Дерево рода. 13. Дочка

Вера Нлс
               В 1925 году у Ивана  и Надежды родилась дочка Настя.
             Сейчас моей тете Насте  86 лет и  проживает она в городе Санкт-Петербурге, у своей единственной дочери Марии и внука Вити. В конце июля этого  года (2011), я и моя мама проведывали их. Тетя много чего рассказала о детстве, о войне, о жизни. Моя мама не всё из этого знала. Я обязательно обо всём напишу.  Это так - отступление. Итак…
            В 1925 году у Ивана  и Надежды родилась дочка Настя.Надежда тяжело переносила эту беременность - кужилась голова, теряла сознание. Вначале беременности тяжело заболел маленький Ванюша. То ли оспа, то ли ветрянка. После этой болезни у мальчика на лице остались  отметины на всю жизнь. Приехали  Оксана и Иван, родители Надежды, да и забрали Ванюшу к себе. Думалось - пока не  выздоровеет, пока Надежда не поправиться . Не поправилась. Тяжело проходила вся  беременность  до  рождения Насти. Поэтому Ванюша остался у деда с бабкой. Остался там  и ещё на год. Уже Настенька  стала на ножки, уже пошла,  но не спешили отдавать Ванюшу бабка с дедом.               
               Вот уже почти два года как Надежда за Иваном. Правда - Иван после женитьбы стал похозяйственнее, но не ласковее. И пить не перестал, и на рыбалку ходить тоже не бросил.За эти два года случалось на хуторах всякое: и поминки, и свадьбы, и крестины, и гулянья разные, куда ходили Надежда с Иваном. Да вёл себя Иван везде одинаково. Сидел за столом, выпивал две первые стопки не закусывая, а после третьей бросал что-то в рот. Не пошутит, не поговорит с мужиками , не расскажет ничего.Не охоч был Иван ни к танцам , ни к песням. « Давай Иван потанцуем!» - просит  его Надежда. « Отцепись!» - скажет, или « Прочь!», а чаще всего глянет остро ,да и отвернется. Очень хотелось Надежде танцевать, хорошо это у неё получалось.  Она не топала и не скакала, как некоторые , а словно порхала, как бабочка, словно и земли не касалась - до того  легко  грациозно и красиво у нее это  выходило. Её движения сливались с музыкой так,  что казалось  будто она танцует на конопках  гармошки, словно ее каблуки  выбивают в бубен, а сопилка звучит только потому, что она танцует. Было такое ощущение, словно не Надежда танцует под музыку троистых музЫк,* а  музыка звучит  благодаря ее танцу.               
                ….Одна из многих внучек  Надежды, моя двоюродная сестра и кума Татьяна, которая проживает в городе Кременчуге, унследовала от нашей бабушки  эту легкость в танце, эту манеру словно плыть в воздухе  под игру троистых музЫк…
                Не много и не часто приходилось танцевать Надежде. И сама не пойдет, и ни с кем  другим - поэтому присоединялась к поющим. Выводить  и басить не умела , так как голос был не сильный , а только подпевала.               
                Дома у Гумы жилось ей не плохо, но и не очень счастливо. Когда выходила замуж, то мать дала ей такой наказ: « Смотри же, доню, угождай мужу, угождай свекру, но больше всего угождай свекрови. Чем-то не угодишь  мужу,  то в рожу получишь, не дай Бог, а ночью и приласкает поди, а свекровь  если обозлишь, как невзлюбит, упаси Господи,  это страшно… И мужа и свекра будет против тебя настраивать и всё назло тебе делать,  да много чего могут злющие свекрови, будь они не ладны. Гумиха вроде бы не такая, не злая женщина, да кто  же знает какова она свекровь, а невестка всегда чужая.
                Когда она тебя поучает , то слушайся, даже если ты это знаешь, даже если ты это умеешь  лучше - делай как она скажет. « Хорошо мама, спасибо мама» - эти слова повторяй почаще.  Вдруг не знаешь чего или не умеешь, лучше не спрашивай, а присматривайся и учись молча, а не то скажет: « Тебя твоя мать ничему не научила.»
                Если же  не дай Бог, у вас какая ссора или не приведи Господи, драка, то не жалуйся никому чужому, да и своему кровному не слишком жалуйся, а  то пожалуешься мне или отцу, а потом вернешься к мужу да и помиритесь, а мы будем всё думать и переживать - как ты там… Чужому же пожалуешься, он тебе посочувствует, а потом не сдержится  - пойдет и расскажет кому-то, ведь это же хутора, тут до новостей люди падки. Так всё перекрутят, переиначат - только диву подивишься. Вернется твоя жалоба назад, к обидчику, да ещё и со сплетнями - тебе же хуже.               
                Хорошим тоже не выхваляайся. Наши люди скорей пожалеют в беде, чем порадуются в радости. Ведь чужая радость вызывает зависть, желание как-то эту радость подпортить. Тихонечко всё, молчком - так вот доню… Ты у нас  остра на язык, можешь  и  подковырнуть, и подшутить - смотри же не выпроси кулак. Такое  тебе, Надеждо, моё материнское слово - иди с Богом, а я  молиться Богородице буду за тебя.»
                Исполняла эти материнские заповеди Надежда хорошо. Со свекровью ладила, да вот муж ей  надоел и стал раздражать. Раздражало его упрямство. Когда он что-то вбивал себе в голову, то эту его уверенность в своей правоте невозможно было изменить ни каким способом.( Эта черта в той или иной мере  распостранилась и в его потомках.)  Надежду это поначалу сильно  обескураживало. Она не могла понять, почему Иван не прислушивается, когда ему указывают на явные и всем понятные ошибки. Почему делает всем назло? Почему не желает никого слышать? Временами ей казалось, что он одержимый. Потом это её начало раздражать: « Дурак, да еще и упрям!»  - она стала посмеиваться над ним, остро отвечать - « выпрашивать кулак», как говорила мать. Допросилась.            
                Поначалу Иван мог толкнуть её так, что летела через всю хату, но не бил. Да как-то случилось и это. Закричала перепуганная Настя, в хату заскочили  свёкры, а Иван всё толкал ногами Надежду, упавшую от удара в лицо, а потом юркнувшую под лаву. При появлении свкровьев Иван оставил Надежду и вышел из хаты. Надежа вылезла из-под лавы. С носа капала кровь, глаз заплыл. Молча стала собирать в узелок какую-то одежду. « Ты куда это собралась?» - спросил свёкор. « К сестре  Оляне, не Андрущину, пока синяки не пройдут.» - ответила Надежда. «Смотри…» - начал свёкор и не договорил. Надежа схватила на руки Настю и выскочила из хаты.


*троистые музЫки - три музвканта играющие на гуляньях. Обычно это были в нашей местности  гармонь,  бубен и  сопилка. Могли быть вместо сопилки скрипка,  а вместо бубна - барабан.


( продолжение следует)
         На украинском языке рассказ помещен на сайте Стихи.ру
         http://www.stihi.ru/2011/08/16/7785