Последний винджаммер
Над Северодвинском вечер. Бледный диск тонущего в заливе солнца, розовые облака у горизонта, тихий плеск прибоя.
Мы с Витькой стоим у лодки на причале, и любуемся морским пейзажем.
Днем некогда - корабль готовится к очередной стадии испытаний, и команда надрывается в аврале.
Сейчас она отдыхает на плавбазе, а мы до утра на вахте и подменились идти на ужин.
Кормят нас в одной из заводских столовых и все очень довольны.
Одно дело питаться на судовом камбузе, где бачковые* притащат то, что сварганили коки и совсем другое тут, в заводе, который похож на современный город.
Мы до сих пор удивляемся его размерам, громадам утопающих в зелени цехов и эллингов*, а также разнообразию кораблей, которые здесь строятся или стоят в ремонте.
- Ну что, почапали? - говорю я Витьке, и он молча кивает головой.
Сначала мы идем по бесконечно тянущемуся вдоль берега бетонному причалу с дебаркадерами* и пришвартованными к нему лодками, затем сворачиваем в одну из примыкающих к причалу тенистых аллей и направляемся к высокому, обсаженному цветами, кубическому зданию.
Миновав прохладное фойе, мы оказываемся в обширном, с рядами пластиковых столиков зале, подходим к длинной, сияющей мельхиором стойке и берем в руки по подносу.
Витрина радует глаз обилием кулинарных изысков, и мы непроизвольно глотаем слюнки.
- Так, мальчики, что будем кушать? - приветливо улыбается стоящая за ней смазливая девица в накрахмаленной наколке и фартучке. - У нас сегодня три комплекса, выбирайте.
Мы с Витькой читаем пришпиленное к витрине меню и останавливаемся на третьем.
В нем зеленый салат, суп харчо, котлеты по - киевски, булочка и компот.
Когда получив все желаемое, мы подкатываем подносы к кассе, Витька издает удивленный возглас.
В самом конце витрины, жарко пылая пурпуром, высится пирамида арбузных ломтей. С черными косточками и очень аппетитных.
- А арбузы как, по талонам можно? - интересуется у кассирши Витька.
- Можно, - благодушно отвечает та, мы выбираем по изрядному ломтю и лезем в карманы за талонами.
Их, с печатями заводской администрации, у нас много. Мне отдает свои командир боевой части, а Витьке старшина команды. Номинал одного - рубль двадцать. То-есть, стоимость комплексного обеда.
Мы даем кассирше по два и получаем один обратно, после чего говорим «спасибо» и лавируем с подносами между столиками.
Зал практически пуст, мы устраиваемся в центре и с аппетитом уплетаем все, что взяли.
- Классно готовят, расправляясь с сочной котлетой, - говорит Витька.
- Угу, - запиваю я компотом булку.
Напоследок мы отдаем дань сахарным ломтям, после чего, довольные собою, покидаем заведение.
Впереди час свободного времени, и мы решаем немного прогуляться.
Тем более, что на территории завода много интересного и особенно кораблей.
Мы уже видели стоящую в доке «Золотую рыбку», выполненную из титана и самую глубоководную в мире, заходивший сюда атомный ледокол «Ленин» и печально известную «Хиросиму».
Теперь наша цель парусное судно «Крузенштерн». Оно стоит у причала за пятидесятым цехом и, с ракетной палубы нашей лодки просматриваются его мачты.
Выйдя из аллеи, мы сворачиваем в сторону цеха и, держась поближе к кромке, следуем вдоль причала.
Предосторожность не лишняя. Болтаться по заводу нам категорически запрещено и можно нарваться на крупные неприятности.
Оставив позади громаду цеха, в котором гремят пневматические молотки и всплескивают огни сварки, мы минуем стоящий у причала атомоход первого поколения с надводным стартом, затем буксир, длинный приземистый дебаркадер и останавливаемся.
Прямо перед нами, словно вышедший из рассказов Грина, на воде величественно застыл парусник.
Стремительные обводы корпуса, уходящие в небо мачты, хитросплетение такелажа, гордо выдвинутый вперед бушприт.
- Красивый, черт, - восхищенно шепчет Витька.
- Красивый, - эхом повторяю я, и мы подходим ближе.
Мы знаем типы отечественных подлодок и надводных кораблей, а вот парусников не знаем.
Теперь они история, и о них пишут только в книгах.
Задрав головы, мы неспешно идем вдоль черного, с белой полосой борта, и рассматриваем незнакомую нам надстройку.
- Интересно, какого он класса? - интересуюсь я у Витьки.
- Спроси чего - нибудь полегче, - бормочет он и спотыкается об один из швартовых.
- Эй, орлы вам чего тут надо? - доносится сверху, и у фальшборта возникает грузная фигура в мичманке.
- Да так, просто смотрим, - независимо сбивает на затылок пилотку Витька, а я засовываю руки в карманы.
- Смотрите? Ну что ж это дело хорошее. А закурить у вас не будет?
- Будет, - дружно отвечаем мы, - «Прима».
- Ну, так подымайтесь на борт, покурим.
- Еще не веря в привалившее счастье (когда еще побываем на паруснике), мы взбегаем по узкому трапу наверх и осторожно ступаем на палубу.
Ее настил, выполненный из светлой доски, с залитой смолой пазами, сияет первозданной чистотой и нам хочется снять ботинки.
- Ну, будем знакомы, я Федор Палыч, боцман, - сует нам короткопалую руку человек в мичманке. Ему лет сорок, он чисто выбрит, в синей офицерской куртке без погон, мятых широких штанах и тапках.
- Мы протягиваем свои, называемся и с интересом взираем по сторонам.
- Что, нравится? - чуть улыбается боцман.
- Ну да, мы такого не видели.
- Ладно, айда на ют, покурим. А ты тут Огурцов посматривай! - бросает боцман появившемуся откуда-то молоденькому моряку в робе, с повязкой вахтенного на рукаве, и мы следуем в кормовую часть судна.
- Что это вашей команды не видать, а, Федор Палыч?
- Все двинули в кино, в город, на борту только вахта.
На обширном, со швартовными устройствами и жилой надстройкой юте, мы усаживаемся на раскладную скамейку у налитого водой обреза, угощаем боцмана своей «Примой» и закуриваем.
- Лодочники? - покосившись на наши пилотки, глубоко затягивается Федор Палыч.
- Ага, - киваем мы. - Вроде того.
- А я срочную табанил на крейсере, давно было.
- Интересно, какого класса ваш парусник? - а, Палыч? - спрашивает Витька, стряхивая в обрез пепел.
- Винджаммер, - произносит боцман незнакомое слово, и мы недоуменно переглядываемся.
- То ребята по - английски, - щурится он от дыма. - Что значит, выжиматель ветра. А по общепринятой классификации это барк. Слышали такое название?
- Такое слышали. И сколько ж он выжимает?
- При свежем ветре до семнадцати узлов.
- Однако,- удивляемся мы с Витькой. - Не намного меньше, чем наш крейсер. А какова его история?
- Это уже отдельный вопрос, - говорит боцман, и швыряет бычок в обрез. - Дайте еще сигарету.
Витька уважительно протягивает пачку, я чиркаю спичкой, и Федор Палыч снова окутывается дымком.
- А история нашего барка такова. Построен он был в 1926 году в Геестемюнде для навигационных школ Германии и получил имя «Падуя».
Уже в первое свое плавание, барк показал отличные мореходные качества и прошел от Ла - Манша до Чили за 74 дня.
В годы войны барк вошел в состав немецких кригсмарине, но участия в боевых действиях не принимал.
После ее окончания, по репарации, судно было передано Советскому Союзу, прибыло в Кронштадт и получило новое имя «Крузенштерн».
Ну а в конце шестидесятых его переоборудовали в учебное, и мы отрабатываем на нем в дальних плаваниях курсантов мореходок. Кстати, наш «Крузенштерн», самое большое из парусных судов в мире. Ну, а из винджаммеров - последний.
- Да, заслуженный пароход, - уважительно говорим мы с Витькой и просим разрешения пройтись по палубе.
- А почему нет? - поднимается боцман со скамейки и устраивает нам небольшую экскурсию. Со знанием дела он рассказывает о парусном вооружении судна, его машине, особенностях управления в море и еще множестве вещей, о которых мы не имели представления .
На прощание мы извлекаем из карманов сигареты и протягиваем их Федор Палычу.
- Не надо, у меня есть, - улыбается он. - Просто хотелось поговорить.
Затем мы возвращаемся на лодку и заступаем на вахту.
А спустя неделю, на закате, мимо нашей плавбазы, по фарватеру, в сторону открытого моря величаво идет барк.
Гордо устремленный вперед бушприт, черные борта с белой полосой и облако белоснежных парусов на мачтах
- А-а-а! - восторженно машем мы бескозырками, облепив надстройки и леера судна.
- Счастливо оставаться! - несутся с барка всплески флажного семафора.
© Copyright:
Реймен, 2011
Свидетельство о публикации №211081801128