Лопата

Сергей Самарычев
- Товарищ, а вы чего тут бездельничаете. Я за вами уже третий день
  наблюдаю – ведро, другое картошки выкопает и все шабаш работе. Целый
  день стоит, как Наполеон при Ватерлоо, соломкой в зубах ковыряет и не в
  зуб ногой. Мне, знаете ли, эта картошка тоже ни в один орган не упиралась.
  Но раз прислали наш НИИ помочь подшефному колхозу,  надо помочь. И
  даже не столько колхозу этому хренову, а своими же сослуживцам. Быстрее
  уберем - быстрее домой поедем. К женам своим, к детям. А то с этой 
  самогонкой и доярками мы месяца через полтора совсем деградируем. Так
  что дорогой товарищ посознательней надо. Поактивней. У нас и так
  большие трудопотери. Вон половина трудящихся уже головы от дождя в
  ведра попрятало и спят между грядок. А тут вы еще всем своим видом оставшихся дезорганизуете. Побить ведь могут, честное слово.
- А вы товарищ мне тут критику не наводите. Я, между прочим, больше всех
  вас вместе взятых работаю.
- Не понял. Два ведра картошки…
- Причем тут вообще картошка. Я вас спрашиваю, причем тут картошка? Я
  думаю, мыслю, идею ловлю. Не мешайте.
- Что, значит, не мешайте? Ну, вы это знаете…
- Гражданин вот вы лично, чем картошку копаете?
- Как чем. Не понял…Лопатой.
- Вот именно. Заметьте лопатой. А почему не палкой?
- Какой палкой?
- Копалкой, бестолковый вы человек.
- Не понял?
- Не понял, не понял, а туда же критику наводить. Где вы эту лопату взяли?
  Кто вам ее дал?
- На складе бригадир.
- О боже. Какой еще бригадир?
- Михал Михалыч.
- Михал Михалыч. Я образно говорю. Вернее спрашиваю.
- Не понял? Когда раньше? Почему образно? Я расписывался. Склад Михал
  Михалыч. И за ведро.
- Спокойно Вася. Спокойно.
- Какой Вася? Меня Виктором зовут.
- О мама мия. Это я себе. К себе. Спокойно. Вот товарищ Виктор у вас
  положим, дедушка был?
- Ну да. А по отцу или по матери?
- Да какая разница. Он, они, чем они картошку копали?
- Лопатой.
- Хорошо. А прадедушка был?
- Сам не помню но, наверное. А по какой линии?
- Да какая разница. Чем ваш прадедушка картошку копал?
- Лопатой, наверное. Ее завсегда лопатой.
- Стоп. А прапрапрадедушка чем картошку копал?
- А он не копал.
- Вот, вот, а почему?
- А ее еще из Америки не завезли. Это потом позже при Петре первом.
- О святая дева Мария. Причем тут Петр первый? Индейцы чем в Америке
  картошку копали?
- Да я то откуда знаю. Не было у меня в родне индейцев. У меня все предки с
  Кубани.
- Вы меня с ума сведете. Как вы думаете, индейцы эти тоже лопатой
  пользовались?
- Причем тут индейцы?
- Я сейчас матом ругаться буду. Адам и Ева чем картошку копали? В саду
  райском?
- Вы думаете они там картошкой? По-моему они все больше по яблокам.
- Спокойно Вася. Спокойно. Это я себе. Спокойно. Вот у вас в руках ведро. А
  что до ведра было? Когда еще железо плавить не умели?
- Ну, я не знаю.
- А вы подумайте милейший.
- Ну, корзина, какая ни будь. Из бересты.
- Вы гений товарищ Виктор. Честное слово. Какой прорыв. Вас на
  нобелевскую премию не номинировали? А к государственной не
  представляли? Нет? Это они зря. Ладно. Вот сейчас значит ведро, а до
  корзина. Улавливаете логическую цепь? Вот сейчас значит лопата, а
  до…Ну, ну?
- Палка, наверное. Копалка.
- Ура-а-а-а. Можно я вас поцелую? Нет, какой человечище. С большой
  буквы. Фу. Аж в пот бросило. Так вот продолжим, что ж вы милейший
  сейчас этой своей палкой-копалкой не пользуетесь?
- Зачем?...Неудобно. Производительность, опять же.
- Вот именно. А кто вот эту самую лопату вам придумал?
- Кто?... Кулибин?
- Причем тут Кулибин?
- А кто?
- Я.
- Вы?...Не может быть. Когда?
- Ну, в смысле не совсем я. А такой как я. По складу ума. Посмотрел как вы
  бедолаги со своими палками-копалками мучаетесь. Прикинул удобство к
  производительности. Поковырялся соломинкой в зубах. И бац - вот вам
  дорогой товарищ аграрий лопата.
- Фантастика.
- А то. Потом мы и колесо придумали. Трактор. Шагающий экскаватор.
  Авиацию натравили колорадского жука давить. А вы говорите,
  бездельничаю. Два ведра картошки. Без нас ни куда. Бегали бы до сих пор в
  одних бусах со своими палками. Так что вы тут мне не мешайте милейший.
  Я думаю, мыслю, идею ловлю. Есть тут одна задумка. Она скоро у нас сама
  из земли выскакивать будет.
- Кто? Картошка? Да ну?
- А то.
- Ну, спасибо. Вы уж постарайтесь. А то сами видите, до зимы не управимся. 
  С лопатами. Нет, вообще за лопату вам низкий поклон. Но все равно. 
  Трудопотери большие. Пьянки. Доярки. Земля тяжелая. Суглинок. Погода
  дрянь. Домой хочется. Жена. Дети. Супчика горячего похлебать. Вы уж
  постарайтесь. И чтоб сразу в ведро. Эх, заживем.

6.10.2003.