Кадровый рынок - революция или эволюция?

Алексей Гостевский
        Важнейшим элементом деловых отношений на рынке труда является рекрутмент  –  система  поиска  и  подбора  персонала.  Мировая  история  рекрутмента
насчитывает  уже  несколько  столетий.  Российский  рекрутмент  ведет свою  «родословную» от Московского Кадрового Центра, основанного Валерием Поляко-
вым в 1989 году.  Однако,  несмотря  на  свою  молодость,  российский  кадровый  рынок  уже  миновал  все  этапы  развития,  пройденные на Западе. По данным
статистики,  уже  к  2006 году  только  в  Москве  работало  около 550 кадровых агентств,  а всего в России – более 1300. По оценкам неформального клуба руко-
водителей  крупнейших  кадровых  агентств,  совокупный  оборот  российского  рынка  рекрутмента  за  2005 год  составил  порядка $100 млн. Подобные цифры
говорят о наличии уже целой отрасли, влияние которой на экономику страны становится все ощутимее.

        Сегодня рекрутмент – это не просто очередная  модная  заокеанская  теория,  не  только  практическая  система  поиска  персонала.  Это серьезный фактор,
во  многом  определяющий  ситуацию  на  рынке  труда и мощный  инструмент  решения многих и многих кадровых проблем. Причем это не один и даже не два
хороших «клинка»,  заточенных под конкретные задачи.  Это  мощный  арсенал  средств,  различных  как  по  сложности,  так и по  эффективности.  Методология
рекрутмента  никогда  не  была чем-то незыблемым,  она развивалась вместе с экономикой.  Исчерпав  возможности  печатных СМИ,  кадровый бизнес принял на
вооружение методы телемаркетинга.  Прямые телефонные контакты  еще  не  потеряли свою актуальность, прямой рекрутинг еще не перешел в категорию клас-
сических методов, но хэдхантинг уже прочно вошел в практику ведущих рекрутинговых агентств.

        Стремительное развитие информационных технологий  не могло обойти стороной сегмент рынка,  где и товар,  и услуга,  и самый способ их продажи – все
есть суть информация. Рекрутмент не мог «разминуться» с Интернетом просто по определению. В результате появились так называемые job-сайты – своего рода
электронные доски, на которых соискатели и работодатели размещают и изучают резюме и вакансии друг друга. Достаточно назвать rabota.ru, job.ru, job.ws,
superjob.ru, vacansia.ru, joblist.ru, 911-job.ru и т.д.

        И теперь мы можем проводить практически весь процесс рекрутмента, не вставая с рабочего места. Интернет-технологии позволили максимально сократить
время оформления заказов, поиска специалистов, составления резюме и т.п. Возможности проведения web-конференций, видео-интервью, получения информации
на мобильный телефон существенно изменили и отдельные методики, и политику всего кадрового бизнеса в целом.

        Популярность института «работных» сайтов как отрасли электронной коммерции сегодня стремительно растет.  Яркий пример тому  –  более чем двукратный
рост акций портала Yahoo,  зафиксированный в течение месяца после приобретения им ресурса  hotjobs.com, второго по величине job-сайта. Крупнейший мировой
портал monster.com, принадлежащий компании TMP Worldwide, предложит вам резюме более чем 10% трудоспособного населения США. По данным «Рамблер
Топ-100. Работа», в России сейчас зарегистрировано 1895 job-сайтов. Только за 2003 год произошел почти семикратный рост этого сегмента рынка.

        Со временем их будет больше,  хотя пик уже миновал. Дело в том, что на любом рынке к концу периода его становления остаются наиболее профессиональ-
ные,  наиболее  подготовленные и серьезные игроки, чьи услуги пользуются наибольшим спросом, независимо от цены. Ценовая категория лишь определяет круг
клиентов, для которых работает данный оператор. Но самая главная составляющая успеха, наряду с качеством, это «продвинутость» услуги и ее оперативность. Вы
не обратитесь в фирму, которая обещает лишь через месяц поставить вам сплит-систему, необходимую вам «вчера». А среди наиболее серьезных компаний вы вы-
берете самую современную – продвинутую – с продуманным сервисом и внимательным отношением.

        Мы подошли к технологии,  которую можно назвать апофеозом рекрутинга. Перечисленные выше Интернет-ресурсы можно отнести к категории пассивного
рекрутмента.  По сути,  это  та же газета «Работа для всех», только в ее электронном варианте. Бросил кое-какое резюме и жди. Или до боли в глазах вчитывайся в
мелкий шрифт однообразных объявлений. Какова же альтернатива?

        Интернет-рекрутмент  –  вот решение, за которым реальное будущее кадрового бизнеса, представляющая собой интерактивную систему дистанционного по-
иска персонала.  Основу  технологии  составляет ручная пошаговая модерация всей информации, поступающей на сайт – как резюме, так и вакансий, обеспечение
оперативной обратной связи с работодателями и соискателями, расширенная категоризация запроса и высокая скорость поиска информации, удобство интерфейса,
популярность ресурса (количество посещений) и, как следствие, огромный объем баз данных. Но основное достоинство этой технологии – максимальное обеспе-
чение конфиденциальности личных данных соискателей, что весьма важно для всех работающих специалистов, особенно для топ-менеджеров.

        Именно такого качества сервисы предоставляет ресурс hh.ru компании HeadHunter.  Сильный, многоплановый маркетинг, четкое понимание миссии компании
каждым ее сотрудником, системный подход к решению как глобальных, так и рутинных задач – вот краеугольные камни, на которых зиждется успех этого предпри-
ятия.  Одно  из  главных  преимуществ  ресурса  –  обеспечение нескольких уровней доступа к резюме: «видно всему Интернету», «видно всем зарегистрированным
компаниям»,  «видно только указанным компаниям»,  «видно всем, кроме указанных компаний» и даже «не видно никому». Кроме того, все компании-работодатели
в процессе регистрации проходят тест на аутентичность, чтобы любой соискатель был уверен, что он открывает доступ к своим данным, действительно, представи-
телю  предприятия,  чье  название  он включил в список, а не собственному руководителю. Нужно отметить, что HeadHunter – пионер подобной технологии. Ранее
такого сервиса не предлагали даже крупнейшие мировые job-сайты.

        Подобно вакансиям, каждое поступающее резюме также просматривается модератором, причем с обязательной обратной связью. Кандидат получает сообще-
ние с конкретными рекомендациями  по  оптимизации  представленных  им  данных,  что также выгодно отличает hh.ru от других ресурсов Рунета. В результате на
сайте размещаются только качественно оформленные, информативные резюме соискателей, действительно, заинтересованных в смене места работы.

        Гордость сайта – Recruitment Knowledge Management System – система организации персонального рабочего места рекрутера, позволяющая хранить базу резюме
компании и базу hh.ru с ежедневными обновлениями, вносить вакансии, планировать звонки и собеседования, отправлять стандартные письма (приглашения, отказы),
 вносить  комментарии,  оценки,  дополнительные  данные о кандидатах. Кроме того, система генерирует отчеты по каждому сотруднику и отделу HR в целом:
персональный учет звонков, проведенных интервью, закрытых вакансий и т.д.

        HeadHunter вышел на рынок в мае 2000 года. Всего за несколько лет специалисты компании не только кардинально изменили стратегию, освоили новую техно-
логию, но и разработали целый ряд уникальных решений, что позволило уже в 2005 г. достичь оборота в $2,000,000. Сегодня на сайте размещено более 41 тыс. ва-
кансий и свыше 524 тыс. резюме соискателей. Ресурс ориентирован на специалистов высшего и среднего уровня из различных отраслей производства и коммерции.
Ежедневно базу пополняют около 1500 резюме и порядка 1000 вакансий.

        1 августа 2006 года был побит очередной рекорд посещаемости сайта hh.ru. По данным компании SpyLOG, 49.859 пользователей просмотрели 1.339.450 страниц.
 Также  за  этот  день  работодатели  разместили  180 заявок  на регистрацию компании и 1491 вакансию, а соискатели опубликовали 2071 резюме и отправили 21944
отклика на вакансии.

        Сегодня же портал hh.ru ежедневно посещают более 400 тысяч человек. Работодатели и рекрутеры ценят высокое качество размещаемых на сайте резюме и про-
фессионализм соискателей, пользующихся сервисом.  Клиентами компании являются кадровые агентства и более 200 тысяч прямых работодателей. Услугами ресурса
HeadHunter пользуются  крупные российские и международные компании.  В сентябре 2006 г. на сайте было размещено более 4,5 млн. резюме соискателей и более 100
тысяч вакансий.  По данным на сентябрь 2012 г., это уже почти 8,5 млн. резюме и более 208 тысяч вакансий, которые разместили 166 772 компании.

        Представительства HeadHunter работают в регионах Российской Федерации и за рубежом.  В 2005 году компания вышла на рынки Украины и Казахстана. Летом
2008 года HeadHunter начал работу на рынке Беларуси.  Осенью 2010 года HeadHunter совместно с белорусским порталом TUT.BY запустил проект RABOTA.TUT.BY.
Представительства компании также работают в Санкт-Петербурге, Ярославле, Калуге, Воронеже, Белгороде, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Ростове-на-Дону,
Краснодаре,  Сочи,  Екатеринбурге,  Новосибирске,  Красноярске  и  Владивостоке. Центральный офис располагается в Москве. Сегодня в компании работают более
500 человек,  из  них  в  регионах  и  за  рубежом – более 200.  В мае 2011 г.  по результатам опроса пользователей интерент-ресурса о высоких технологиях, бизнесе и
Интернете  «Хабрахабр»  сайт hh.ru  признан  самым  результативным  среди работных сайтов. А в октябре 2011 г. HeadHunter был признан лучшим работным сайтом
рунета по результатам опроса на портале hrm.ru и в независимых сообществах менеджеров по персоналу.

        Специально для удобства предприятий Южного региона (от Калуги до Черного моря) открыт филиал с центральным офисом в г. Воронеж. Вам срочно нужна
достойная работа? Или серьезный сотрудник? Воспользоваться всеми сервисами мощного ресурса HeadHunter Вы можете уже сейчас, посетив региональный сайт
vrn.hh.ru. Лао Цзы говаривал, что 90% всех проблем решаются сами собой, а 10% неразрешимы в принципе. Вы тоже не решите свою проблему – вы просто избави-
тесь от нее! Услуги для соискателей бесплатны.

________________________
Воронеж, 2006-2011