Мстительное поведение

Гадаев Алексей Вениаминович
 Родителям хочется чтобы их ребёнок был самым лучшим ,умным и воспитанным
Однако дети ведут себя порой непредсказуемо и этим вводят родителей в недоумение.
 
Чтобы понимать поведение детей, просто необходимо знать о различных видах  их поведения.
Самым тяжелым испытанием для родителей являются  случаи встречающиеся  в воспитании  - это -      дети с мстительным поведением.
 
Они выглядят:
-  угрюмыми,
-  злыми
- даже когда бездействуют.
 
  Таких учеников можно распознать сразу:
- по их  речи
- обращенной в адрес другого, которая
- полна  эпитетами,  например:
- "подлый",
- "злобный",
- "жестокий".
 
 Так же эти ученики готовы провоцировать учителя и учеников.
 
Целью таких учеников является:
- желание отомстить
- за нанесенные ему обиды,
- реальные или
- воображаемые.
 
 
  Их поведение часто является следствием детского властолюбия, на которое
- учитель ответил угрозой применения силы или
- ответил сарказмом на физические действия мстителя в отношении других учеников.
 
Каждый учитель знает о том, что
- ученику-мстителю,
- непродуктивно угрожать,
- шантажировать или
- применять санкции.
 
В душах " учеников-мстителей"  возникает
- глубокая обида:
- реальная или
- воображаемая , которая и
- становится  причиной
- мстительного поведения.
 
Мстительность может проявиться и последовать уже:через:
-  2 минуты,
-  2 часа,
-  2 дня,
-  2 недели, а может, и
-  2 года после нанесения
- реальной или
- воображаемой обиды,
- и следует помнить ,что  она обязательно последует,
в этом можно не сомневаться. и желательно к этому подготовиться заранее..

Поскольку невозможно всё время ожидать нападения, мы никогда не сможем быть полностью готовы к ней.

Провоцировать ученика на месть могут
- не обязательно сам учитель, но и
- другие ученики,
- родители ,
- администрация школы или
- ещё кто-то,
- кому мстить довольно рискованно, а
- учитель, находящийся рядом -
- подходящая мишень для того,
- чтобы отомстить
- за боль и
- обиду,
- нанесенную другими.

 Говоря о мести, нельзя не упомянуть книгу Е.П. Ильина "Эмоции о чувства", в которой говорится о том,
- что месть -
- особая форма враждебной агрессивности, для которой
- характерна
- задержка в
- проявлении непосредственной агрессии.
 
Её цель - заключается в том,чтобы
- отплатить за
- причинённую обиду,
- страдание.
Месть может принимать разные формы, в том числе и не адекватные.
 
Вместе с тем, месть может быть как
- защита от чувств, которые
- вызывают тревогу и
- приносят страдания,
- и всё то, что человек предпочитает вытеснять.
 
Уповая на месть, он избегает необходимости обращать внимание на ранящие его чувства.

Еще Б.Спиноза заявлял, что люди гораздо более расположены к мести, чем к воздаянию добром[в.Вилюнас. Психолоия эмоций. с.53].

С.В.Кривцова в своей книге "Тренинг: учитель и проблемы дисциплины" утверждает, что мстительное поведение бывает в активной и пассивной форме.

* Активная форма

Прямые физические акты насилия.
В настоящее время открытости, людям становится известно о том, сколько жестокости проявляют мстительные люди, да и в средствах массовой информации сообщается о том, что не так уж редко учителя получают настоящие физические раны, вплоть до удара ножом.
Всё это - формы ученической мести, которая становится реальным кошмаром устрашающей действительности.

*Непрямые физические акты насилия.
 
Когда  ученики-мстители  совершают непрямые насильственные действия, то  их дейсвия  направлены  не на самого учителя, а на то, что  в их  голове с ним связано.
 
  "Мстители"  ломают, портят, крушат что-то.
 
Они могут:
- изрезать ножом ваш стул,
- обрезать ножницами комнатные цветы,
- утащить вашу  одежду или
- украсть кошелёк.
 
Если ученику известно, что вы
- особенно печетесь о школьном имуществе,
- он может
- сломать рамы,
- вырвать страницу из библиотечной книги или
- исписать краской стены в лаборантской комнате.

* Психологические акты насилия. Оскорбления и хамство

Ученики, применяющие этот способ мести,
- произносят многократно раз фразу,
- смысл которой
- "я тебя ненавижу".
 
Такие психические атаки редко
- отражают истинные сильные чувства ученика,которые
- возникают  в ходе отношений с учителем
- (т.е. они делаются
- не "в сердцах",
- не "сгоряча",
- не в "в отчаянии"), а скорее
- являются способом
- манипулирования учителем.
 
И таким образом они
- легко вызывают у учителя чувства острой обиды и
- ...беспомощности.
 
Ученики-мстители тонко чувствуют то, какие
- слова особенно больно заденут взрослого.
- они проницательны,
- знают слабые места учителя и
- умеют пользоваться этим.
например:
* "Вы самый(ая) несправедливый(ая) учитель(ница)",
"Моему другу очень повезло.
 В их классе Вы не преподаете",
"Как хорошо, что этот предмет мне не надо сдавать в институт (колледж), а то я всё равно ничего не смогу выучить!".

* Оскорбительные действия.
Ученики обычно хорошо знают
- "слабые места" учителя, то есть, то что для него
- важно,
- ценно и
- дорого.

* Пассивная форма, это-

- единственная форма ,которая исходит со стороны ребёнка  - это
- отчужденное избегание.
 
Такой ребенок
- замкнут,
- угрюм и
- зол.
 
  Взрослый искренне ищет к мстителю  подход ,
- перебирает  все возможные способы, а
 - он постоянно ускользают.
 
Ему нравится
- задевать взрослого своей неподатливостью и
- озадачивать.
 
"Я же учитель, думаете вы, - значит я хочу и должен помогать".
 Взрослый  распинаетесь перед ним
- в надежде на какой-то ответный импульс, но
- не получает взамен ничего и
- чувствует свою вину и
- полную неспособность что-то сделать[3, 76-80].

Однако и в таких ситуациях можно урегулировать взаимоотношения, прибегнув  к рекомендациям :
 
* Стратегия и тактика в ситуации конфронтации для ученика-мстителя и самого учителя.
6 правил

* Правило 1.
- Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а
- не на личности ученика.
 
- Делайте описание плохого поведения
- без его оценки.
- Когда вы обсуждаете с учениками их поведение,
- придерживайтесь объективного стиля.
Объясните ребенку,
- почему его поступки так огорчают вас,
- избегайте таких слов, как
- "плохо",
- "неправильно",
- "глупо",
- "по-хамски".
 
Субъективные, оценочные слова только вызывают раздражение ученика,
- "заводят" взрослых и, в итоге, уводят от решения проблемы.

Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось.
 
Это - правило "здесь и сейчас".
 
Обсуждая с учеником его поведение или выбирая способ вмешательства,
- говорите только о том,
- что произошло только что.
 
Обращение к прошлому или будущему  наводит на мысль ученика и учителя о том,, что его поступок - что-то неизбежное и неисправимое.
Какой-то тупик.

Будьте твердым, но доброжелательным человеком.
 
Мы, педагоги, должны быть твердыми в своём решении в отношении конкретного поступка для того, чтобы прекратить его.
 
И в тоже время  мы должны быть доброжелательными в отношении ученика,
- совершившего проступок для того, чтобы
- у него не возникло желание
- защищаться и
- не пропал интерес к общению с нами.
 
Это правило может быть выражено таким девизом:
- "То, что ты делаешь, должно быть сейчас же прекращено, и  я всё еще с симпатией отношусь к тебе!"
 
Такая установка как бы декларирует вашу веру в то, что ваши ученики могут вести себя как следует.
 
Ваша вера в них - самый мощный импульс измениться, ибо она повышает самоуважение.

*Правило 2. Займитесь своими негативными эмоциями

Когда ученик демонстрирует "плохое" поведение Это - наши эмоции очень неприятны.
Это может быть
- гнев,
- возмущение,
- страх и
- беспомощность.
 
То, что вы чувствуете это, нормально.
 
В самом деле, ведь ученик разрушает учебный процесс, мешает работать вам и классу.

Но! Контролируете отрицательные эмоции.

* Правило 3. Не усиливайте напряжение ситуации.

Никогда не делайте или не говорите того, что может усилить напряжение ситуации как для ученика, так и для вас.
 
Это очень трудно - научиться не увеличивать, а снижать напряженность ситуации.

Примерный Перечень возможных  ошибок, когда учитель в ответ на выходку ученика в напряженной ситуации реагирует:
* повышая голос,
* произносит фразу типа: "Учитель здесь пока еще я",
* оставляет последнее слово за собой,
* начинает кричать,
* использует позы и жесты, которые "давят": напряженные позы, сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор "сквозь зубы",
* использует сарказм,
* обращается к оценке характера ученика,
* действует как начальник (с превосходством), используя физическую силу,
* втягивает в конфликт других людей, непричастных к нему,
* настаивает на своей правоте,
* читает проповеди,
* ставит учеников в угол,
* оправдывается, защищается  или "дает взятку",
* делает обобщения типа: "Вы все одинаковы",
* делают необоснованные изобличения,
* изображает негодование,
* придирается, изводит кого-то придирками,
* передразнивает учеников,
* сравнивает одного ученика с другим,
* командует, требует, давит,
* поощряет ученика, награждая его.

Некоторых из этих реакций могут остановить проступок - на короткое время.
 
Но плата за столь короткое спокойствие оказывается слишком высокой.
 
Отрицательный эффект от такого поведения учителя приносит больше неприятностей, чем его сама причина.

* Правило 4. Обсудите проступок позже.

Поговорить о мстительном, властном поведении или неверном решением ученика нужно обязательно, но только не в момент самой выходки.
 
В тот момент, когда  оба  - и учитель, и ученик  - возбуждены, то  не удастся воздействовать на поведение конструктивно.
 
  Учитель не услышит то, что  говорит ученик и  ученик не услышит учителя, так как оба будете взвинчены.
 
Особенно, когда работают "сильные отрицательные эмоции"
- в случаях властного и
- мстительного поведения.
 
Когда каждый успокоится  и сможет разумно рассуждать, тогда можно обсуждать инцидент с учеником.
 
Ученики будут уверены, что вы не попустительствуете выходкам их одноклассников, если вы
- время от времени организуете общие дискуссии о нарушениях поведения.
 
На этих дискуссиях вы можете объяснить им, что является приемлемым, а что нет в определенных ситуациях.
 
Кроме того, они будут знать, что вы всегда готовы вмешаться.

* Правило 5. Позвольте ученику "сохранить лицо".

Ученики, особенно властолюбцы и мстители, не успокаиваются, пока не устроят представление.
 
Вместе с тем, они знают, что учитель сильнее и имеет свои "козыри", чтобы принудить их поступить правильно.
 
В результате такие ученики все-таки сделают то, о чем вы их просите, но по-своему.
 
Они играют в игру, которую можно так и назвать "По-своему".
 
В этой игре они дают нам то, что мы просим, но с оговоркой:
" Я сделаю это - но по-своему, а не вашим способом".
 
Почему-то именно это больше всего возмущает нетерпеливого, раздраженного учителя.
 
Мудрый учитель умеет играть в игру "По-своему", потому что
- он знает - если мы играем в эту игру вместе с учеником, мы позволяем ему "сохранить лицо" и вместе с тем получаем то, что нам нужно.
 
Оба игрока тем самым выигрывают.
 
Настаивая на полном подчинении, то есть на том, чтобы
- ученик не только делал то, что вы хотите, но и
- вашим способом,
- вы рискуете спровоцировать новый
- виток конфронтации,
- ещё худший, чем
- первый.
Затем следует ворчание,а
- всем известно то, что вообще подобная
- реакция (ворчание) -
- нормальная для человека.

Недовольное ворчание -
- не единственная реакция в игре "По-своему".
 
Ученики так же используют и другие "свои способы":
например,
* "тянут" несколько секунд, прежде чем согласиться,
* строят гримасы, выполняя вашу просьбу,
* используют какой-то жест, свидетельствующий о неуважении,
* ещё разок-другой повторяют то, что вы просите прекратить делать, и только потом перестают,
* перед тем, как подчиниться, говорят что-то типа " не буду, не хочу", чтобы последнее слово осталось за ними.

  Однако они подчиняются после этого! Оба - в выигрыше!

* Правило 6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

Учитель может придерживаться следующих правил:

* Отложите на потом дисциплинарные меры, когда вы будете абсолютно спокойны.

* Признайте силу ученика.
  Чем больше давление - тем больше сопротивление учеников.
  Сопротивление после признания начнет спадать.

* Уберите зрителей.
Когда другие останавливаются, чтобы
- поглядеть, кто победит,
- конфронтация усиливается.
 
Убрать публику с места происшествия не всегда возможно, особенно если конфликт происходит в классной комнате.
 
Попробуйте отложить конфликтное обсуждение до того момента, когда ученики уйдут.
Например: "Саша мы обязательно закончим обсуждение этого вопроса, когда прозвенит звонок на перемену".
 
Зрители разойдутся, и
- Саша останется без публики,
- в этом положении он может
- потерять интерес к конфронтации.
 
Спектакли обычно проваливаются без поддержки зрительного зала.

* Делайте записи.
 
Держите под рукой специальную записную книжку.
 
Когда ученик начинает допекать вас,
- достаньте книжку и скажите:
"Я согласен выбрать время для обсуждения с тобой этого вопроса.
Сегодня в три пятнадцать тебе подходит?"
 
Запишите совместно выбранное время и место для личной беседы.

* Озадачивайте учеников.
 
На явно провокационное заявление можно
- дать такой же ответ, как если бы
- они были безобидными,
- незначительными и
- очевидными.

* Меняйте тему.
Если  отвечаете на словесный вызов то,
- меняя тему,
- можно прекратить конфликт.
 
Например, можно:
- рассказать шутку,
- спросить какая погода будет завтра.
 
Именно так следует реагировать вновь и вновь, пока человек  не придет к выводу, что воевать не стоит[3. c.87-106].

Мстительное поведение в  своей основе,  содержит конфликтное поведение и М. Борба предлагает
пять шагов к сокращению количества конфликтов.

Используйте следующие шаги как руководство, чтобы помочь ребенку свести ссоры к минимуму и научите  его решать проблемы мирно.

* Шаг 1. Остановиться и успокоиться

Первый шаг к улаживанию конфликта состоит в том, чтобы
- научить ребенка успокаиваться и
- управлять своими эмоциями.
 
Объясняется это просто:
- в расстроенном состоянии невозможно думать о том, как
- справиться с проблемой.
 
Только взяв себя в руки,
- человек способен
- рационально мыслить,
- понять причину своего огорчения, а затем
- разрешить проблему.
 
Поэтому, объясните ребенку, что
- сначала нужно успокоиться, а для этого —
- следует сделать медленный, глубокий вдох или
- уединиться до тех пор, пока
- человек не придет в себя.
 
Если эмоции детей слишком накалены,
- вмешайтесь:
"Я вижу двух разозленных ребят, которым
- следует успокоиться, чтобы
- понять, как
- решить свою проблему".
 
Возможно, вам потребуется развести детей в разные стороны до тех пор, пока
- они не смогут сдерживать свой гнев.

*Шаг 2. Излагать проблемы следует по очереди

Важно соблюдать при этом следующие правила,которые
имеют принципиальное значение.
• Не унижать и не оскорблять.
• Вежливо выслушивать друг друга.
• Не перебивать.
* Каждому будет дана возможность высказаться.

Можно попросить
- каждого ребенка
- рассказать о том, что
- произошло,
- резюмировать версию каждого и
- в заключение сказать:
"Ну, а теперь, что вы можете сделать для решения этой проблемы?"
 
Предлагайте свои варианты только тогда, когда дети действительно зайдут в тупик.

Попросите детей
- начать объяснение со слова "я", а не "ты",
- затем изложить проблему и
- предложить решение.
 
Это поможет им
- сконцентрироваться на конфликте,
- не унижая при этом другого человека,
например:
"Меня раздражает то, что
- из-за тебя никогда не наступает моя очередь.
 
Я тоже хочу пользоваться компьютером".
 
Если эмоции слишком накалены,
- предложите детям
- написать или
- нарисовать
- свой взгляд на проблему
- вместо изложения версий друг другу.
 
Это особенно удобно для младших детей или
детей, не умеющих достаточно хорошо говорить.
 
Важно также помочь каждому ребенку прочувствовать, каково это  оказаться на месте другого.
 
Один из способов добиться этого заключается в том, чтобы каждый ребенок изложил своими словами то, что рассказал другой.


* Шаг 3. Предложить варианты разрешения конфликта

Дети должны подумать о вариантах, чтобы
- найти пути решения проблемы.
 
Основные правила продумывания вариантов решения одинаковы для дошкольников и подростков.

1. Предлагать первый пришедший в голову вариант.
2. Не относиться с пренебрежением к вариантам, предложенным другими.
3. Предлагать изменения или дополнения к вариантам, высказанным другими.
4. Пытаться найти варианты, устраивающие обе стороны.

Предлагайте помощь только тогда, когда
- дети действительно зайдут в тупик!
 
Чтобы дети не отвлекались,
- скажите им, что
- до вашего возвращения
- они должны
- найти пять вариантов решения проблемы.
 
Затем оставьте их на несколько минут.
 
Длительность определяется с учётом возраста  детей и
- их навыками в разрешении проблем.

* Шаг 4. Ограничить количество вариантов

Ограничьте количество предложенных вариантов.
 
Вот несколько правил, которые помогут детям приблизиться к решению проблемы.

1. Отбросьте предложения, неприемлемые для одного из детей, поскольку они не удовлетворят его потребностей.

2. Отбросьте все предложения, которые потенциально опасны или неразумны.


* Шаг 5. Выбрать лучший вариант и следовать ему

Последний шаг помогает детям научиться
- принимать оптимальное решение,
- обдумывать последствия предложенных вариантов.
 
Можно научить детей
- продумывать последствия оставшихся вариантов, спрашивая:
"Что могло бы произойти, если бы вы выбрали этот вариант?"
 
Еще один способ
- подтолкнуть детей к выбору оптимального решения —
помочь им взвешивать "за" и "против"
- по каждому оставшемуся варианту:
"Что было бы хорошо, а что плохо, если бы
мы выбрали этот вариант?",
"Какой последний штрих нужно добавить, чтобы сделать этот вариант еще лучше?".
 
Как только дети примут решение,
- они пожимают друг другу руки
- в знак согласия или
- говорят по очереди:
- "Я согласен".

План поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

Найдите минутку и вспомните, как вы решали свои проблемы, когда были ребенком.
Учили ли вас родители этому?
 
Есть ли у вас какой-либо метод разрешения проблем, которым
- вы пользуетесь во взаимоотношениях с другими людьми или на работе?
 
Можете ли вы передать этот навык ребенку, или вам нужно над ним поработать еще?

Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка.
 
Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка
- для записи своих мыслей и
- составления плана изменений.

*1. Вспомните, как ребенок обычно реагирует на проблему?
   Остается ли он спокойным или напрягается?
   Противостоит ли он проблеме или уходит от нее?
   Пытается ли ребенок спокойно разрешить проблему или
   расстраивается настолько, что его нужно успокаивать?
 
Если какая-либо из этих моделей поведения представляет собой типичную реакцию ребенка на проблему,
- вероятно, его  нужно немедленно научить  шагу 1:
- остановиться и
- успокоиться.
 
Запишите это в план изменений.
*2. Перечитайте вместе с ребенком шаг 2.
   
Многим детям трудно научиться этому шагу,поэтому
- будет лучше, если вы
- продемонстрируете его на примере,
- рассказав ребенку об одной из ваших собственных проблем.
 
Затем покажите то, как нужно слушать тогда, когда
- он будет рассказывать вам,
- как понял услышанное.
 
Задавайте наводящие вопросы, которые
- помогут ребенку
- принять во внимание
- существенные детали, а затем
- покажите так же, как нужно
- пересказывать услышанное,при этом
- представляя себя  на месте другого человека.

*3. Проработайте вместе с ребенком содержание шагов 3 и 4.
 
Поощряйте ребенка думать над вариантами решения той ли иной проблемы,
- не забывайте напоминать ему о том, что
- он может предлагать все то, что
- придет в голову, даже если, это.. кажется
- диким или
- безумным.

*4. Обратитесь к шагу 5 и
- помогите ребенку потренироваться
- в оценке последствий того или
- иного решения.
 
Постарайтесь находить в течение дня ситуации, которые
- можно использовать в воспитательных целях,
- приводите примеры разрешения конфликтов без ссор.

*Обязательства по изменению проблемного поведения ребенка.

Как  следует использовать пять шагов и
план поэтапного изменения проблемного поведения для того, чтобы
помочь  ребенку?
 
Запишите то, что
- вы предпримете в течение ближайших 24 часов, чтобы
- начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

Результаты поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

Исправление поведения — это тяжелая, кропотливая работа, которая
- должна проводиться последовательно и
- основываться на закреплении результатов
- через родительское поощрение.
 
Движение ребенка к изменениям может быть медленным, но
- будьте терпеливы и обязательно
- отмечайте и
- поощряйте
- каждый его шажок на этом пути
 
Потребуется не меньше 21 дня, чтобы
- появились первые результаты, поэтому
- не спешите сдаваться.
 
Помните, что если не сработает один подход, то сработает другой.
 
Еженедельно фиксируйте прогресс в поведении ребенка.
Ежедневно отмечайте успехи в Дневнике поэтапного изменения проблемного поведения ребенка[1,c.153-165].

Литература:
1. Борба М. "Нет плохому поведению. 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться". М.:Вильямс, 2005.
2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.:Питер, 2008.
3. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 2000


Месть, отомстить
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/mest_otomstit
Месть - намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Отомстить - это желание ударить так же или сильнее того, кто нас задел - в отличие от "ответить", задача которого скорее остановить наезд в нашу сторону.
Виды мести
Намеренное - это не всегда обдуманное, и самый распространенный вариант мести - это месть необдуманная, месть импульсивная: бытовая месть.
Масштабы такой мести сильно различны: от "наговорить гадости про тебя за то, что ты сболтнул про меня" до "проколоть шины" или "набить морду".
Месть, желание отомстить может порождаться и мстительностью, как чертой характера, и плохим настроением (мстюльки), и убеждениями в оправданности и естественности мести. Месть распространена среди людей, как глупость и множество других пороков, но единственный вид мести, который находит оправдание - обдуманноевозмездие, имеющее педагогический смысл наказание за совершенные преступления.
Что касается кровной мести, то это в малой степени психологический феномен - это скорее элемент национальных обычаев, национальной культуры. В современной цивилизации кровная месть рассматривается как варварство.
Один из самых психологически интересных видов мести - символическая месть: месть в отношении посторонних людей, выступающих заместителем обидчика, при том что обида могла быть много лет назад...
Месть и мстительность в человеческой жизни
Прежде чем произойти в жизни, месть происходит в воображении. Лучше, если она там и останется. А еще лучше, если вы позаботитесь обо всех участниках ситуации и замените месть чем-то более добрым и конструктивным.
Как чувство, месть настояна на обиде, ненависти, злости. Мстят, чтобы не чувствовать себя проигравшим, слабым или обделенным.
"Я отомстил, другому хуже, значит я победил".
Желание и импульс отомстить, как одна из причин проблемного поведения - причина многих воспитательных трудностей, межличностных и внутренних проблем. Желание отомстить кончается там, где человек начинает понимать и прощать, где человек начинает думать о будущем, где человек начинает заботиться и любить.
Цель поведения ребенка — месть
Когда мы подавляем детей, используя свое превосходство над ними, они впадают в отчаяние и проявляют склонность призывать на помощь месть. Ощутив свою никчемность, неприязнь и обиду, дети испытывают желание выместить все это на ком-нибудь. Иногда месть может иметь более изощренный характер, чем в этом примере. Ребенок, впавший в отчаяние, способен в открытой форме навредить как себе, так и другим.


 Мстительность
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/mstitelnost

Мстительность - черта характера, желание и готовность ответить злом на причиненное зло, независимо от наличия в этом целесообразности.
Виды мстительности
Можно различать здоровую и нездоровую мстительность. Здоровая мстительность готова на удар ответить ударом, но не чтобы уничтожить убидчика. а чтобы прекратить удары. Нездоровая мстительность не успокаивается, пока не уничтожит обидчика (хотя бы символически).
Мстительность в человеческой жизни
Некоторая доля здоровой мстительности людьми воспринимается как адекватная и воспринимается не только с пониманием, но даже в позитиве. По крайней мере, между близкими, если человек не очень обдуманно задел другого, то считается нормальным, если ему в ответ ответят тем же, но - немного послабее, с угашением. То есть и остановят, и покажут свою силу, и одновременно покажут отсутствие злых намерений.

Символическая месть
Материал Один из самых психологически интересных видов мести - символическая месть: месть в отношении посторонних людей, выступающих заместителем обидчика, при том что обида могла быть много лет назад...

Мстюлька
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/mstyulka
Мстюлька - мелкая месть, как правило, не на уровне действий, а на уровне отношений ил общения.
Обиды в ответ на «не позвонил и не сделал» (а чего он!). Негатив и расстройства (знаете как обидно?). Холодность и недоверие (теперь я не смогу тебе доверять). Создание и культивирование чувства вины (все из-за тебя!). Споры и возражения (а вот из принципа!). Список можно продолжать бесконечно.
Мстюлька в общении - одна из причин ухудшения отношений, перевода их из сотруднических в войнушки.
Что делать, чтобы не было мстюлек?
Хорошая новость: мстим мы чаще всего неосознанно, на автомате - не со зла, а попривычке. Это значит, что мы можем научиться и привыкнуть реагировать по-другому. Как это сделать?
• Внимательно следите за собой в течение дня, анализируйте свои эмоции.
Почувствовали обиду, сердитость, злость, готовы сказать резкость? Не спешите. Задайте себе вопрос: какой цели вы хотите добиться? Вы хотите изменить человека, научить его вести себя по отношению к вам по-другому? Но тогданегатив вам только помешает, вам понадобится другой арсенал - терпение, последовательность, мудрость, спокойствие.
• Продумайте замену своим излюбленным мстюлькам.
Привыкли обижаться? - А сегодня вместо обидки улыбнитесь. Привыкли говорить резкости и защищаться? - А сегодня вместо это скажите комплимент. Думайте о людях хорошо.
• Возьмите себе за правило как минимум 10 минут в день думать о людях только хорошее и ничего кроме хорошего.
Интересно, сколько вы продержитесь?