Губахинские рассказы. Восьмой

Знание
                ©Бур и Война.

 Ездил тут я намедни в Губаху. Встретился с мужиками с железной дороги. Бура помянули: «Царствие ему небесное! Настоящим был Человеком». Посидели, поговорили - память освежилась.

  Выпал в тот год Буру отпуск весной, в апреле - начале мая, по-моему.  Чё в межсезонье делать? На дачу рано, на охоту поздно. И тут кто-то из мужиков предложил Михалычу поехать в деревню на рыбалку. Да ни куда-нибудь, а Воронежскую область. Долго рассусоливать не стали, собрались, взяли билеты (благо, для железноподорожников бесплатно, хоть во Владивосток) и "ту-ту".
 Надо добавить, что родной брат Бура работал взрывником в шахте. Так вот у него, на всякий случай, Михалыч пару детонаторов выпросил.

 Добрались, однако. Там в Черноземье весна бушует в полную силу. Теплынь. Рыба, конечно, в такую погоду не клюёт. Всё перепробовали: и прикормки, и привады, и на глубине, и у берега, и снасть меняли, и наживку – нет рыбы. И так всю неделю. Отчаялись уже. Хоть в магазине покупай, чтобы не позориться.
  Сидели вечером, очередной раз самогоночку местную попивали. И тут вспомнили, что у них детонаторы есть. Решили бомбу сделать: раз рыба не хочет ловиться, будем её добывать. Бур служил в десантуре инструктором, поэтому сделать взрывчатку из подручных средств для него сложности не составляло. Тем более, что «взрывчатка» валялась на всех полях – калиевая или натриевая селитра – самые распространённые удобрения. Уголь древесный – не проблема и краска «серебрянка» в любом хозмаге продавалась. В качестве корпуса был взят старый автомобильный огнетушитель. Следующий день весь был расписан до минуты, и к ночи бомбочка была готова. Выступить было решено на рассвете.

  Ушли подальше от села. Километров за пять, наверное. Нашли местечко с омутом и высоким берегом. Изготовились, запалили шнур, бросили огнетушитель почти на середину реки. Вот это был взрыв! Такого взрыва здешние места со Второй Мировой не видели. Рыбы выбросило много, очень много. Но не это главным оказалось. Мощность взрыва была такой, что на несколько секунд оголилось дно с воткнувшимся в ил самолётом. Советским самолётом, который был здесь сбит во времена Великой Отечественной.

  Рыбы, конечно, собрали, сколько смогли унести. Про находку доложили местному участковому, а тот в облвоенкомат. Думали, что под суд идти придётся. Но дело повернулось неожиданным боком. Самолёт оказался машиной командира авиаполка, который тут дислоцировался. Его сбили, но он успел выпрыгнуть с парашютом. Самолёт искали потом, но безрезультатно. А теперь тот комполка в звании генерал - полковника, Герой Союза к тому же. Через день его уже доставили в село, а Бура с другом к нему. Ну и, закатили пир горой на три дня. Вся округа в угаре была от генеральских щедрот...

  Где-то через год Бурылов Юрий Михайлович был награждён Благодарственной грамотой Главнокомандующего ВВС СССР Александра Николаевича Ефимова (род. 6 февраля 1923 года)  - участника Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза, маршала авиации, члена Общественной палаты РФ. Одного из двух ныне живущих маршалов авиации.