Куда приводят мечты. История вторая

Лидия Березка
Серия репортажей на тему: Соотечественники


Речь снова пойдет о талантливом человеке, реализовавшем себя за рубежом. Российский художник-пейзажист Владимир Евгеньевич Борзов родился 19 июля 1954 года в Москве. Свои картины он пишет в стиле «фэнтези». Всей своей непростой жизнью Владимир Евгеньевич подтверждает истину – искусство индивидуально. И, как он сам часто повторяет: «От судьбы убежать невозможно!»

Да и куда? Можно всю жизнь успешно преодолевать свою тягу к прекрасному и делать то, что делает большинство из нас: пять дней в неделю ходить на службу или пуститься во все тяжкие грехи и наслаждаться всевозможными прелестями жизни, не вспоминая о душе. И то, и другое в жизни Борзова в большей или меньшей степени уже было. И только лунная ночь да дружба с ангельскими существами в их мирном танце на фоне предрассветной дымки будет щемить сердце необъяснимой тоской по чему то безвозвратно утраченному и теребить душу, все еще стремящуюся куда-то и не дающую окончательно отречься от предназначенного свыше.

Когда Владимир поступал в Строгановку, у него уже был свой сложившийся стиль подачи рисунка и собственная школа наложения мазка. И, конечно же, как это часто бывает, он не нашел общего языка с консервативными преподавателями. Не смог принять ту школу, к которой, как выяснилось позже, ровным счетом не имеет никакого отношения. Пришлось оставить учебу. Владимир пробовал себя в другом художественном заведении. Все та же история. Служил в армии. В конце концов, успешно окончил политехнический институт и получил диплом инженера. Но, по-прежнему, часто смотрел в небо, скрывая от окружающих свои пристрастия ко всему красивому, утонченному, пока необъяснимому и неотвратимо зовущему в высь, попадая в свои мечты пока только во сне.

Позднее, на изломе, когда всем в нашей стране пришлось заново пересмотреть свою жизнь и расставить новые приоритеты, как и многие другие, Борзов пробовал себя в частном бизнесе. И у него неплохо получалось. Но судьба все же настигла его. И случилось это в Германии. Хозяйка гостиницы, где Владимир остановился, увидев его работы, написанные просто для себя, предложила ему в порядке бартера за три пейзажа бесплатное проживание. Владимир задержался там надолго, а его работы украсили холл гостиницы. Некоторые из картин были перекуплены состоятельными постояльцами. И это было первым публичным признанием. Шутка ли, кому-то еще, кроме себя самого, понравилось то, что он делает.

Так вот он, тот самый шанс, который выпадает каждому из нас, но только лишь один раз в жизни. И не всегда, и не у всех достаточно смелости в одну минуту распрощаться с уже сложившимся жизненным укладом и шагнуть в подготовленную судьбой, но совершенно новую туманную реальность расплывчатых перспектив. Борзов это сделал. Не заставили себя ждать и более интересные предложения. Выбор мастера обернулся сразу тремя выставками. Только в 1991 году – в Люксембурге, Дюссельдорфе и Кельне. В 1992 году – новая выставка в Стокгольме, в 1997 – в Лас-Вегасе, в 2003 – в Москве. Московская выставка прошла под названием «Путешествие внутри себя».

В своих работах В. Борзов не диктует свое видение, а лишь показывает кусочек мира, которым наслаждается сам и с удовольствием делится со своими почитателями, предлагая им дофантазировать самим сюжет картины, сдерживаемый «рамками» красивого обрамления багета.

В характере Владимира Евгеньевича – работать много, с высоким качеством и хорошей отдачей. Это отражается на композиционной сложности и фактуре его полотен. Он неисправимый лирик. Насколько сюжеты его работ просты и схожи, настолько же сложны и различны. Но все они неизменно являют собой олицетворение мощной романтической натуры автора. И сегодня это признали тысячи поклонников его таланта. Работы пользуются заслуженным успехом у людей с различной степенью образованности, они не обременены излишней недосказанностью и поэтому понятны всем. Борзов очень моден и любим на Западе. Но, как действительно творческий человек, он избегает публичности, а местная элита, в свою очередь, всячески пытается его заполучить в качестве стильного реквизита.

В родной Москве (родовая линия насчитывает более трехсот лет) В. Борзов достаточно известен. Но, как говорится, «пророка нет в своем отечестве». И поэтому чаще и с удовольствием художник выставляется либо за границей, либо в российской глубинке. А сам, смущаясь и, как всегда, с улыбкой об этом говорит: «Там небо голубее, трава зеленее и воздух чище».

И снова в бой. Идет активная подготовка к новому вояж-показу на передвижных выставках работ Борзова с рабочим названием «Серебряное состояние» и готовится не менее насыщенный заграничный тур, расписанный по дням и по часам «Эффект осени» (осень – любимое время года художника). Кроме этого, готовится подарочное издание на двух языках с оригинальными комментариями к художественным работам.