Заметки бабушки

Наталия Михайлова
Это такое чувство – неповторимое, непостижимое – быть бабушкой.

Настоящего дневника я никогда не вела. Но некоторые эпизоды – забавные, трогательные – записывала по разным записным книжкам.

Моего внука зовут Артем. Несмотря на наши несносные характеры, мне кажется, мы с ним ладим.

Вот что получилось за много лет:

1,5 ГОДА
Я только что устроилась на работу в банк. Часто звонят домой и просят позвать Наталию Михайловну. До этого была только Наташей. Поэтому домашние в шутку кричат: Наталия Михайловна, вас к телефону. Артему чуть больше года. Стоит в манеже и пытается всех по очереди подозвать. Все заняты, никто не подходит. Я только что пришла. Как последнее, и самое верное, средство: Бабуля-а! Бабульчи-ик! Натальмиха-алн! Натальмихалнчи-ик!

2 ГОДА
Маленький, взъерошенный притопал босичком на кухню. Возмущенно и строго: Бабуля, если Артем сказал: Иди сюда – значит, надо иди сюда. Вот и хожу …

2 ГОДА
Приехала Скорая помощь. Лежит с огромной температурой. Красный, с запекшимися губками. Держу его за ручку. Он мне что-то рассказывает. Врач мне тоже что-то говорит. Он, очень строго: Тетя, не перебивай, не видишь, я со своей бабулей разговариваю.

3 ГОДА
Сильная аллергия. Шоколад и многое другое под запретом. Приходится всячески изощряться, что-то придумывать.
Результат: В магазине купили киндер-сюрприз.  Расколупывает яйцо и выбрасывает шоколад. Объясняет удивленной тете: Это нельзя есть – это же кожурки.

3 ГОДА
Я каждый день перед сном пою ему песни – какие знаю. Многие мы уже поем с ним вместе. Знакомые просят его спеть песенку Гуси-лебеди.
Он, очень серьезно: Про гУсев не знаю.
А про кого же ты знаешь – про зайчика?
Отмахивается: Да нет. Окуджаву знаю, про солдат знаю, про горыдалекие.

3 ГОДА
В гостях у знакомых. Их собака и кот меня «облюбовали» и постоянно ко мне лезут играть. Артем сердится, что я уделяю им много внимания.
Собака кладет мне морду на колени, прикрывает глаза.
Артем возмущенно отталкивает ее: Отвянь, не видишь, это моя бабуля
А кот, играя, поцарапал меня. Через некоторое время раздается кошачий вопль – Мя-а-а-у!
Артем укусил кота за ухо!
На мой строгий вопрос: Зачем ты это сделал? Ему же больно,  – очень довольный, отвечает: Тебе же ведь тоже же было больно, когда он тебя поцарапал.

4 ГОДА
Смотрим мультик «Спящая красавица». На мордашке отражаются сильные переживания. Но, наконец, принц победил всех врагов, продрался через заросли шиповника, поцеловал принцессу и она проснулась.
Артем горько вздыхает и говорит возмущенно: И он  из-за этой дуры!...

5 ЛЕТ
В горах.  Ушли далеко от турбазы. Нашли большущую запруду в горной речке – почти озеро. Вода, конечно, ледяная. Все, кто окунается, визжат, вопят – холодно.
Артем, хитро улыбаясь: Дед, ты ныряй, а я озвучивать буду.

Из письма: «За лето несколько раз на несколько дней уезжали в горы. Купались, читали, очень далеко уходили в горы. А по вечерам жгли костры до неба. Артем, сидя у ночного костра, разглядывая Млечный путь, до которого можно почти дотянуться рукой, сказал: Ба, это лучшее место на свете. У меня не нашлось возражений».

7 ЛЕТ
1-ый класс. Пришла забрать его из школы. По лестнице, мне навстречу, спускается их учительница. Увидела меня, расхохоталась, даже слезы на глазах выступили.   
Рассказывает: Читала им басню про журавля и цаплю. Попросила рассказать, какими дети увидели персонажей.
Артем: Цапля – умная.
Учительница:  А журавль?
Артем, подумав:  Да и он не дурак.

8 ЛЕТ
 На ТВ бесконечная реклама. В частности, - «Тефаль думает о нас».
Наш диалог:
– Артем, ты когда-нибудь будешь думать, в конце концов?
– Ба, я тебе Тефаль что ли?

8 ЛЕТ – «Великая сила искусства»
Переехали в Москву. После первого спектакля в Москве – «Малыш и Карлсон»:
– Кто тебе больше всего понравился? 
– Карлсон.
– Почему?
– Он ТАКОЙ КРАСИВЫЙ! (про 80-летнего Мишулина!)

8 ЛЕТ
Разговариваем с подругой про Дину Рубину, некоторые рассказы которой я читала ему.
Артем: Ба, а она что ли в нашем Ташкенте жила?
– Да, вот рядом с тетей Олей она жила.
– И про нее написала?
– Да нет.
– Почему-у?

9 ЛЕТ
Из письма: «У Артема за первую четверть из 42 оценок в дневнике 28 "пятерок", 2 "четверки" и 12 "двоек" за поведение. И еще весь дневник красный от надписей "безобразное поведение".

10 ЛЕТ
Подрался в школе с другом, расквасил тому нос. По коридору идет учительница – попадет обоим – на ходу срочно сочиняется легенда: Петя поскользнулся и упал, а Артем бежал и нечаянно ЗАПНУЛСЯ ОБ ЕГО ЛИЦО.

10 ЛЕТ
Из письма: «Артемка живет по-старому, т.е. прилично учится,  ведет себя безобразно, играет на компе, дерется и т.д. Когда я смотрю его огненно-красный от замечаний дневник, он говорит – видишь, за ум – одни пятерки. Ну не может он быть тише и спокойнее, видимо, уже ничего не поделаешь. Они с Володей прочитали про Тома Сойера и Гека Фина – он в таком восторге. Я боюсь, как бы он летом куда-нибудь путешествовать не отправился. Иногда они ходят с Севой на лыжах. А с нами – в театры и музеи. У ребенка крутая жизнь. Но, по-моему, он справляется.»

10 ЛЕТ
С большим трудом достала билеты на спектакль «Ундина» в МХТ им. А.П. Чехова. Сказка о том, как Рыцарь влюбился в Ундину, болотную девушку-дух. Женился на ней и привел ее во дворец. Она не смогла вписаться в атмосферу дворцовых интриг, лжи, хитрости. Говорила всем правду и невольно всех перессорила. Склоки, отравления, убийства. Гибнут почти все главные герои. Ундина сходит с ума.
Но повторилась история со «Спящей красавицей». Выходим из театра. Видно, что недоволен и даже расстроен немного.
–  Артем, тебе понравилось?
–  Нет, конечно.
–  Почему?
–  Ага, вылезла из своего болота, Рыцарь ей и дворец, и богатства, и любит ее как, а она всех перессорила, все друг друга из-за нее переубивали. А эта дура, видите ли, с ума сошла – бегает по лесу: «Ха-ха-ха».
Добавляет в сердцах: Все они что ли такие!

11 ЛЕТ
Из письма: «Артемка все каникулы решил провести на дереве. Они с другом построили в леске шалаш на дереве. И продолжают его обустраивать, периодически требуя у нас то гвозди, то пилу. А вчера, например, он решил, что им надо 4 метра линолеума. Представляешь? Конечно, он уже пару раз грохнулся с этого дерева, но обошлось все малой кровью. Правда, куртку порвал. Остается на целый день один в Зеленограде, т.к. мы целый день в Москве, на работе. Иногда слезает с дерева, чтобы поиграть на компе».

Из письма: «За 17 февраля у него в дневнике записи о плохом поведении на всех пяти уроках, и еще после уроков: «Лазил на крышу». Не знаю, может, съел чего в этот день. Но на интеллектуальные марафоны его продолжают посылать от школы. Просто интеллектуальный беспредельщик какой-то».

14 ЛЕТ
Серьезно занимается гитарой. Вечером слушаем новый диск. Гитара. Джаз. Изумительное исполнение.
Дед:
–  Артем, обещаешь, что научишься так играть на гитаре? А мы с бабулей будем тебя слушать. Обещаешь?
–  Дед, ты лучше послушай, КАК я буду обещать.

Почти 16 ЛЕТ
Ужинаем. По телевизору идет какой-то старый фильм с совсем юным Харатьяном.
Мы с мужем, не сговариваясь, вдруг начинаем переводить глаза с экранного Харатьяна на нашего внука. Сходство, практически, полное. Артем тоже уставился. Страшно удивлен: Ну, ничего себе!
Герой Харатьяна поет для гостей «Синий троллейбус» Окуджавы. Но никто из гостей не понимает и не принимает этих песен.
– Ба, неужели было такое время, когда не понимали Окуджаву?
– Ну, не все не понимали. Многие любили.
К великому удовольствию Артема, герой, рассердившись, идет на кухню к бабушке, милой интеллигентной женщине, и они с ней поют "Шарик улетел" - одну из моих любимых.
– Ну, конечно, –  говорит Артем, – именно бабушки должны знать Окуджаву.
– Ну, не все, –  улыбается мой муж, – а только…
В это время экранная бабушка разбивает чашку.
– А только те, которые переколотили на кухне всю посуду! – радостно орет мой внук.


2011 год: с 1 сентября – студент МГСУ.