без цветников,(а ведь даже немецкие планы - карты местности сохранились), но с великолепным музеем, расположенным в школе. Причём в нём размещены не только источники, повествующие о немецкой жизни, но и -(меня растрогала фраза-эпиграф мини выставки о переселенцах из России: "Мы ехали сюда - не обольщались, судьба забросила - не обижались"), быт и дела первых русских поселенцев.
     Главная, если можно так сказать, достопримечательность, изюмина Тарау - обыкновенная, но очень симпатичная жительница этого местечка - Анхен (17 век), вдохновившая Симона Даха - бывшего другом её жениха-проповедника Г. И Портациуса,  на написание песни "Анхен из Тарау". Симон Дах - уже известный в то время немецкий поэт. Молодой, но модный. Впоследствии работал ректором Кёнигсбергского университета "Альбертина". Его песня стала вторым гимном Германии. Скульптура Анхен, известная в Литве под шутливым названием "Красная шапочка", находится в г.Клайпеда.   
                ...
      Каким образом могли наши власти после войны разрешить немецкому генералу пасти скот в Захарьино, расположенном неподалёку от Владимирово? Я не знаю. Но он там жил до самой смерти. Легенда говорит, что охранял сокровища подземелий и тайну кирхи.
      В немецких кирхах после Великой Отечественной войны чаще всего размещались овощехранилища. Впоследствии кладоискатели довели их до состояния разрухи. Теперь идут процессы приватизации РПЦ и восстановления, приспособления их под нужды Православной христианской церкви.
      В домике звонаря были найдены письма доктора Роде.
      На дне озера, бывшего карьера, покоятся вагонетки - шла добыча глины; с приходом Советской Армии карьеры были затоплены.

ПОСЁЛОК ГВАРДЕЙСКОЕ (Мюльхаузен)
      Знаменит тем, что в кирхе этого посёлка, хорошо сохранившейся, похоронена дочь священника Мартина Лютера. В эту церковь ездили и ходили паломники со всей Пруссии.

МАРЬИНО - АРНАУ (нем.)
      В  Арнау (из кирхи открывается живописный вид на изгиб реки и прилегающую местность) из Кёнигсберга ходили пароходики с отдыхающими.
      С этим местом связано имя Э.Т.А. Гофмана.

      Они были весельчаки и труженики, жившие тут ранее немцы, пруссы. Мы привнесли трагизм, бескрайность и бесшабашность... 
---

* Восточнопрусская операция началась 13 января 1945г. За 13-14 января войска 3 Белоруского фронта истратили 1000 вагонов боеприпасов, За 14 января - войска 2 Белорусского фронта - 950 вагонов. Непосредственно на Кёнигсберг только 6 апреля 1945г нашими войсками было сброшено 1600 тонн бомб, сделано 4700 самолётовылетов, за 8 апреля - 1800 самолётовылетов. В воспоминаниях генерала Лаша говорится, что при выходе из подземного пункта командования терялась ориентировка - где что находится, так был разбит город.
Для подвоза боеприпасов по железной дороге наши железнодорожники в 3 дня  отремонтировали и переделали железнодорожную узкоколейную дорогу на Кёнигсберг- под наши вагоны. Под огнём противника, порой с боями.
Ставка планировала закончить операцию зимой, однако только 9 апреля 1945г. генерал Лаш сдал город, представлявший собой единую оборонительную цепь фортов - немецких средневековых крепостей, переделанных фашистами, максимально использовавшими природные условия местности. 
 25 апреля 1945г. был взят Пиллау (Балтийск), была завершена Восточно-Прусская операция. / А.М. Василевский "Дело всей жизни" М. изд. политическая литература, 1989г./

 
               
2011г.