3. В кабинете управляющего

Виталий Рогатин
    - Что ж, так или иначе, но вам, уважаемый партнёр, удалось заставить нас понервничать, - голос сидящего напротив человека звучал скорее не укоряющее, а печально.
   Что правда, то правда… Трудно было отрицать, что в результате моего столь легкомысленного поведения весь персонал работников администрации космопорта за весьма незначительный период времени был буквально поставлен на уши.
   Лишь позднее, спустя почти двое суток я узнал, что в тот злополучный день мне так и не пришлось воспользоваться профессиональной медицинской помощью – в пределах космопорта не оказалось ни единого медика. Только через несколько часов, когда я уже благополучно пребывал в бессознательном состоянии, двоим техникам удалось подключить меня к  диагностическому комплексу в медблоке, который и предоставил необходимые рекомендации по оказанию мне первой помощи. Диагноз, поставленный мне компьютером, был до удивления банален – солнечный удар.
   Но в настоящее время чувствовал я себя вполне сносно, а происшедшее со мной казалось лишь дурным сном. Я вновь был бодр и полон служебного рвения приступить к исполнению обязанностей, возложенных на меня Компанией. Преследуя именно эту цель, я и находился сейчас в кабинете управляющего, возглавляющего правление колонии Кон-Диона. Сам хозяин кабинета, с кем я имел честь в данный момент беседовать, Эдвард Семашин, сидел за столом, сцепив пальцы рук, и, чуть наклонив вперёд свою крупную голову, пронзительным оценивающим взглядом тёмных глаз изучал меня. Я, закинув ногу на ногу, расположился в кресле напротив и, пристроив на коленях свой неразлучный несессер, потихоньку также разглядывал его. Крупная широкоплечая, хотя и несколько сухопарая фигура, умное лицо с правильными канонически мужскими чертами, с большим выпуклым лбом и выдающимися скулами, было уже тронуто морщинами, тёмная загорелая кожа и светлые почти белые волосы, небрежно зачёсанные назад…  На какое-то мгновение мне почудилось, что передо мной тот самый водитель электрокара, который так меня выручил в космопорту. Но, разумеется, то было лишь обманчивое впечатление из-за цвета кожи и волос. К моему удивлению я потом неоднократно сталкивался с другими колонистами Кон-Диона, и все как на подбор были обладателями дочерна загорелой кожи и выгоревших до седой белизны от солнца волос.  Как я впоследствии узнал, такая участь ожидала каждого новоприбывшего колониста, стоило ему провести на планете хотя бы три-четыре месяца.
   Это что касается людей европейского генотипа. Иначе обстояло дело с представителями негроидной расы. Я не сразу понял, почему в разговоре между собой остальные колонисты за глаза их называли «пегими», пока мне не довелось увидеть их вблизи. Причудливое сочетание светлых и тёмных оттенков на открытых солнцу участках кожи придают им действительно несколько странный, и даже пугающий облик, создавая впечатление, что перед тобой представители иной расы гуманоидов. Местные медики только разводили руками, похоже, данное специфическое заболевание кожи было обусловлено особым химическим составом атмосферы и спектром излучения солнца Кон-Диона. Этакие пусть и необычные, но вполне безобидные для здоровья последствия колонизации людьми другой планеты.
  - Думаю, вы и сами понимаете, что ваш поступок ни в коей мере нельзя назвать разумным, - продолжил Семашин. – И дело даже не в том, что на Кон-Дионе более жаркий климат, чем на Земле. Там, я знаю, есть места и пожарче. Просто вы переоценили свои возможности. Это, знаете ли, не шутка после более чем двух месяцев, проведённых в тепличных условиях корабельного микроклимата, с постоянной температурой, режимом влажности и неизменным составом воздуха, вдруг бросить себя в условия, резко отличающиеся от прежних. А вы добровольно подвергли себя такому испытанию! Вот и поплатились… В обычных условиях адаптация всех прибывающих на нашу планету занимает не менее нескольких суток. Ваша самонадеянность же меня просто удивляет… Скажу более, возмущает!.. Отправившись на прогулку по посадочному полю, вы не удосужились никому из членов экипажа сообщить о своём намерении, и если бы вас не хватились ещё через два часа, - вам бы конец! Никогда не интересовались тем фактом, почему посадочные площадки для космических кораблей облицованы плитами из термобетона? Конечно, ни для кого не секрет, что это особая марка бетона, способного выдерживать прямое воздействие высоких температур – более двух тысяч градусов. Отличительной же особенностью этого материала являются его теплоотражающие, до восьмидесяти процентов, свойства. И не каждому в голову придёт мысль в полуденные часы сунуться на эту жаровню, где температура в это время может достигать свыше пятидесяти градусов! – всё это было высказано мне, несмотря на резкие интонации в голосе, с грустным, я бы даже сказал, усталым выражением лица.
   С моей стороны оставалось только благоразумно помалкивать, мне нечего было сказать в своё оправдание. Во время этой горячей отповеди, я испытывал лишь известную долю скуки, поскольку ничего содержательного для меня этот монолог не имел, и, чтобы чем-то себя занять,  разглядывал урбанистический пейзаж, открывающийся в окне кабинета за спиной управляющего. Сквозь стекло, защищённое поляризованным светофильтром, мне удалось рассмотреть несколько высотных зданий административно-деловой части центра Кампас-Сити, дальше шли нескончаемые ряды складов и пакгаузов, вросших подземными уровнями в поверхность планеты.
   Внезапно до меня дошло, что обличительная речь Семашина подошла к концу, и я постарался всем своим видом показать ему, что всё понял и осознал: печальный вздох, скромно потупившийся взгляд. После чего, решив, что с меня достаточно, приступил к делу. Согласно правилам установившегося порядка ведения проверок в колониях, я сначала обратился к управляющему с традиционной формулой типа: всем-ли-Вы-удовлетворены-в-работе-курирующей-Вас-Компании и нет-ли-каких-либо-претензий? Обычно этим всё и исчерпывается, как правило, представитель Компании и не обязан ждать ответа на этот чисто риторический вопрос, это всего лишь дань вежливости в деловой беседе, не более. Однако Семашин нарушил сложившуюся практику, при этих моих словах он вызывающе вскинул голову:
  - Претензии, партнёр Кавалонни? Конечно, у нас  есть претензии…   Можете вы объяснить, как так получилось, что за последние пятнадцать лет ваша Компания ни разу толком не исполнила ни одной из наших заявок? Будто нас никто и не слышит…  И это несмотря на то, что все обязательства нами исполняются в полном объёме: мы исправно поставляем Компании так необходимую ей продукцию – минеральное  и неорганическое сырьё. Всё то, что мы можем  добыть, переработать и обогатить на наших заводах и комбинатах. А это, я вам скажу, немало. Не так уж просто заниматься разведкой, вести разработку месторождений и осуществлять доставку сырья к местам переработки, - и всё это на жалких клочках суши, которыми нас одарила природа Кон-Диона! Да будет вам известно, на планете давным-давно растаяли ледяные шапки в полярных областях, и, как результат этого, - почти вся поверхность Кон-Диона покрыта морями и океанами. Всё чем мы располагаем, - лишь небольшие группы архипелагов, самый большой из которых не превышает земной Гренландии;  суть их – бывшие горы и возвышенности некогда огромного единого материка, ныне затопленного поднявшимся уровнем океаном. И мы вынуждены работать в этих условиях, имея в своём распоряжении устаревшую, сорокалетней давности, технику, постоянно выходящую из строя! Как будто этого мало, почти каждый год из Компании нас бомбардируют запросами: почему не обеспечиваем поставок углеводородного сырья – нефти и газа, где урановые руды? Хотя вопрос об этом был решён спецами из Научного отдела ещё на ранних стадиях колонизации Кон-Диона: месторождений нефти на этой планете не предвидится ещё как минимум несколько миллионов лет. Бокситы, железные, медные, марганцевые руды, – это, пожалуйста… Что касается актиноидов, мы до сих пор не обнаружили сколь-нибудь значительных месторождений на суше, подводных же исследований производить не имеем возможности.
  С этими словами Семашин, как бы не в силах сидеть, встал из-за стола и начал прохаживаться вдоль окна. В мою сторону он не смотрел. Я уже понял, его речь была обращена не ко мне, он бросал обвинения своим противникам из Компании.
  - Когда мы доложили Компании о возможности и перспективах подводной добычи дейтерия и трития – топлива для реакторов термоядерного синтеза, и попросили о необходимом оборудовании, преследуя, на наш взгляд, самые благородные цели - обеспечение энергетической независимости и снижение бремени снабжения колонии энергоносителями, - нас проигнорировали. - Говорил он, глядя задумчиво в окно, - Как тут не вспомнить о Грифоне? Как колония, находящаяся на периферии зоны влияния Компании, они постоянно испытывали дефицит на энергоносители, особенно в зимние периоды. Существовала реальная возможность добычи дейтерия из местных ледников, но Компания не дала на это согласие. Тогда колонисты решились на это в обход Компании, и она жестоко их наказала. Более ста пятидесяти человек умерли от холода, и всё потому, что кто-то  усмотрел в их действиях попытку выйти из-под контроля Компании. Вы, верно, слышали об этой истории, партнёр Кавалонни?
   В последних словах его проступила нотка горечи.
   Мне стало немного не по себе. Как не слышать…   Именно я несколько лет назад должен был отправиться с проверкой на Грифон-2, не застрянь я тогда из-за поломки корабля на сумеречной Валентине. Не случись этого, возможно, тогда результаты моей деятельности могли послужить косвенной причиной гибели стольких людей. Об этом  как-то не хотелось  даже думать…
   Семашин бросил на меня мимолетно внимательный взгляд, и вновь заходил по комнате взад-вперёд, продолжая на ходу свою речь:
   - Основная наша проблема – изношенность оборудования и машинного парка колонии. Но если, благодаря стараниям наших техников, промышленное и горнотехническое оборудование способно проработать ещё с десяток лет, правда, с известным снижением процента производительности, то вопрос о техническом состоянии транспортных средств  стоит необычайно остро. Необходима их полная замена. Наши собственные ресурсы по поддержанию в рабочем состоянии старых машин почти полностью истощены. Нам уже сейчас трудно поддерживать постоянную транспортную связь между населёнными пунктами, не говоря уж о сообщении между островами. Что уж тут говорить о работе на дальних геологических базах, там люди ведут исследования и разведку на свой страх и риск. И Компания в курсе наших трудностей!..
  Тут я решился возразить:
  - Постойте-ка…  Здесь вы, пожалуй, через край…  Насколько я знаю, Отдел поставок регулярно последние годы направляет вам не одну партию транспортных средств. И если не ошибаюсь, этим рейсом, с которым я прибыл, «Циклоп» доставил вам ещё несколько единиц машин. По крайней мере, так значится в списке грузов…
  - Вы, конечно же, просматривали только общие спецификации грузов, не так ли?
  Я кивнул, пока не совсем понимая, к чему он клонит.
  - Я и не говорил, что Компания вовсе не осуществляет поставок по нашим заявкам, - Семашин чуть заметно усмехнулся. – Это было бы уж чересчур грубым нарушением обязательств  по договору между нами. Компания никогда на это не пойдёт, договор  - для неё святое. А формально здесь всё чисто. Я имел в виду, что Компания не выполняет заявленных нами условий по поставляемой продукции. А это уже совсем другой оборот дела. Вот тут вы упоминали о партии машин, доставленных недавним рейсом… Да, действительно, согласно документам всё верно. Но как обстоит дело в действительности? Обращаясь к Компании, мы каждый раз указываем на необходимость в наших условиях мобильного транспорта, пригодного для дальних полевых разведок и перебросок грузов на большие расстояния, отмечаем острую нужду в компактных, легко перевозимых и быстро устанавливаемых на месте мини-реакторов, необходимых для обеспечения потребностей новообразованных поселений и геологических баз. А что мы получаем на самом деле? Очередную партию прогулочных автолётов с дистанционным источником питания, пригодных лишь для городских условий, комплектов энергооборудования для стационарных реакторов устаревшего образца, излучателей-реинтрансляторов энергополя… Можете подсказать мне, насколько целесообразно применение последних, с зоной покрытия всего каких-нибудь полтора километра, в наших условиях островного существования? Не можем же мы, в самом деле, утыкать каждый остров вышками реинтрансляторов наподобие булавочной подушки, чтобы обеспечить нормальное функционирование автолётов!.. Я не отрицаю обоснованность использования названного оборудования для миров, подобных земным, с большой концентрацией крупных городов-мегаполисов, но отнюдь не для Кон-Диона, где Кампас-Сити практически единственный крупный населённый пункт на планете. К тому же здесь нередки сильнейшие солнечные бури, вызывающие перебои в работе реинтрансляторов энергополя… И это тоже необходимо учитывать!..
   Не менее насущной нашей потребностью является нужда колонии в новейшем медицинском оборудовании и увеличении штата медицинских работников. С последней проблемой вы ознакомились на собственном примере, не так ли? Снабжение необходимыми медикаментами  также обстоит из рук вон плохо. Новинки фармакологии доходят до нас в последнюю очередь. Зато с каждой партией грузов нам исправно шлют автоматы по продажам наркотиков… Простите, я и забыл, что у вас на Земле они называются «терапевтические аппараты по психологической разгрузке населения». Однако другое название не меняет их вредоносной сути, не правда ли? – в последних словах Семашина сарказма было более чем достаточно. 
    Вот с последним заявлением управляющего я был целиком и полностью согласен. Мне тоже не по душе была эта затея с распространением по колониям легализованных наркотиков. Всех этих галлюцинно-эйдетиков, эйфориннов, дримфорсов и другой одурманивающей  синтетической дряни… Хотя мне, как коренному   обитателю мегаполиса Земли, следовало бы напротив давно свыкнуться с этой мыслью, - подобная практика в моём мире укоренилась задолго до моего рождения. Сама идея подсадить население колоний на наркотическую зависимость казалась мне не самым лучшим способом усиления контроля за подвластными Компании территориями. Ходили слухи, что в этом деле «Солтек Индастри Инкорпорэйтин» связана по рукам и ногам долгосрочными обязательствами по договору о сотрудничестве с недавно возникшей акционерной организацией «Дженерал Ассосиэйшн Фармациэфти», но и это обстоятельство, на мой взгляд, не слагало с неё всей полноты моральной ответственности за свои действия. Вместе с тем свои возражения и сомнения в оценке нравственности политики Компании я не горел желанием выражать повсюду и вслух, подобно Семашину. Уж больно велик был риск, что недовольное твоими высказываниями  руководство постарается поскорее избавиться от тебя, перепродав твой контракт за гроши какой –нибудь захудалой компании, влачущей жалкое существование в тени торговых империй.
   - Насколько я понимаю, ваше крайне негативное отношение к наркоматам* не мешает вам держать их у себя в городе. Только по пути к вашему кабинету мне довелось увидеть два таких в вестибюле и, если не ошибаюсь, как минимум по одному – на каждом этаже… - тут я не преминул воспользоваться случаем кинуть камень в чужой огород.
    Ответ последовал быстро, даже слишком быстро, будто Семашин ожидал, что я обязательно укажу ему на это обстоятельство.
   - Разумеется. А чего вы от меня ожидали? Я всего лишь управляющий маленькой колонии и не вправе отменять правила, пусть и навязанные нам земными компаниями. Мы же должны проявлять лояльность, в частности, к вашей Компании, не так ли? Разве не  установление этого  является целью вашего прибытия к нам?
   От себя могу добавить, - все наркоматы сосредоточены здесь, в Кампас-Сити, ну, ещё может быть некоторое количество, в Джиллингтауне и Райзенвилле, и ни один из них пока не покинул их пределов. Таким образом, мы всячески стараемся ограничить распространение наркотиков среди работников, обслуживающих перерабатывающие и добывающие предприятия, среди геологов…  В общем там, где они действительно могут принести наибольший вред.
   Более того, здесь эти автоматы находятся под постоянным видеонаблюдением с автоматической регистрацией пользователей. И стоит кому-нибудь «засветиться» у них более двух-трёх раз, он будет зачислен в соответствующий «чёрный список» с последующим применением к нему различных штрафных санкций, вплоть до лишения права занимать ту или иную должность. Самых злостных нарушителей ожидает незавидная участь – их даже в уборщики не будут брать!
   Закончив своё выступление, Семашин вернулся в собственное кресло, и устало откинулся на спинку. Невольно ожидая продолжения этого бесконечного списка жалоб и претензий, я молчал. Видимо, моё молчание вызвало у Семашина недоумение, он, слегка нахмурившись, взглянул на меня: «Будут ещё какие-либо вопросы?»
   Я внутренне содрогнулся при мысли о том, что на любой свой следующий вопрос получу столь же подробный и обстоятельный ответ. Такими темпами нынешняя проверка грозила затянуться на целый день. В дальнейшем, я решил пока воздержаться от каких бы ни было вопросов.
   Решительно покончив со всеми формальностями, я приступил непосредственно к процедуре проверки. Сперва я, не торопясь, открыл свой деловой несессер и извлёк на свет из специального отделения личный персокомп, скатанный в аккуратный валик. Развернув его в стандартных размеров лист сенсорного экрана, я пристроил его на коленях, привычно приведя устройство в рабочий режим активного приёма информации. И растерянно уставился в трёхмерную глубину экрана персокомпа, пылающего  голубизной пустого фона. Соединения с городской информсетью не происходило. 
   Следующие несколько минут я потратил на лихорадочные попытки выявить причины неполадок своего персокомпа: тщательно проверил и перепроверил операционную систему, протестировал сам блок-рецептор ввода и обмена информации. Никакие из предпринятых мною действий не дали видимых результатов. Невольно что-то заподозрив, я взглянул в сторону управляющего. Он мирно сидел за столом, подпирая кулаком подбородок, и наблюдал за мной с лукавым любопытством.
  - Прошу прощения, - Семашин добродушно усмехнулся. – Не смог удержаться от соблазна… Не трудитесь понапрасну, уважаемый партнёр, ваша техника в полном порядке. Но для ваших целей вам необходимо воспользоваться этим…
  С этими словами он нажал скрытую кнопку на боковой стенке стола, - на горизонтальной плоскости его, ближе к левому краю, скользнула в сторону незаметная до того панель, обнажив чёрную матовую поверхность контактной пластины коммуникационного портала. После чего, сделав рукой приглашающий жест, уступил мне своё кресло.
  Сказать, что я был удивлён – значило ничего не сказать. Подобную допотопную технику на Земле можно было увидеть только в музеях!
   Справившись с удивлением, я поспешил занять предложенное мне место за столом управляющего и поместил персокомп на середину портала. Как только гибкий корпус компьютера коснулся поверхности последнего, экран устройства ожил, демонстрируя подключение к потоку данных местной информосети. С удовлетворением отметив этот факт, я приступил к работе. Не сказать, чтобы это занятие отняло у меня много времени, - несколько ловких движений пальцами по сенсорному экрану – и дело сделано. Оставалось дело за малым, – обождать несколько часов, пока не начнут поступать данные результатов проверки. С чувством выполненного долга я посмотрел на Семашина, стоявшего поодаль у окна со скрещенными  на груди руками и с деланным вниманием взиравшего на мою деятельность.
 - Это всё? – Вопрос, с которым он вдруг обратился ко мне, задан был самым, что ни на есть,  невинным тоном. Однако у меня при этом внезапно испортилось настроение.
   Уверенность в верности только что проделанных мною манипуляций будто испарилась. Неясное ощущение какого-то подвоха овладело мной, я, нахмурившись, уставился задумчиво в экран своего персокомпа. Действительно, может я что-то упустил из виду? Но что?
   Я ведь отнюдь не был новичком, а операция проверки была рядовая, если не сказать, пустяковая: нужно и было всего-то – внедрить со своего компьютера в информосеть пакет самовоспроизводящихся контрольных программ. Подобно ловким шпионам, им предстояло проникнуть во все электронные закоулки сложной компьютерной системы, обслуживающей нужды колонии на Кон-Дионе, и выявить те или иные нарушения, если они имеют место, будь то следы поставок контрафактных изделий, а, возможно, и результаты незаконных сделок с конкурентами Компании… Задачу во многом облегчало то обстоятельство, что любые изделия, в том числе и запасные детали, всегда обязаны быть помечены молекулярно-информационными маркерами, позволяющим идентифицировать своих производителей.
   Тут меня осенило, мне показалось, что я понял, в чём здесь дело.
 - Неужели… вспышки на солнце? – Поспешил я подтвердить собственную догадку.
 - Беспрестанные. Больше половины года мы вынуждены считаться с этим обстоятельством. А на этот сезон приходится пик солнечной активности Парнаса.
 - И как следствие этого…
 - Да. В эти периоды мы не можем пользоваться системой экваториальных спутников связи, весь эфир забит помехами. Единственно возможная связь между островами в это время – лишь нерегулярные передачи в ультракоротковолновом диапазоне и лазерная связь. Сожалею, партнёр  Кавалонни, но для полной проверки вам необходимо будет лично посетить все остальные крупные населённые пункты на Кон-Дионе…
   Этого Семашин мог бы мне и не говорить. По лазерной или радио- связи не запустить контрольные программы на терминал компьютерных систем того же Райзенвиля или Джиллингтауна. Приходилось признавать, что реализация моей миссии на Кон-Дионе встретила значительные затруднения.
 - Смею заверить, со своей стороны могу обещать всемерную поддержку в решении ваших задач, постараюсь как можно скорее решить вопрос о представлении вам внесрочного транспорта… - С этими словами управляющий протянул руку к пульту внутренней связи.
 - Постойте, - нетерпеливо перебил я его, - скажите мне, сколько, по вашему… это может занять времени?
 - Ну… у предыдущих агентов это заняло… - Семашин поднял глаза к потолку и беззвучно пошевелил губами, как бы делая подсчёт в уме. – Да, при благополучных обстоятельствах, я думаю… не больше недели.
   Я мысленно застонал. Все ожидаемые сроки моей командировки были неразрывно связаны с полётным графиком «Циклопа» в этом рейсе. Выбейся я из этого графика хотя бы на сутки, и корабль уйдёт обратно на Землю без меня. Мне же и останется только, что торчать без дела в этом жарком местечке в ожидании прибытия другого грузового транспорта. А бросить выполнение задания, что называется, на полпути, - подобное развитие событий для моего руководства было бы неприемлемо, и в этом не приходилось сомневаться…
   Покидая кабинет управляющего, я уже не обращал внимания на окружающее, лихорадочно перебирая про себя все возможные пути выхода из сложившейся ситуации.
----------------------------------
Автоматы по продажам легальных наркотиков (фант.)*