Операция Мисиписи

Станислав Сахончик
Полуторагодичный рейс танкера «Владимир Колечицкий» заканчивался для экипажа не очень удачно. Еще на подходе к Владивостоку нас предупредили, что долгожданных отпусков пока не предвидится, ввиду каких-то там намечающихся  флотских мероприятий. Неприятные чувства усугубили  еще борзые таможенники, которые начали «шмонать» наши вещи, находя крамолу и контрабанду в том, где мы даже и не подозревали перед выходом. Один такой орел у меня в каюте объявил запрещенными к ввозу половину моей коллекции пластинок и кассет. На мой резонный вопрос, почему этого не было в перечне запрещенных к ввозу предметов, с коим нас знакомили перед рейсом, таможенник что-то неразборчиво буркнул. Тут уж такая злость накатила, нервы не выдержали, и я просто вывалил в открытый иллюминатор отобранные им пластинки и кассеты. Шумные всплески в ночной тиши за бортом  засвидетельствовали прибытие груза по назначению.
Ошарашенный таможенник что-то завопил о последствиях типа лишения визы и прочих прелестях, ожидающих меня в будущем. Я только расхохотался в ответ - за последние три года я был дома только полтора месяца, изрядно одичал и превратился в настоящего морского бродягу. Пребывание в каботаже или стажировка на берегу в поликлинике явно бы не повредило и для запутанных семейных отношений. Так что иди, дружок, сам поплавай! Потом, разумеется, мне (и не только) перепало от помполита, но это уже было дело привычным.
В том, что нам фатально не везет, мы лишний раз убедились, когда вместо праздничной встречи с оркестром на причале вспомогательного флота  мыса Артур танкер поставили на флотскую нефтебазу на мысе Голдобина и начали заливать топливом пустые танки. Судя по наличию авиационного керосина, нам придется работать с авианосцами, а они близко не ходят.
И сход разрешили только на пару дней и получку не выдали. Но все равно холостой народ завис по кабакам и пивным точкам, торопясь урвать свой кусочек свободы и наверстать упущенное.
На следующий день я заступил вахтенным помощником. С утра  на судно повалило начальство - флагманские специалисты из штаба бригады во главе с комбригом, «черные полковники» из Морской инспекции и два капраза из «Пентагона» (штаба Тихоокеанского флота).Я проводил их в ходовую рубку. Задача у них была простая – обеспечить выход танкера на учения  любой ценой.
Нам после длительного похода был положен планово-предупредительный ремонт в базовых мастерских, диагностика главного двигателя (начал барахлить), предстояла масса работы у электромеханика (неисправности главного распределительного щита) и в довершение всего еще и не работали двигатели на четырех из шести спасательных шлюпках (элементарно закисли и требовали переборки). Все это можно было сделать за пару недель, но недель-то как раз и не было.
Вокруг капитана со старпомом на мостике начались сценки, слегка напоминающие ритуальные камлания шаманов с их плясками и заклинаниями, абсолютно не похожие на конструктивный диалог. Причем соло на бубне исполнялось командиром бригады.  Капитан, на котором по выходу в море лежала вся ответственность, естественно не хотел идти в дальнее плавание с такими неполадками, разнокалиберное начальство с воплями и истерикой  настаивало на выходе. Их можно было понять: не выйдет танкер в срок- мало никому не покажется. Точку в споре положил  примчавшийся  на «Волге» капраз из политотдела флота с протокольным выражением  аскетического лица. Этакий Суслов из политбюро.
-Так вы отказываетесь выполнить приказ командующего флотом?- спросил он,модулируя хорошо поставленным угрожающим голосом.
–Тогда мы вас снимем с должности, и вместо вас пойдет  старпом. Он, наверное, давно хочет стать капитаном? А, старпом?
- Мечтаю, мля! Но,мля, не здесь и не сейчас!-  вежливо и хладнокровно ответил наш чиф Михалыч. Старпом был мужик  строгий и справедливый и на такую поганку  никогда бы не пошел. На флотах такое не прощают.
-Хорошо. Если так ставится вопрос - мы выходим – хмуро сказал капитан - но я вас предупреждал.
Начальство радостно загомонило, «черные полковники» кинулись не глядя ставить печати на разрешительные бумаги. Проблема была снята (для них) и переложена на плечи капитана (для нас). Дальнейшее их уже не интересовало -  дамоклов меч  просвистел мимо их голов, нацелясь на капитанскую шею.
На расстроенного кэпа было жалко смотреть, и я потихоньку слинял из рубки. Да и дел на дежурстве было полно - у трапа уже стояли машины флотского автобата с продовольствием, а по левому борту швартовался водолей с котельной водой. Поскольку больше «морщить репу» в официальном режиме не было необходимости, начальники  закрепили консенсус коньяком и, радостно гогоча, покинули борт. Как только отзвенел последний звонок  на трапе за  офицерами, капитан собрал  командиров в кают-компании и все стали крепко думать, как жить дальше. Больше всех было забот, разумеется, у стармеха с его механиками и мотористами.
Утром, после подъема флага мы вышли на рейд и после обеда  уже были в бухте Стрелок, откуда уходила  эскадра.
Хмурый капитан на совещании поставил задачу не менее хмурому  экипажу:
-Мы должны будем принять участие в командно-штабных учениях  Тихоокеанского флота, которые проводятся под флагом  командира 10-й оперативной эскадры. Задача прежняя - обеспечение снабжения боевых кораблей на ходу. Выходим в Японское море, затем  Цусимским проливом в Тихий океан, там работаем, и через Охотское море идем в базу. Понимаю, мы все устали, но работа впереди предстоит серьезная, соберитесь. Учения будут ориентировочно три недели. Потом ремонт и отпуска.
И вот снова открытое море, уже изрядно осточертевшее. Над эскадрой сразу закружились японские «Нептуны» и «Орионы», с них в воду посыпались акустические буи. На почтительном удалении шли японские эсминцы и сторожевики. Мировой империализм показывал свой звериный оскал. С утробным ревом над мачтами танкера пронесся громадный  четырехмоторный гидросамолет PS-1 в бело-синей окраске и красными кругами «хиномару» на крыльях и фюзеляже.
-Ты гляди, какой здоровый сарай, а так лихо летает - заметил боцман Юра Апостол, провожая взглядом удаляющийся  силуэт.
«Войнушка» началась пугающе красиво. Серые утюги боевых кораблей угрюмо резали форштевнями Японское море, навевая мысли о близких сражениях . Мы шли в отдалении от  эскадры и несколько впереди - кораблям еще предстояли боевые стрельбы  и маневрирование. Да и погода серьезно ухудшилась - пошли снежные заряды, поднялся шторм.
Мы были недалеко от американского авианосца «Мидуэй», шедшего параллельным курсом, и с удивлением наблюдали, что при волне, достающей почти до палубы  этой громадины, на нем производились полеты. Все  машины авианосца, включая вертолеты "Си Кинг", самолет ДРЛО Е-2А «Хокай» (летающий радар) и транспортный «Грейхаунд» поднимались в воздух с паровой катапульты и садились на палубу, напоминая хорошо отлаженный  конвейер. Порой авианосец терялся в серой мгле, и только красные точки двигателей самолетов были видны через снежную  муть. Поскольку я на пароходе «отвечал за авиацию» считать самолето - вылеты и определять типы самолетов пришлось мне. Взлетов и посадок было 150 - впечатляющая цифра. Один  штурмовик А-7«Корсар» так просел при взлете, что чуть не зарылся в волну, накрывшую нос корабля, но вырвался, весь в брызгах.
Наши  «вертикалки» Як-38 в то время летали только в ясную погоду и по 20 минут. Янки показали класс, надо им отдать должное. Ничего не попишешь - у них авианосцы чуть не с первой мировой, громадный опыт и отлично обученные пилоты. А мы ведь только, по сути дела, тогда начинали.
Наш танкер, несмотря на то, что мы шли полностью загруженные, тоже мотало изрядно.
Пока мы  потихоньку шли  к выходу из пролива, наши корабли провели учебные стрельбы  и проскочили в Тихий океан. Там, соединившись в  кильватерную колонну  с охранением, соединение двинулось в сторону Гавайских островов. К нам на борт  посадили двух капитанов 3-го ранга и матроса-шифровальщика для оперативной связи. Офицеров, отрекомендовавшихся Валентином и Денисом,поселили у меня в лазарете, мужики были с «белых пароходов», стоявших на 37-м причале. Грамотные, умные и главное, без солдафонства.Одним словом-настоящие разведчики. А наличие у меня некоего запаса «шила» и общих интересов к нему, еще более способствовало  сближению в вечерних беседах. Благо мой медицинский отсек можно было задраивать наглухо.
В стороне, милях в  пяти, шла такая же колонна американцев во главе с атомным авианосцем «Энтерпрайз» и штабным кораблем 7-го флота США «Блю Ридж» и всякой другой «мелочью» вроде фрегатов, десантных кораблей типа "Тарава"и судов  снабжения.
Между колоннами, опасно маневрируя, вертелся американский фрегат «Кирк» типа «Нокс». Наблюдал. Белые цифры 1087 на его борту так и мелькали в окулярах бинокля.
Капитан, периодически поглядывая в раструб радара, промолвил:
-Красиво идем, две колонны почти идеально параллельно. Вроде гонок пароходов на Миссисипи!
-Гонки на Миссисипи! А что неплохо бы там погоняться - откликнулся вахтенный штурман Слава Чуприн.
Рулевой, матрос 1-го класса Серега Цема, не отрывая взгляд от картушки компаса задумчиво произнес: А Мисиписи это где? Серега был не силен в географии,хотя и был у нас лучшим рулевым.
В рубке поднялся хохот, на все лады повторялось слово «Мисиписи».
Даже капитан улыбнулся и сказал:
-Вот так мы этот поход и назовем. Операция «Мисиписи»! А что, неплохо звучит. На страх мировому империализму. Нехай трясутся!
На мостик  зашел радист Сергей Молодов и передал капитану радиограмму. Тот быстро прочел и сказал:
-Ну вот, шутки в сторону, начинаем реализацию операции «Мисиписи». Через  два часа  заправляем «Новороссийск» и БПК «Чапаев». Ход 12 узлов. Передаем котельную воду и  мазут траверзным способом. На БПК - еще и продовольствие в ящиках. Старпом! Вооружить шланги и сухогрузную дорогу по правому борту.
И закипела работа. Для обученного и слаженного за полтора года экипажа танкера эта заправка прошла даже с некоторым изяществом.
Громадина «Новороссийска» нависла с левого борта, полетели выброски, потянулись шланги по тросам траверзных передач. Теперь надо было идеально держать скорость и не рыскать по курсу. Навал авианосца на танкер грозил для нас весьма серьезными последствиями. А тут еще «Чапаев» с правого борта. Но ничего, справились. Бывало, по четыре корабля зараз на ходу заправляли в Красном море, правда погода там была штилевая. А сейчас волнение было трехбалльное.
Сложно было понять, чем занимаются наши боевые корабли, хотя было видно как  крутятся антенны локаторов, появляются и исчезают ракеты на пусковых, крутятся орудийные башни. Шла обычная работа, хоть и учения - но по вполне реальным целям. Янки занимались тем же.
Мы наблюдали в бинокли, как идет заправка  двух кораблей у американцев. Тоже траверзным способом шло горючее, только контейнеры и грузовые «парашюты» с ящиками таскали вертолеты СН-46 «Си Найт».Мы до этого явно еще не доросли. Да и на хрена гонять вертолеты, когда все можно сделать гораздо проще.
Фрегат «Кирк» вдруг заинтересовался нашей заправкой, с него поднялся, издали похожий на валенок, вертолет «Си Спрайт»  в красивой оливковой раскраске с белыми надписями и бортовым номером 17 завис неподалеку, а высунувшийся из люка летчик с камерой фиксировал на кинокамеру весь процесс заправки.
-Опять Гордей баксы отрабатывает! Все ему никак неймется - задумчиво произнес кап-три Валентин, глядя в бинокль на вертолет.
-А ты откуда это знаешь?- изумился я от таких познаний.
- От верблюда! Зовут  этого хлопца Гордон Перманн, фотограф 33-й эскадрильи. Подробности потом.
За вечерними посиделками Валентин, сжалившись надо мной, рассказал историю с этим вертолетом. С месяц назад «Кирк» пас  наш  шпионский пароход «ССВ», мирно стоявший на якоре у границы территориальных вод СССР. Вертолет постоянно крутился возле судна и нахально лез на границу тервод. Наши вызвали авиацию. Прилетели два «крокодила» Ми-24 со злыми пилотами, недавно вернувшимися с Афгана. Они зажали янки сверху и снизу, образовав «бутерброд» и прессовали его винтами до тех пор, пока он не подал сигнал бедствия и на последних каплях горючего не плюхнулся на корму фрегата,чуть не подломив шасси. «Крокодилы» сделали еще пару заходов на «Кирк» и гордо удалились.
- А фамилию-то откуда знаешь?
-Ну, это брат, уж наши дела. Штатским докторам знать не положено.
-А всю авиацию стран НАТО штатским докторам знать положено?
-А будто знаешь?
-А вот и знаю! Я ж па пароходе вроде эксперта по этим делам.
Забились на два пузыря коньяка, что я угадаю все типы иностранных самолетов из ихнего справочника. Поставили  справочник в угол каюты, закрыли названия и показывали только силуэты. К их удивлению я угадал 98% всех  указанных типов, включая экспериментальные.
-Ну, брат, потряс. Не ожидали
А удивляться было нечему. С детства я занимался авиамоделизмом,  служил срочную в ПВО, там и поднабрался. Плюс постоянная практика по реальным целям в разных точках планеты.
Коньяк (где его в море возьмешь) был заменен  « шилом» из шифровального запаса в адекватной пропорции,разбавив его "по широте". «Шило» растянули на неделю-все же на службе находимся.
А тем временем наша грозная армада двигалась по направлению к Перл-Харбору.
(продолжение следует)