Восток дело тонкое

Валентин Чанцев
Восток дело тонкое…

Довелось мне однажды принимать работу проделанную одной из кафедр Ташкентского Политехнического Института. Я в то время работал в Москве, в одном крупном оборонном НИИ в должности начальника лаборатории .Наш директор, генерал, буквально вытолкал меня на эту приемку. Наказав, обязательно работу принять. Зачем ему это было надо, я генерала не расспрашивал, догадываясь, что правды он мне все равно не скажет. А меньше знаешь, крепче спишь. Да я и не особенно сопротивлялся. В Ташкенте жила моя мама и бабушка. Сам я когда то закончил этот самый Политехнический Институт и там у меня было полно друзей.
Потому я, поехав в Ташкент, взял с собой и свою жену Машу. Она взяла на работе отпуск за свой счет и мы поехали, вернее полетели. Уже потом я понял. Генерал был мудр. Зная мою биографию , и желая, чтобы работа была непременно принята, он прикинул, что мне некогда будет вникать в тонкости работы и я постараюсь принять работу как можно быстрее. И он не ошибся.
Работа была пустяшная. Ее результаты меня не интересовали, да и исполнители не особенно стремились демонстрировать свои результаты, поэтому официальная часть к общему удовольствию была быстро завершена. Дело происходило в застойные Брежневские времена. В эти годы устраивали банкеты по любому случаю. А уж что говорить про этот случай. Банкет был просто необходим. И он состоялся.
Сначала профессор, заведующий кафедрой, его звали Батыр, пригласил меня отобедать в ресторане. Это в преддверии предстоящего банкета. А настоящий банкет был назначен на завтра и должен был происходить в доме Рашида, доцента этой кафедры. Отказаться было невозможно. Хозяева бы смертельно обиделись. Да и зачем мне было отказываться?
Сидим мы в ресторане обедаем, и черт дернул меня заговорить о мусульманском неприятии вина.
Я сказал, что вот на Кавказе существует культ виноделия и сорта винограда там, в основном, винные. А вот в Средней Азии сорта винограда ,в основном, десертные, поскольку культ виноделия ,по понятным причинам, отсутствует.
« Ты серьезно так думаешь?». Спросил меня профессор Батыр. Мы с ним уже немного выпили и уже были на ты. Я ответил утвердительно.
« Ты очень ошибаешься», Сказал Батыр, « и я тебе это докажу.»
Батыр взял такси и мы поехали к нему домой. Профессор жил в шикарной по Советским понятиям трехкомнатной квартире .Квартира была обставлена по европейски. Сервант, книжные шкафы, письменный стол и высокий обеденный стол, стулья. Только в одной комнате был постелен большой ковер и стоял низенький узбекский столик.
Меня усадили за европейский обеденный стол и Батыр сказал по узбекски своей жене, чтобы она принесла вино. Покорная восточная женщина была молода, красива и была одета в узбекское платье и в шаровары. На ногах кожаные тапочки. Мукарам, так звали жену быстро притащила несколько больших амфор. Амфоры были почти метровой высоты и сами по себе были очень красивы.
Передо мной поставили приличных размеров пиалу и налили в нее вина. Вино было замечательное. Оно было сладким, ароматным и хмельным. Вкус великолепный.
Как говорил незабвенный Райкин-«спецфический».
« Ты конечно читал Омара Хайяма», сказал Батыр. « Ты помнишь, сколько там про вино и про пьянство? Дело в том, что на Востоке всегда пили вино. Да и сейчас, на любых национальных застольях, молодежь наливает водку в чайник, подкрашивает ее чаем и пьет. Молодежь делает вид, что они пьют чай, а старики делают вид, что они верят, в то что молодежь пьет чай. Такой вот восточный компромисс. Восток дело тонкое»
Меня заставили выпить по пиале из каждой амфоры, после чего я крепко захмелел. Такого вот, изрядно захмелевшего, меня доставили домой, к маме и к Маше.
Вечером пришла мамина соседка, красавица Шаропат, живущая этажом выше. Она принесла горячую, только испеченную Самсу. Это такие необыкновенно вкусные узбекские пирожки. Шаропат сказала , что к мужу приехал его родственник из далекого кишлака и нас с Машей очень просят прийти в гости. Отказаться невозможно. Смертельная обида. Пришлось идти. Приехавший из дальнего кишлак родственник, имя его было Мансур, был председателем колхоза в том дальнем кишлаке. Он сказал, что он впервые видит живых москвичей. Для него это значительное событие, о котором он будет рассказывать своим родственникам и односельчанам и будет вспоминать всю оставшуюся жизнь. Он просит нас оказать ему честь и сходить с ним в ресторан Ташкент. Надо сказать, что тогда узбекские крестьяне неплохо зарабатывали выращивая хлопок. А уж о председателе колхоза и говорить не приходится. Конечно он мог себе позволить сводить нас в ресторан и не позволил нам расплатиться. Такая вот дружба народов. Совершенно искренняя и бескорыстная!
Узбекская кухня великолепна. Узбекский шашлык тает во рту. Салат Ташкент- замечательный. Еле живые мы вернулись домой Распрощались с гостеприимным соседом и с Мансуром и пригласили их в гости в Москву.
На следующий день надо было идти на банкет к доценту Рашиду. Начало банкета было назначено на 5 часов вечера, когда начинает спадать изнурительная Ташкентская жара. Наивно полагая ,что банкет продлится не более двух часов, я обещал вечерком заехать в гости к своему другу и однокурснику Славе Шушпанову.
Пришли мы с Машей на банкет вовремя. Во дворе дома был накрыт роскошный стол. Стол буквально ломился от изобилия. Чего там только не было! Прозрачные гроздья винограда, золотистые абрикосы и нежные персики. Всевозможные восточные сладости.
В Узбекистане любое застолье начинается с чая. Чай наливают в пиалу и подают гостю. Чем почетнее гость тем меньше чая наливают. Чтобы почаще проявлять уважение к гостю. Нам с Машей ,конечно же едва плеснули в пиалу по глотку чая. Позади наших стульев стояли юноши с чайниками, которые внимательно следили за количеством чая в наших пиалах. Стоило нам опустошить пиалу и юноши тут же плескали в нее новую порцию чая.
Жена моя Маша, человек искренний и откровенный. Она никогда не держала камня за пазухой. Если ей что то не нравилось, она тут же об этом заявляла. Вот и в этой ситуации она обратилась к парню подливавшему ей чай и сказала ему: « что ты мне наливаешь по капле, налей мне полную пиалу».Хозяева рассмеялись и объяснили Маше, что так на Востоке выражают свое уважение гостю. Пришлось Маше смириться.
После чая последовали традиционные узбекские явства. Плов, манты, самса, шашлык, салаты. Коньяк, водка и вино лились рекой.. Теперь юноши за нашей спиной следили , чтобы не пустовали наши рюмки, фужеры.и тарелки. Все было так вкусно и выглядело так привлекательно, издавало такой божественный аромат, что устоять было просто невозможно. Хотелось съесть или хотя бы попробовать все. Но, увы , возможности человека ограничены. Когда мы с Машей не могли ни есть ,ни пить, ни шевелиться, я сказал Батыру, что пора закруглятся.
«Хорошо», очень легко согласился Батыр. «Последний тост.» Я вздохнул с облегчением.. Наконец то все заканчивается.
Налили рюмки. Батыр встал, поднял свою рюмку и произнес последний тост. « Мы благодарны этому гостеприимному дому, где так хорошо приняли наших уважаемых гостей. Мы ценим тот труд, который затратили хозяева этого дома и благодарны им за это»- сказал Батыр. « Но в соседнем доме напротив», продолжил Батыр, « хозяева приготовили точно такой же стол. Проявили такое же уважение к нашим гостям и с нетерпением ждут нас. Неужели же мы пренебрежем их гостеприимством», завершил свой тост Батыр.
Я был готов его убить!. Восток дело тонкое…
Надо сказать, позже я узнал, почему генерал хотел чтобы работа была непременно принята.
 На этой кафедре работала ассистентом племянница генерала и ей предстояла защита кандидатской диссертации.

Валентин Чанцев.