Я б в строители пошёл - пусть меня научат!

Ольга Ан Сорокина
Опубликовано в еженедельной красноярской газете «АРЕВЕРА–Недвижимость» № 26 (181) 2011 г. (8.08.2011 г.)

Строитель – одна из самых благородных и созидательных профессий. Монументальные бизнес-центры и уютные жилые дома, заводские корпуса и автомобильные дороги, школы и стадионы – всё создано руками строителей.
Сейчас в строительной отрасли Красноярского края трудится более 70 тысяч человек, но потребность в квалифицированных специалистах по-прежнему велика. О подготовке кадров для строительной отрасли рассказывает Иван Семёнович Инжутов, директор Инженерно-строительного института Сибирского федерального университета, доктор технических наук, профессор  кафедры строительных конструкций и управляемых систем.
– Иван Семёнович, какие строительные специальности сейчас пользуются наибольшим спросом среди абитуриентов и совпадают ли предпочтения молодёжи с современными требованиями рынка труда?
– На протяжении многих лет самыми популярными специальностями среди поступающих остаются промышленное и гражданское строительство, автодорожное строительство, проектирование зданий и сооружений. В последние годы растёт спрос на водоснабжение и водоотведение. Специалисты данных профессий наиболее востребованы на строительном рынке, поэтому предпочтения абитуриентов полностью соответствуют структуре рынка труда.
–Что нового появилось за  последнее время в  учебном процессе?
– В этом году состоялся первый набор студентов на специальность «Строительство уникальных зданий и сооружений», срок обучения – 6 лет. К уникальным относятся здания большой протяжённости, высокоэтажные и большепролётные строения. Такие специалисты будут востребованы при строительстве «Красноярск-Сити» – делового центра на Взлётке, включающего в себя комплекс высотных зданий.
С этого года наш институт перешёл на двухуровневую систему образования: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Вначале предполагалось, что после получения квалификации бакалавра выпускник в течение двух лет проработает на производстве и, только получив обширные практические навыки, пойдёт повышать свой образовательный уровень в магистратуру. Но желающие могут поступить в магистратуру и сразу после окончания бакалавриата.
Квалификация магистра позволяет руководить большими коллективами сотрудников, занимать высокие управленческие должности, бакалавр же может руководить только небольшой группой подчинённых.
– Производственная практика – очень важная часть учебного процесса при подготовке высококвалифицированных строителей.  Как организованы практические занятия студентов вашего института?
– Возможности профессиональной практики для наших студентов многообразны! Во-первых, это практика по геодезии (1 курс) и геологии (2 курс), которую студенты проходят на территории университетского кампуса. Во-вторых, летние студенческие стройотряды. А  в-третьих, 60 – 70 % студентов, начиная с 3го курса, подрабатывают разработкой проектов в проектных организациях, это отличная практика!
Студенты нашего института имеют возможность параллельно с получением высшего образования освоить рабочие профессии (в рамках спецкурсов по выбору), и с удовольствием это делают! Сейчас это пять специальностей: сварщик, машинист крана, плотник-бетонщик, отделочник, кровельщик. Получив рабочую профессию, многие студенты с успехом подрабатывают в свободное от учёбы время. Да и работать в стройотряде в таком случае выгоднее и интереснее: зарплата выше, возможностей больше.
Сейчас в Норильске находится стройотряд из 25 наших студентов. Ещё весной заказчик – Заполярная строительная компания – сформулировал свои требования: «Если студенты пройдут обучение и получат удостоверения кровельщиков – будут заниматься квалифицированным трудом с соответствующим уровнем зарплаты. Если нет – будут подсобными рабочими». Студенты обучение прошли и сейчас успешно трудятся наравне со штатными специалистами.
Вообще, на мой взгляд, хороший инженер просто обязан освоить хотя бы одну рабочую профессию! Это даёт более глубокое понимание всего производственного процесса, помноженное на личный опыт, а в итоге – более высокий профессиональный уровень. К тому же не у всех есть лидерские способности, поэтому навык рабочих профессий значительно увеличивает востребованность выпускника на рынке труда: тот, у кого не получается стать руководителем, будет высококвалифицированным рабочим с высшим образованием.
Я полностью согласен с точкой зрения японских исследователей, которые утверждают, что высшее образование необходимо рабочим не меньше, чем инженерам и проектировщикам. Оно развивает творческие способности, способствует более глубокому пониманию всех технологических процессов, помогает специалисту увидеть весь производственный процесс в целом, и, в конечном счёте, обеспечивает более высокое качество продукта, создаваемого рабочим. К тому же для многих современных работодателей высшее образование – это обязательное требование к кандидатам практически на любую вакансию, и в этом есть свой смысл, поскольку обучение в высшем учебном заведении автоматически даёт человеку определённый уровень культуры.
– Какие изменения происходят в учебных программах института в связи с техническим прогрессом?
– Создаются новые учебные дисциплины, потому что на строительном рынке появляется множество новых материалов, новое оборудование инженерных систем, используемое при строительстве «умных домов».
Правительство поставило перед строительной отраслью задачу –  60 %  вводимого  в эксплуатацию жилья должны составлять малоэтажные здания. В городах большое внимание уделяется строительству спортивных и зрелищных сооружений. Поэтому если раньше мы учили студентов строить цеха и девятиэтажки, то сейчас мы учим строить малоэтажные и уникальные здания.
В этом году преподаватели института и специалисты ОАО «ТГИ «Красноярскгражданпроект», ОАО «Сибцветметниипроект», КГБУ «КРУДОР» регулярно проводили совместные круглые столы, обсуждая и корректируя  учебные программы.
– Иван Семёнович, как организован в вашем институте обмен опытом с другими ВУЗами, есть ли деловые и научные связи с зарубежными коллегами?
– Наш институт входит в Ассоциацию строительных ВУЗов, поэтому мы поддерживаем творческие связи со всеми ВУЗами ассоциации. Сейчас устанавливаем деловые отношения с Шанхайским техническим университетом, поскольку у китайских коллег тоже есть большой интерес к малоэтажному домостроению. Также действует студенческая программа обмена с Чешским техническим университетом – наши студенты учатся 1–2 семестра в Чехии, а чешские – у нас.
В преддверии Дня строителя хочу обратиться ко всем строителям-красноярцам.
Уважаемые строители! От всей души поздравляю вас с профессиональным праздником! Своими руками вы создаёте красоту и комфорт для миллионов людей, и от вашего труда напрямую зависит качество их жизни. Успехов вам в вашем благородном труде!