Тх Максим Горький Песня о буревестнике

Морской Профсоюзный Телеграф
Электромеханик Юрий Петрович Власов оказался одним из тех моряков, которых  «Совкомфлот» и Балтийская территориальная организация Российского профсоюза моряков с почётом проводили на пенсию. Человек, надо сказать, уникальный: большая часть его моряцкой жизни связана с турбоэлектроходом «Максим Горький», на котором довелось потрудиться многим замечательным морякам Балтийского морского пароходства.
Совсем недавно, в феврале 2009 года, шикарный лайнер  отправили на гвозди. Юрий Власов, находившийся на борту судна практически до самого последнего момента, обратился в нашу газету с просьбой рассказать о «Горьком». Мы не могли не пойти навстречу моряку, тем более, когда появляется возможность описать некоторые события, связанные с этим легендарным судном, непосредственно словами члена экипажа.
«ДАС ИСТ ФАНТАСТИШ!»

За свою жизнь круизное судно несколько раз меняло названия: «Hamburg», «Hanseatic», «Максим Горький», «Maxim Gorkiy». Флаги менялись тоже: турбоэлектроход последовательно ходил под флагами Германии, СССР и Багамских островов. В последний свой путь в Аланг лайнер ушел, как «Maxim M», а флаг над ним развевался государства Сент-Китс и Невис.
Ю. Власов: «Судно собирали в Гамбурге. Надо отдать должное немцам: судостроители просто молодцы. При постройке использовались самые передовые на тот момент технологии, при этом немцы придерживались одного принципа: простота и надежность. Такой подход дал нужный результат: судно работало как часы. Весьма показательно то, что пароход за всю свою жизнь обесточивался два или три раза».
Круизное судно, построенное в 1969 г. для трансатлантической линии Гамбург — Нью-Йорк, недолго работало под немецким флагом. Вначале судно приносило неплохую прибыль, но потом топливо стало дорожать, за ним подскочили и цены на билеты. Если учесть, что экипаж по тем временам получал приличные деньги, – например, капитан зарабатывал тысяч 15 марок, – то содержать его было довольно накладно.
Немцы с болью в сердце восприняли известие о продаже судна. Ведь строилось оно, как гордость Германии, на пожертвования жителей федеральной земли Гамбург. Но ничего не поделаешь: в начале 1974 года на нём появился флаг СССР. Советский Союз, где секса, как известно, не было, зато топливо водилось в превеликом количестве и стоило сущие копейки, мог позволить себе покупку роскошного лайнера. Здесь, пожалуй, нужно сделать небольшое отступление и остановиться на том, как проходила передача судна советским морякам.
Ю. Власов: «Меня и ещё несколько моряков отрядили на приемку. Причем, людей буквально за две недели надергали со всего флота, и отказаться никто не мог. Так же, как никто из нас даже не представлял себе, что это за пароход. Мне сказали только, что я «был рекомендован» как опытный и грамотный специалист. В Гамбург приехали 25 декабря. На пароход никого не пускали. Но всё-таки наши с большим трудом  договорились дать возможность пятерым морякам, в том числе и мне, подняться на борт. На судне остались немцы: главный механик, старший электромеханик и второй механик должны были сдавать дела. Однако, никто ничего нам толком не сдал: они всё ходили, да над нами смеялись, приговаривая, что вы, русские, пароход только загубите, поскольку раньше только на сухогрузах и работали. Доходило до смешного: зашли в «машину», а там четыре отделения, в турбинном же отделении – два главных гребных вала и зеркала, чтобы смотреть. И вот я хожу по кругу уже полчаса, и выйти никак не могу: везде на своё отражение натыкаюсь. Тем не менее, на зависть немцам мы разобрались, что к чему, в течение десяти дней. Для них это было просто «фантастиш».

«НА ЛАЙНЕРЕ ДЕЛАЛИСЬ МИЛЛИОНЫ»

Круизный лайнер становится флагманом Черноморского морского пароходства и одним из двух флагманов советского пассажирского флота наряду с теплоходом «Михаил Лермонтов» Балтийского пароходства. «Горького» приобрели на взятые кредиты, по которым довольно быстро рассчитались. Лайнер стабильно приносил валютную прибыль, вне зависимости от флага и смутных времён, которые наступили с развалом СССР. Достаточно сказать, что некоторые товарищи, когда судно сдавалось во фрахт, приумножили своё состояние на несколько нулей.
Ю.Власов: «С нами работал один итальянец, Винченцо. За три-четыре года он стал миллионером и открыл свою компанию. Судно всегда поддерживалось в хорошем состоянии, постоянно модернизовалось и имело хорошую репутацию. Со временем на него стали ставить современное оборудование, при этом не забывали про комфорт: лайнер должен быть шикарным во всех смыслах. В каюты провели спутниковое телевидение. Сделали модернизацию телестудий. Вкладываться в пароход оказалось очень выгодно, поскольку его загрузка составляла 100%, билеты распродавались на несколько лет вперед».
Немецкая публика очень любила «Горький». Здесь можно было запросто встретить знаменитых актеров и музыкантов, которых специально приглашали. Программа менялась каждый рейс. Но немцев привлекало не только это: пароход отличало то, что он был тихий, не скрипучий. Для пожилых людей, которые тоже с удовольствием отправлялись в круизы по заморским странам на «Горьком», это тоже имело немаловажное значение.

«ОНИ УЖЕ ПОДНЯЛИСЬ, СЛАВА БОГУ!»

Отдельных слов заслуживает встреча президентов СССР и США – Михаила Горбачева и Джорджа Буша-старшего, которая проходила в 1989 году на борту «Максима Горького» у берегов Мальты. По сути, именно на борту лайнера две сверхдержавы положили конец холодной войне.
Ю.Власов: «Натерпелись мы тогда изрядно. Чувствовалась какая-то нервозность, накрутка. Меры безопасности были предприняты беспрецедентные, доходило до того, что нам говорили напрямую: если покажетесь в «закрытых зонах», то будем стрелять. Без предупреждения. Специально привлекли даже спецподразделение боевых пловцов. Кроме того, техники устанавливали спецаппаратуру, налаживали связь. Пловцы, естественно, ныряли, плавали вокруг парохода круглые сутки. КГБ сидело на борту с утра до вечера, мы фактически не могли в город выйти. Мне выдали «трёхуровневый» пропуск белого цвета: он обеспечивал допуск во все помещения, в том числе и каюту капитана, где жил Горбачёв. Правда, к нему пройти можно было только в сопровождении охранника. Особенно наша делегация боялась, что пароход обесточится, поэтому пришлось докупать аккумуляторные фонари».
Без курьезов на «Горьком» тоже не обошлось. Как говорится, морякам было от чего хвататься за голову, когда ими начинали командовать люди, далекие от моря.
Ю.Власов: «Я сказал, что лифт поднимает только три человека. Но меня не послушали, и туда втиснулись четверо: Горбачев, его супруга, Раиса Максимовна, ещё кто-то и начальник охраны. Короче, они поехали, а у меня душа в пятки: что со мной будет, коли застрянут? Я бегом перемахнул пять или шесть палуб. Капитан, увидев меня запыхавшегося, успокоил: «Юра, не волнуйся, они уже поднялись, слава Богу!»

«ГРОМ ГРОХОЧЕТ,
В ПЕНЕ ГНЕВА
ВОЛНЫ СТОНУТ...»
 
«Горький» с честью прошёл через все испытания, выпавшие на его долю. Лайнер, словно «гордый Буревестник реял смело и свободно над седым от пены морем», даже тогда, когда приходилось совсем туго. Непросто ему пришлось во время съёмок фильма «Джаггернаут», того, где главные роли сыграли Омар Шариф и Энтони Хопкинс.
Ю.Власов: «Нас сняла одна американская компания. К капитану пришёл продюсер, или кто там съемками занимается, и говорит, что нужен шторм. Мы вначале стабилизаторы выпустили и попытались покачать: вышло не совсем правдоподобно. Пришлось отправиться на поиски шторма. Ну, и в результате нашли на свою голову: крен доходил до 30 градусов.  Всю посуду, которая была на судне, побили. Короче, чисто совдеповский вариант. Капитан, как увидел гору битой посуды, так сразу же за голову схватился. Хорошо ещё, что кинокомпания возместила ущерб. Так что, если вы смотрели этот фильм, то шторм там самый настоящий».
Но шторм – это ерунда по сравнению с политическими играми. В лихие девяностые годы был момент, когда лайнер лишь чудом не достался Украине. И неизвестно, чем бы всё закончилось, если бы не сами члены экипажа и ребята из «Совкомфлота».
Ю.Власов: «Когда началось разделение СССР, Украина себя повела прямо-таки безобразно и недальновидно: все как будто помешались на этом злополучном национализме. На Новый год дело было. Дошли до Стамбула, и капитан Гришин собирает всех нас и говорит, что мы должны идти в Одессу. А из «Совкомфлота» пришла телеграмма, чтобы мы туда не шли ни в коем случае: понятно, что Одесса пароход не выпустит. Капитан говорит, мол, надо все равно идти. А я в ответ ему заявил, что в такие игры не играю, а если кто-то не имеет мозгов, то это его проблема. И пока «наверху» будут между собой выяснять отношения, мы все останемся без работы. Но здесь вовремя сработал «Совкомфлот» и разрулил ситуацию: в Одессу идти не пришлось». 

И ВСЁ...

«Горький», считавшийся «непотопляемым гидротехническим сооружением», несколько раз тонул. Его не единожды пытались взорвать за ношение советского флага, в том числе и экстремисты, воинственно настроенные против Кубы. Но «смелый Буревестник» всегда  выходил победителем. Но не в этот раз. В 2009 году лайнер продали одной индийской компании, которая не нашла ничего лучше, как отправить лайнер на гвозди. Когда о планах продажи узнали в Гамбурге, то жители выступили с инициативой вернуть «Горький» и сделать из него музейный экспонат. Но у них, к сожалению, ничего не получилось.
Ю.Власов: «Пароход отдали индусам в идеальном состоянии: приходи и живи. Даже закупили постельное белье. Вся оргтехника осталась на борту. Как сейчас помню два пианино известной фирмы. Одна их настройка чего стоила – в Гамбурге отдали за нее кучу денег... Из членов экипажа на прощание практически никто ничего не брал. Так, по мелочи. Я с разрешения взял бронзовую табличку с тактико-техническими характеристиками судна. Некоторые моряки взяли флаги. В общем, я отправил последнюю телеграмму, выключил компьютер и всё…»
Юрия Власова не оказалось в составе перегонной команды, которая погнала «Горький» на песок под раздел: не мог он видеть, как убивают родное дитя. За него это сделали другие. Потом один его знакомый стармех, перегонявший приблизительно в то же время в Аланг сухогруз, видел «Горький». По его словам, лайнер поставили под разрез, практически, сразу же. Еще бы, такая добыча…
Что здесь добавить? Да, пожалуй, почти нечего. Скажем лишь, что довольно удивительно, почему «Горького» не поставили на ту же Неву в качестве плавучей гостиницы или ресторана. Но хозяин, как говорится, барин. Хотя, с другой стороны, может и лучше, что никто не сможет, как поет Макаревич «сюда зайти за пятачок, чтоб в пушку затолкнуть бычок». И судно останется в памяти моряков именно красавцем-лайнером, который «ушел» под шум прибоя, а не доживал уныло и скучно под бряцанье ножей и вилок.

На фото т/х «Maxim Gorkiy», порт Батуми, 22 октября 2008 г.
(фото Е. Саркисян)