Рецензия на фильм Четвертый Вид

Александр Фауст Демин
«Четвертый вид»: очередная атака псевдодокументалистики.

    «Всегда можно найти ответ, если знать, где искать…»
    Агент Дана Скалли, сериал «The X-Files»

В последнее время, в художественном кинематографе, снова стал популярен жанр псевдодокументалистики, где вымысел авторов выдается за реально-произошедшие события. Особенно, если реальные события напрямую связаны с необыкновенными, необъяснимыми и непонятными случаями. Таков цикл «Ведьма из Блэр», таков цикл «Паранормальные явления», таков, к моему глубокому сожалению, фильм «Четвертый вид». Коснемся немного о причинах появления жанра псевдодокументалистика.

Вот вам выписка из Википедии: «Псевдодокументальный фильм — кинематографический и телевизионный жанр, которому присущи имитация документальности, фальсификация и мистификация. Жанр появился в 1950-е годы в ответ на коммерциализацию документального кино, со всеми вытекающими последствиями: всё большее количество явной дезинформации и игровых сцен. В псевдодокументальном жанре всё это доводится до абсурда». Попробую доказать, что «Четвертый вид» – очередная фальсификация. Фильм строится на параллельности двух видеорядов: один – с Милой Йовович, это понятно, художественное кино, второй – выдаваемая за «действительные» события документалистика. Каково было мое удивление, когда на сайте «Кинопоиск» я обнаружил, что второй видеоряд тоже наигран актерами. Тем более, разыгранные по ходу действия интервью возмутили семьи реально пропавших без вести жителей города Ном штата Аляска, где и разворачиваются события этого нашумевшего фильма. Тогда как, скажите мне, воспринимать первый монолог актрисы Милы Йовович, что да, дескать, все события реальны, а верить или нет – дело ваше, как абсурд и мистификацию?! С другой стороны, «волшебство» мира кино и строится на том, чтобы зритель поверил в реальность несуществующих событий и начал сопереживать героям. Но вернемся к фильму, так какие темы и вопросы затрагивает «Четвертый вид»? Перечислю список трех основных: социальная, морально-этическая темы и паранормальные явления. Разберем их. Начнем с самого вкусного, на мой взгляд, с паранормальных явлений. Так что же такое четвертый вид? По классификации уфологов (людей, которые изучают Неопознанные Летающие Объекты), первый вид – это наблюдение Н.Л.О. без прямого контакта, второй вид – взаимодействие НЛО с окружающей средой, третий – прямой контакт с представителями внеземной цивилизации, а четвертый – похищение пришельцами. Для справки: о третьем виде контакта с Н.Л.О. был снят популярный художественный фильм, режиссер которого Стивен Спилберг. Я не буду доказывать вам наличие доказательств о существовании Н.Л.О., их и так много в Рунете, достаточно зайти на тематический сайт. Лишь скажу, что сюжет о похищении пришельцами излюблен Голливудом (возьмем хотя бы, к примеру, мой любимейший сериал «Секретные Материалы») Оно и понятно, ведь по статистике количество контактёров четвертого вида в Америке, да и по миру в целом, огромно, и это число с каждым днем растет. С точки зрения скептика, для того, чтобы расследовать такие дела спец.службам надо иметь на руках неопровержимые доказательства начиная от самого похищения и заканчивая доказательствами реальности существования внеземной цивилизации. И, как мы знаем, таких доказательств до сих пор нет. Главных свидетелей похищения подозревают в убийстве похищенного, и их либо сажают в психбольницы, либо отпускают на волю за неимением убедительных доводов, дело по истечении времени закрывают и отправляют в архив. Теперь перейдем к социальным и морально-этическим тематикам фильма. Главная героиня, психиатр Эбигейл Тайлер, жертвует своей семьей (дочь похищают пришельцы, сын впоследствии отказывается от общения с матерью, и обвиняет ее в убийстве своей сестры) продолжая работу, от которой погиб ее муж. Я не понял стремление главной героини, которая упорно продолжать заниматься тем, что уже однажды принесло беду. Но разве у вас по-другому?! Скажите мне те, у кого есть дети 13-15 лет, о чем вы знаете больше: о проблемах своей работы или о личной жизни ваших детей? Ответ очевиден. Мир наш таков, что ради выживания в нем, приходится жертвовать самым ценным, что у нас есть – семьей ради карьеры. Так стоит ли обвинять Эбигейл? Я думаю – нет. Она сделала свой выбор, за который и заплатила ужасной ценой. Но за ее выбор заплатили люди – клиенты Эбигейл.
Вспомним, если бы не вмешательство с помощью гипнотического сеанса, кто знает, остались бы в живых члены семьи одного из больных бессонницей, который убил сначала жену и детей, а потом покончил жизнь самоубийством? Это и есть морально-этическая тема на уровне клятвы Гиппократа: «Не навреди!». Стоило ли Эбигейл продолжать свои исследования, зная о том, что они принесли однажды смерть?! С моей точки зрения, Эбигейл не имела никакого профессионального права заниматься данными исследованиями.
В конце фильма вопрос о наличии существования внеземной разумной цивилизации, а так же о контактах четвертого вида остался открытым. Что ж, все выводы предоставили делать зрителям.