Волчий холм

Марина Дяченко
Что тебе, сынок, не спится?
Спи, родной.
В небе Лунная Волчица
бережет покой.

Расплетает Ночка косы,
Треплет ветер их во тьме,
Блещут в лунном свете росы
на волшебной мураве,

Месяц кружит белой птицей,
Звезды хоровод ведут,
Сонной ласковой водицей
Дня заботы уплывут…

Старинная колыбельная Заречья.


-Дедушка Ждан! Дедушка Ждан, ты нам сказку обещал рассказать!
-Да! Про Волчий Холм!
-И про Гадюку продолжение!
Кузнец смотрел на своих внуков и улыбался. Целый день они ждали этого момента и теперь стоят, переминаясь с ноги на ногу, смешно вытягивая шеи, и нетерпеливо заглядывают ему в глаза.
-Обещал, так расскажу. Только сказка долгая. Осилите, непоседы?
-Осилим! – хором пообещали ребята.
-Тогда садитесь и слушайте:

1. Рождение Лунной Берегини.

Было это в те далекие времена, когда Змей хотел на земле свою власть поставить – погрузить мир в холод и тьму непроглядную. Только не мог он этого сделать, пока Солнышко светило и согревало своими лучами все живое. Пробовал он его проглотить, да не удержал – выжгло Красное ему дырку в пузе и обратно на небо вернулось. В другой раз уже Ярило его златым трезубом с неба погнал. Решил Змей тогда ночью своевольничать, но и тут незадача – ярко Луна светит и его деяния Богам как на ладони видны. Вот и надумал он Луну украсть - у нее же охраны нет, а от звезд проку большого не будет – махнет хвостом и скинет их на землю! Пока Змей сам себе удалью да смекалкой хвалился, ветер подслушивал, а потом все Великой Матери рассказал. Собрала тогда она своих детей, Светлых Богов, и стали они решать, как Луну боронить будут. Думали-гадали, а время шло. Расплакалась небесная красавица и отказалась на небо выходить. Пока ее уговаривали, слез целое озеро набежало, да такое красивое, хрустально-серебряное, что все от восхищения ахнули. От этого выдоха родилась душа, нырнула в озеро и… вынырнула серебряной Волчицей - Лунной Берегинию.
- Не плачь, Матушка Луна! Не волнуйтесь, Светлые Боги и ты, Великая Мать! Я буду оберегать ночное небо от Змея!
Все с ней согласились и стали одаривать новорожденную подарками: Перун подарил силу, Сварог – мудрость, Ярило - очи всевидящие, а Мокошь разделила с ней власть над судьбами. С тех пор так и повелось – днем  Ярило Мир стережет, а ночью Лунная Волчица небо оберегает. Узнал об этом Змей, страшно  разозлился и давай все на своем пути ломать и крушить! Поднялась буря, ветра ураганные, сильный мороз сковал землю. Но недолго проказничал Змей – прогнали его Светлые боги за край земли в безжизненные Железные Горы. Там он и остался один на один со своей злобой, и от этой лютой злобы родились Чернобог с Мораною. Хитрая Морана быстро придумала, как всех обмануть. Стала выходить по ночам следить, а как увидала, что тень Волчицы коснулась земли, то сразу поймала ее и крепко прибила ледяными колышками. В тот же миг охватила слабость Лунную Берегиню, обернулась она и увидела свою плененную тень.
Взмолилась тогда Волчица к звездам:
-Сестрицы мои светлые, помогите мне!
Не оставили ее в беде звезды пожертвовали жизнью своей, пролились небесным огнем. От их жара и пламени растаяли ледяные колышки, тень освободилась, а Морана в ужасе убежала. Да только и земля пострадала от огня - гибли деревья, птицы и звери. Опечалилась тогда Лунная Берегиня, оросила землю слезами и погасила пожары, а свою тень разорвала на две части. Из одной сделала серых волков, а другую смешала с глиной и вылепила людей. Вдохнула в них жизнь и сказала:
- Теперь вы мои глаза и уши на земле! Следите за Змеем, Мораной и Чернобогом, не дайте им прокрасться на небо незамеченными и выкрасть Луну! Рассказывайте мне все, что они затевают, будь это в темном лесу, в поле, или в горах неприступных. Стойте горой друг за друга и помните, что вы братья!
Так появилось могучее племя Серых Людей, а волки с тех пор всегда воют в лунную ночь – говорят своей матери, что видели и что слышали на земле.

2. Обман.
Серые Люди мало чем отличались от обыкновенных – разве что русые волосы, словно кто пеплом присыпал, и глаза янтарем горят. Жил этот народ отдельно от простого люда, в глухих лесах выстроив для себя просторные селища. Днем они спали, а ночью берегли землю от злых сил: ходили дозором, следили, чтобы войны и раздоры, верные слуги Чернобога, не селились в сердцах людей. А ежели так уж вышло, то приходили к вождям племен и мирили их, объясняя, кто на самом деле виновник их бед. Так проходили годы. Люди привыкли доверять и во многом полагаться на Серых – их звали и в бедах и в радостях, к ним приходили учиться и просто за советом. Это время потом назовут «Золотым Веком» и будут воспевать в песнях и былинах. Постепенно, общими усилиями людей и Богов, пришла на землю благодать, а зло стало забываться. Только Змей ничего не забыл, он лежал, обернувшись кольцом вокруг Железных Гор, и вынашивал планы мести. Однажды он увидал, как Морана прихорашивалась, глядя в ледяное зеркальце, и придумал, как сможет всех обмануть. Поманил он Морану к себе и спросил:
- Как долго ты сможешь удерживать облик прекрасной девы и не выдать себя?
- Сколько надо будет, батюшка! - рассмеялась она.
- Тогда собирайся, - сказал Змей и обернулся сгорбленным, немощным старцем.

Две маленькие фигурки, девушки и старика, из последних сил брели вдоль леса. Первыми их заметили волки и позвали братьев на помощь. Путников встретили, отвели в селище, чтоб они могли встретиться со старейшинами, как они того и хотели.
Вождем Серого Народа в те годы был молодой и сильный воин по имени Рад. Он ласково  принял гостей, предложил им еду и питье, а потом выслушал их горький рассказ:
«Повадился в наше село Змей приходить. Дома сжигал, поля топтал, требовал отдавать ему скотину, как  выкуп за наши жизни. Мы и давали. А когда скотина вся была съедена, он захотел  самую красивую девушку. Так вышло, что жребий пал  на мою дочь, кровиночку мою родную!» - заливался слезами старик. Его спутница тем временем сняла платок, в который была закутана по самые глаза, и восхищенный Рад потерял дар речи. Такой красавицы ему еще не доводилось встречать на своем пути. Он и сам не заметил, как попал во власть ее чар. В тот же день вождь собрал вече, на котором объявил о своей скорой свадьбе с Ивой - так звали гостью. Поздравить Рада пришли братья и вожди всех людских племен, принесли дары богатые. Три дня пир горой, три дня гуляли, пели, веселились люди и волки, а на четвертый старик-отец стал собираться домой. Его отговаривали, да он не согласился, взял только подаренного коня и отправился восвояси. Зажили молодые счастливо. Рад все прихоти любимой жены выполнял, она же его всегда встречала улыбкою да медовыми поцелуями. Только недолго так длилось – загрустила молодая жена, стала чахнуть на глазах. Что только муженек ни делал, ничего не помогало. Вот уже и полнолуние скоро, в эту ночь спускалась Лунная Волчица к своим детям – узнать, что нового и все ли у них хорошо.
Посреди селища стоял невысокий холм с плоским верхом, где Серые Люди и волки встречали свою небесную Матушку песнями и танцами, а потом пировали до утренней зари и слушали ее рассказы.
В этот злосчастный день, когда все готовились к встрече, Ива совсем слегла и позвала к себе мужа:
-Погибаю я, милый мой муженек! – плакала она. – Точит меня червь лютый, губит мое юное тело!
-Что же делать, голубка моя? Уж и травники тебя смотрели, и ведуны – никто не знает, что за хворь с тобой приключилась. Я бы все отдал, лишь бы спасти тебя!
- Не кручинься, любимый мой! Не язви сердечко мое! Есть способ помочь. Намедни приснилось мне, что если наденем мы с тобой этой ночью волчьи шкуры и поднимемся в них на холм, то уйдет моя болезнь без следа.
- Что ты молвишь такое, Ивушка? Как же шкуры надеть - это ведь надо братьев своих прежде убить…
- Ах, Рад, любимый! Да разве я могу такое просить у тебя? Лучше умру! Я и позвала тебя, чтоб проститься! – заливалась слезами Ива, потом обняла мужа, поцеловала и легла помирать.
Бросился тогда Рад вон из светлицы жены, сам себя не ведая, стал метаться по двору, а затем опомнился и позвал старейшин. Собрались они, выслушали вождя и заспорили, чья жизнь важнее будет, пока не решили, что надо спасти молодую женщину, пусть и такой ценой. Так и сделали. И в назначенное время поднялся вождь со своей женой на священный холм в серых волчьих шкурах. Когда Лунная Берегиня увидала их, то сердце ее сжалось от боли и гнева:
-Как ты мог поднять руку на своих братьев? – спросила она. Но ответом ей было горькое молчание. Тогда Волчица взвыла, призывая луну в свидетели:
-Раз ты сам, по доброй воле надел эту шкуру, то носить ее тебе и твоему народу до скончания века! Быть же вам всем волками, а тебе, Рад, оборотнем, чтоб разрывался меж людьми и зверями, но и здесь и там был чужой!
-Помилуй, Матушка! – взмолился вождь, падая на колени, а его молодая жена, скинула с себя шкуру и предстала в своем истинном обличье - злой Мораны:
- Да будет так! – расхохоталась она и исчезла, словно и не было ее никогда. В тот же миг все люди превратились в волков и  в ужасе бежали в лес. Только Рад  и Лунная Берегиня остались стоять на вершине холма.
- Что ж, женщина стала причиной этого проклятия, женщина его и снимет, - сказала Волчица. – Если какая девушка так полюбит тебя или кого-то из твоего рода, что не захочет жить без любимого, то проклятие спадет!
С тех пор лес поглотил селения Серого Народа, оставив нетронутым лишь священный холм, который люди потом прозвали Волчьим.

3. Княжий род.

-Деда, деда! – теребила Белена за рукав рубахи. – Я поняла! Гадюкин Волк тем самым оборотнем был, да?
-Не тем самым, конечно, но его потомком, – улыбнулся ей кузнец. – И когда Гадюка сказала, что любит его, заклятие спало, и он навсегда стал человеком.
-А Серый народ, что? Они тоже из волков в людей обернулись? – спросил Стоян.
-Конечно. А ты думаешь, кто сейчас на Волчьем Холме живет?
- Деда, а они уже больше не умеют в волков оборачиваться? – подал голос самый младшенький Вечко.
- Это лучше не у меня спрашивать, а у князюшки нашего, -  рассмеялся Ждан.
- Почему у князя? – удивилась Лада, она уже давно перестала хлопотать по хозяйству и теперь сидела рядом с внуками и слушала мужа.
- Он же Гадюкин правнук. Ты разве не знала?
- Нет. Расскажи.
- Да, деда, расскажи про князя! - поддержала ее Белена.
- Ладно, только недолго – время уже позднее!

В тот миг, когда Гадюка сказала «Не умирай, я люблю тебя и не смогу без тебя жить!»,  проклятие спало, а волк последний раз оборотился в человека и тем самым исцелился от смертельных ран. После тайными тропами они вернулись домой на Волчий холм, а там их уже ждали Серые Люди.
Чтобы ни случилось, жизнь всегда идет своим чередом. Бывшие волки вновь отстроили свое селение и налаживали новый, человеческий быт. Гадюка, вернее, княжна Милослава, вышла замуж и родила пятерых сыновей. Ее муж стал вождем и учил свой народ древней мудрости Лунной Берегини.
 А тем временем бояре до того замучили простой люд, что по всему краю начались голодные бунты. Город осадили и после недолгой битвы захватили его. Победители казнили Лихуту и не успевших убежать наемников, а потом на всеобщем вече стали выбирать себе нового князя. Так вышло, что в тот самый час был там и выходец из нашего села, что знался с Серым Народом. Он и рассказал о том, что на Волчьем Холме давно живет законная княжна, дочь убиенного воеводой князя. Послали они тогда гонцов просить Милославу принять над ними власть, но она сама княжить отказалась, поставив вместо себя старшего сына Добромысла. С тех пор живут наши князья по старой правде, той, что еще Лунная Волчица людям дала, потому и земля, и реки, и леса, и звери с птицами нам помогают! В этой правде - вся сила и мудрость нашего народа.