Морелётчик

Юрий Иванов -Наум
   
    В начале 80-го года я получил двухкомнатную квартиру в новостройке. Жильцы дома- "сборная солянка". Лётчики,ракетчики,пограничники,милиционеры. Мною был представлен ВМФ. Возраст 25-30 лет, поэтому все быстро перезнакомились и подружились. Вместе благоустраивали двор, сажали деревья, присматривали за детьми. Соответственно, вместе проводили "тайные вечери". Однажды,засидевшись заполночь и откушав солидную порцию жиденького, беседа перешла на профессиональную тему. Мне было интересно,как таеой маленький человек, управляет такой махиной, типа военно-транспортного самолёта "АН-12". Серёга,сосед с верху,командир одного из "АН-12",сказал:
     -Нечего кашу варить.Поехали сегодня с утра на аэродром и всё увидешь.
 Одна из эскадрилей состояла из гидросамолётов.Лётчики ходили в форме офицеров ВМФ.Поэтому,моё появление на КПП аэродрома не вызвало вопросов.Тем более, что дело было летом.Форма одежды-форма 2(кремовая рубашка,белая фуражка,чёрные брюки). Вся разница-в просветах на погонах(флот чёрные,авиация голубые)."Кузнечики" в этом особенно не разбирались. Забрались в самолёт.Серёга дал команду второму пилоту:"Отдыхай". Тот молча слез с кресла и лёг спать в салоне.Видимо,вчерашний вечер у него тоже удался. Сел в кресло правого лётчика, жду инструктажа.Тот оказался довольно кратким
       -Ты бугай здоровый,поэтому,если я возьму управление на себя-не упирайся.
 До этого кабину самолёта и действия лётчиков я видел только в кино.Полностью доверять кинофильмам-себя не уважать.Помню,в детстве,видел худ.фильм про торпедные катера.Там командир с помощником,на открытом мостике,в фуражках,беседуют о самом главном на скорости более 40 узлов.Когда сам побывал в подобной ситуации,понял,что на такой скорости фуражку оторвёт вместе с головой,а из-за шума двигателей и ветра, разговаривать без ларингофона-фантастика.
     Но у меня другого выбора не было.Серёга куда-то убежал,пришлось самому пытаться понять для чего эта куча приборов и тумблеров.Прибежал Сергей,бортмеханик запустил двигатели.Оказалось,что у нас не одиночный полёт,а в составе эскадрильи.Взлёт с интервалом в 2 минуты.Пытаюсь сползти с кресла.Команда:
      -Сидеть,всё нормально.
Единственное,что успел спросить-зачем эти здоровенные дюралевые педали.Ответ краток:-"Тормоза.Ставь на них ноги и РУДы до полного". Кроме экипажа, на борту находились стажёры,курсанты 4 курса Ворошиловоградского лётного училища.Один из них услышал мой вопрос.Глаза его округлились,челюсть отвисла.Представляю его состояние-сидит старший лейтенант,правый лётчик, и не умеет управлять кораблём на котором его,кстати,повезут.
  Двигаю РУДы(регуляторы управления двигателем) на себя.Двигатели взревели,самолёт задрожал,как застоявшийся конь.Чуть-чуть отпускаю педали-самолёт двинулся вперёд.Команда:
-Выруливай вон за тем бортом.
Выруливаю.Оказалось,что управлять самолётом на земле ещё легче,чем автомобилем.Команда:
  -Отпускай тормоза,на взлёт.
Отпустил педали.Самолёт стал разгоняться.Чувствую-отрывается от земли.Серёга:
   -Понемногу штурвал на себя.
Выполнил,взлетели. В ногах,внизу,кабина штурмана.Он говорит:"Высота 600,курс 150".Выполнил.Прибор,не знаю точно как он называется,возможно авиагоризонт,показывает,что самолёт завалился в левую сторону.Выпрямил.Он стал ниже указанной высоты.Приподнял-он ушёл с курса.Спрашиваю-"Зачем эти дарацкие педали в воздухе?". Чувствую затылком взгляд.Оборачиваюсь.Четыре пары офигевших курсантских глаз.(Представляю о чём они рассказывали в училище)Ответ:
   -Это для доворота по курсу.
 Не знаю сколько продолжалось моё управление,но я взмок,как марофонец. Вывод:В трёх измерениях управлять тяжелее,чем в одном.Решил проверить степень пофигизма Сергея.Прочитал на шильдике тумблера надо мною "Вентиляция кабины".Спокойно протягиваю руку и включаю.Тот чуть скресла не слетел.Следит,курилка! Видя мои мучения,он включил автопилот.Можно перекурить.Когда возвращались на аэродром ,на посадку,командир сказал:"Гони сюда правого.Извини,но садиться с тобой пока опасно.В следующий раз".Так началась и закончилась моя лётная подготовка.
    "Вы говорите,что этого не могло быть...?" ,а это было.