Птичку жалко, или пытают ли Юлю?

Вадим Довнар
Грузинский тост про пернатую, прозвучавший в комедии Леонида Гайдая, и завершенный всхлипыванием Шурика, невольно приходит на ум при ознакомлении с некоторыми комментариями относительно суда над Юлией Тимошенко. 

Нет, я вовсе не собираюсь оправдывать намеренно брутальное поведение власть предержащих и оспаривать факт политической мотивации данного процесса. Просто, как давно известно, драматическое и смешное зачастую ходят рядом. И, смех над сентиментальностью героя Александра Демьяненко вовсе не является издевательством над печальной судьбой «одной маленькой, но очень гордой птички».      

Вот уже несколько раз, призывая к немедленному освобождению Юлии Владимировны из под стражи, ее сторонники употребляли страшное слово «пытки». Мол, лидера оппозиции пытают. Точные цитаты из этих высказываний будут приведены ниже, но перед этим хотелось бы напомнить отдельным горячим головам лексическое значение этого слова.
Так толковый словарь под редакцией C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой говорит о том, что пытка – это «Физическое насилие, истязание при допросе». Как пример, пытки в фашистских застенках.

При всей некорректности данных параллелей, думается, никто не будет спорить с тем, что лидер «Батькивщины» даже после нескольких суток нахождения в Лукьяновском СИЗО вовсе не похожа на узницу гестапо, НКВД, секуритате etc. Новое отутюженное платье, аккуратные очки, и даже легкий макияж…   
В переносном смысле, утверждают лингвисты, обсуждаемое слово уместно как «нравственное мучение, терзание».
Что ж, очень может быть, что госпоже Тимошенко есть о чем терзаться с такой-то биографией.

«- Лично я полечу прямо на Солнце!
 И она стала подниматься все выше и выше…»

Но, как известно, публично она в этом не признается. Во всяком случае, в ее многочисленных интервью вы найдете только сожаления о том, что иногда ошибалась при выборе соратников и второй раз согласилась на должность премьер – министра в условиях «сговора» тогдашнего президента с оппозицией и олигархами. Все! Ничего другого вроде бы ее нравственность миру не явила.

Несколько иначе дело обстоит толкованием слова «пытка» в словаре русского языка под ред. Д. Н. Ушакова: «Физическое насилие, истязания, осуществляемые обычно палачами (иногда с помощью специальных орудий) при допросе обвиняемого с целью вынудить у него показания».
Ежедневно отслеживая процесс над Тимошенко, в том числе непосредственно в зале суда, ответственно утверждаю: розгами политика не бьют, иглы под ногти не засовывают, звезды на груди не выжигают. Наоборот. Не стали на нее надевать наручники, и даже в клетку не посадили, что вообще-то в отношении лиц, признанных угрожающими следствию, принято. 

Нет, все же искать следует какой -то «непрямой» смысл. Более или менее подходящая трактовка нашлась в новом толково-словообразовательном словаре авторства Т. Ф. Ефремова: б) перен. Сильные физические страдания, доставляемые кем-л., чем-л. И опять же…2) перен. Сильное нравственное страдание; мучение, терзание.

Согласитесь если рассматривать злоключения Леди Ю в этом, переносном, смысле, то и от слов «но очень скоро обожгла себе крылья и упала на самое дно самого глубокого ущелья» не обязательно будет попахивать жаренным и тем более трупом. Но и безусловных мучений никто отрицать не станет.

«Ее намеренно поднимают на рассвете, беспричинно привозят из СИЗО в Печерский райсуд за три часа до начала так называемого судебного заседания и держат в каменном мешке - маленьком помещении с решеткой», - сообщает пресс-служба партии «Батькивщина». Ну, то есть пытка такая.

Можно, конечно, напомнить о том, что «кто рано встает, тому бог дает», что не так давно (до заключения под стражу) ЮВТ сама сообщала о ранних утренних подъемах и пробежках с собакой, но, конечно же, это дело личного выбора. А выбор есть тогда, когда есть свобода. Потому слышать сетования партийцев на факт наличия распорядка дня в заведении пенитенциарной  системы, как минимум, странно. Все же не на курорте. Что же касается, заблаговременного привоза подсудимой в суд, то не стоит думать, что это какая-то эксклюзивная пытка именно для Тимошенко. Вовсе нет. Более того, она даже не сугубо украинская. Эта практика на территории всего бывшего СССР. С незапамятных времен. Мне, например, довелось в таком «мешке» посидеть в Беларуси 13 лет назад. Ничего приятного, конечно, в этом нет, но сказать, что меня пытали, язык не повернется. 

За несколько дней до сообщения пресс-службы «Батькивщины» о пытках по отношению к Тимошенко говорил ее адвокат Николай Сирый:

«Вчера в зале суда произошло беспрецедентное событие для Европы и украинского общества. К Юлии Тимошенко были применены пытки, которые в первую очередь вылились в то, что подзащитную допрашивали по окончании рабочего времени, несмотря на неоднократные заявления адвокатов о том, что она устала».

При всем возмущении по отношению к Печерскому правосудию, данное «откровение», как представляется, не способно вызвать ничего, кроме брезгливой усмешки. Это что же, теперь после каждого заявления подсудимого, в коих, напомню, числятся не только видные политики, но и банальные убийцы и грабители, о его усталости останавливать судебный процесс? Дальше больше. Будучи вроде заинтересованными в скорейшем окончании этой «пытки» сторонники ЮВТ протестуют против скорейшего рассмотрения дела. Только в рабочее время, с 10 до 18! Пикантность ситуации еще и в том, что, следуя логике господина Сирого, «пыткам» подвергалась не только Тимошенко, но и сам судья Родион Киреев. Сам себя, выходит, «пытал»! И прокуроров заодно. Вместо того, чтобы просто отправить Юлию Владимировну туда, где у нее холодильник и телевизор и неконфликтные соседки, одна из которых под влиянием Тимошенко даже бросила курить. Интересно, кстати, согласились бы ее сокамерницы, знающие как живут заключенные в других тюрьмах и камерах, что их «новенькая», оказывается, под пытками?   

«Пытки были еще и в том, что Тимошенко хотели допрашивать и проводили судебные действия под кондиционером, который дул холодом в шею и поясницу подзащитной», - совсем довел ситуацию до абсурда Сирый.

То есть «орудием пыток», внезапно стал кондиционер, фактом нехватки которых так возмущались бютовцы в первый день заседания…

Арест Тимошенко, процесс над ней, как и сама личность экс – премьера, итак выглядят далеко не так однозначно, как этого бы хотелось Юлии Владимировне и ее сторонникам. Да что там! Всем сторонникам демократического развития Украины в ситуации дефицита лидеров, которые пользуются достаточным доверием, было бы желательно видеть в репрессированной оппозиционерке местную Жанну Дарк. Однако околесица, которую зачастую несут ее представители, не просто мешает восприятию их лидера как рыцаря без страха и упрека, но и помогает в деле дальнейшей дискредитации возможного кандидата в президенты.
Как смерть амбициозной птицы явилась лишь поводом для рождения тоста, так и дни, проведенные в тюрьме, могут стать материалом для анекдотов. Кто посмеется с них последним?