Николай Губенко - 70 лет Маэстро-Оркестру

Владимир Плотников-Самарский
Грани и кадры


Его знают все, хотя сыграл лишь в полутора десятков фильмов.  Его любят очень многие, хотя - побывал в большой политике и даже оппозиции нынешней власти. Но всегда оставался честен, умен и красив, защищая достоинство простых людей и идеалы отечественной культуры. Да иного-то и быть не могло у подранка великой войны – одного из 19 миллионов, что остались в далекие 1940-е без родителей и отчего крова.

И этот вот сирота дошел до таких вершин мастерства и глубин мысли, что невольно вспоминается Ломоносов с его «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Русская земля рожать…».

Главное, всего достиг сам, притом что в недобрые 1990-е даже недавние коллеги ставили ему в грех «безродность», за что им же теперь, если не стыдно, то «неудобно» (а это для просвещенной «элиты» куда страшней, чем «стыдно»).

Два года, не простых - переломных года, Николай Николаевич возглавлял Министерство культуры СССР, еще дольше был депутатом Госдумы и, бессменно, самым ярким, умным оратором ее, зачастую, клоунской трибуны. Каждая речь («прелестное письмо») бунташного депутата Губенко – образец классического красноречия, беспощадного сарказма, ярчайшего образного мышления и мощного интеллектуального анализа. Не говоря об обязательных эрудиции и энциклопедизме знаний.
 
Для меня Николай Губенко начался бесфамильно с роли «Директора», где ему пришлось «на переправе менять» безвременно погибшего во время съемок великого «иноходца» – Евгения Урбанского. Смена оказалась достойной. И уже на следующий показ я взял на себя труд запомнить фамилию беспримерного эксцентрика - сразу после выхода двухсерийного «Прошу слова», где он с гениальным великолепием играет спортивного и игривого мужа "типового" советского мэра (героини Инны Чуриковой). Его отменные физические данные легко (легко ли?) объяснимы: в 1962-1963 годы, параллельно учебе во ВГИКе, Николай успешно осваивал трюки в Государственном цирковом училище.

Бурлескный потенциал подтверждался практически во всех кино-ипостасях актера, порой на грани фола: Коля Фокин («Мне 20 лет, или Застава Ильича»), Петя Дачников («Последний жулик»), Яша Барончик («Последний курьер»), барышник Ситников («Дворянское гнездо»), лейтенант Голощеков («Они сражались за Родину»), Криворучко («Подранки»)...

Позднее узнал о его великих ролях в театре, недаром именно Губенко труппа «Театра на Таганке» доверила удила главрежа после недолгой отлучки Юрия Любимова. Николай Николаевич же стал инициатором «вызволения» создателя театра из «ссылки-загранки». О последовавшей «благодарности», вылившейся в перманентную, подлинно, закулисную войну – не здесь.

Блестящий сценарист и незабываемый закадровый «дублер», Николай Губенко снял, как минимум, 4 великих фильмов: «Пришел солдат с фронта», «Подранки», «Из жизни отдыхающих», «И жизнь, и слезы и любовь», после чего (финишем стала малораскрученная «Запретная зона», 1988), и уже на почти четверть века, ушел из кино вообще. Зачем?
 
Кто видел «Подранки» - пронзительную песнь о детстве военных сирот - и проникся, тот поймет, почему Николай Губенко не хочет со-участвовать в современном кино-процессе. Да и элегия об уходящих лицах «раньшего времени» («И жизнь, и слезы и любовь»), ну, никак не вписывается в современный «мейнстрЁм».
 
Мой любимый фильм режиссера Губенко – «Из жизни отдыхающих». Кто-то, помнится, брякнул, не подумав: дескать, в этой картине диалоги позаимствованы из «И корабль плывет» Ф. Феллини. Ну, а как же, давайте только учтем, что шедевр Губенко на несколько лет… старше. Впрочем, господам  Смердяковым факты не аргументы, да и на Руси им сроду нету переводу.


Так вот, этюд «Об отдыхающих», как квинтэссенции философской иронии Н.Н. Губенко:

«Один из самых тонких, ироничных, а порой саркастичных, забавных и при этом печальных фильмов о полукультурной прослойке рубежа 1970-89-х и ее культмассовом досуге.

Не сомневаюсь, кто-то уже пригвоздил: де-мол, вот он, уровень общей скуки (она же отдых) или отдыха (он же скука), ну и частный уровень интеллигентности при Советах.

Чтоб не сомневаться, на всякий случай, ответим. ЗА: …очно и …годя.
Это ведь, с чем сравнивать…

Если со среднестатистическим интеллектом обывателя, то он не подрос, не прогрессировал, а наоборот, на порядок попо-шлел и приземлился, хавая такую шнягу и рекламу, от которой его бы лет 20 назад просто вывернуло и стошнило.

Ежели о диапазоне «утех и радостей», то, несмотря на обилие теперешней «развлекухи», скажите, чем лучше, выше, развитей, продвинутей наш секс-шопо-голик в Бангкоке, Бали или Анталии, чем тот самый губенковский скромный «русо туристо» с «обликом орале» из черноморского пансионата (скажем, персонаж Регимантаса Адомайтиса или Алексея Солоницына)? И так ли уж выиграли мы от сегодняшнего интур-разносола?
 
Я уж умолчу о разнице между обаянием, искренности, эрудиции и влюбленности в свое ремесло прежнего бескорытсного затейника с лицом Ролана Быкова и фальшивого, насквозь пробашленного современного шоуменчика на платной разблюдовке.
 
Отдельно касательно скуки… Тут все верно, тогда было сильно скучнее и тоскливей по части стрельбы в мирном городе, статистики убийств, терроризма, секс-извращений, общей половой субкультуры, цинизма и разнузданности кино и дискотек. Только разве такое уж благо теперешнее их преизобилие?

Что до нравственности и образованности отдельных тур-индивидов, так герои Жанны Болотовой и Р. Адомайтиса по шкале чистоты и эстетики дадут современным, пардон, аналогам фору очков в 1000.

Если же речь о массовости (материальной возможности каждого), то бишь «демократичности» иногороднего отдыха («на югах» тогда и «за бугром» сегодня), то, как установила героиня другого нашего кино-хита, в Сочи хотя бы раз в жизни побывал каждый советский человек (смысл тут не в дословности, а в потенциальном шансе даже для уборщицы).
 
А слегка потешная разномастность компании застольников свидетельствует, сколь либерален был «сословный фильтр» для отдыхающих: от привилегированных сотрудников посольства до… дворницкой. Доступ к югам был свободен, а категория праздных обывателей – широка. Да и времени для беззаботного безделья хватало, притом что риска стать безработным просто не существовало, не говоря о бездомности (бомжизме).

Зато сегодня миллионам сограждан (тогдашних совграждан) не только за бугром и в Сочи ничего не светит, им турбаза снится как предел грез и вожделений (недавняя статистика из интернета: лишь 5 % россиян отдыхают «за бугром»)…

На мой взгляд, все эти социально-психологические отсылки и сравнительно-аналитические ассоциации лишь углубляют скрытые подтексты, казалось бы, легкой курортной шарж-новеллы.

Феноменально точно распределены и сыграны роли. Вот массовик-затейник с аккордеоном. Отдельная авторская пьеса-бенефис Ролана Быкова - юмор-мело-пантомима для учебника по актерскому мастерству.
 
А честный «атташе в белом» от Георгия Буркова, который и в самом ведь деле подвизался в настоящем консульстве… правда, штатным поваром?! При этом гонору!.. А, впрочем, вполне соразмерно на фоне нынешних гастролеров-нуворишей в Давосе и Куршевеле (преимущественно, того же происхождения).

Всегда с превеликим удовольствием и, без прикрас, отдохновением вкушал сие нарочито охлажденное гурманское блюдо от Николая Губенко.

Изысканный фильм, вкусный, мягкий – персики на панбархате!».

10.08.2010 (Форум «Кино-Тетар.Ру»).

Сегодня великому Маэстро-Оркестру СЕМЬДЕСЯТ! Виват и браво!!! И 7 раз на бис!!!

Родился 17 августа 1941 года в Одессе
Народный артист РСФСР (1985), Премия Ленинского комсомола (1972),
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1973) — за фильм «Пришёл солдат с фронта» (1971)

В 1964 окончил актерский, в 1969 - режиссерский факультеты Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская С. Герасимова). В 1964-1968, в 80-е годы - актер театра на Таганке. С 1986 - главный режиссер и актер этого театра. В 1989-1991 - министр культуры СССР.  После раздела театра и ухода части труппы от Любимова - руководитель "Содружества актеров Таганки" ("нелюбимовская" фракция).

17.08.2011 г.