Библейские деревья

Людмила Либерцева
Ситтимовое дерево из породы акаций, гибкое, очень твердое. Из него-то и сделал Веселеил ковчег для скинии Божией. Еще у пророка Исаии говорилось: "Насажу в пустыне кедр и мирту, и маслину, насажу в степи кипарис, явор и бук вместе"(Ис. 41:19), там и ситтим растет в изобилии во всех пустынях от северной Аравии до Эфиопии. Дерево очень красивое с широко раскинутыми ветвями и благоухающими цветами.

Когда Господь исполнил Духом Божиим Веселеила, сына Ури, мальчику, согласно агаде, было двенадцать лет. Число не простое - символическое, да и само имя Веселеил буквально с иврита означает "под сенью Господа". Тем не менее, иудеи в 12 лет становились совершеннолетними, и само число трактуется как совершенство в управлении...

Вот Господь и управил Веселеила, и одарил его мудростью, разумением, ведением и всяким искусством работать из золота, серебра, меди и в том числе резать дерево для всякого дела. И избрал Веселеила Бог для работы над Скинией.
Кроме того, по преданию обладал Веселеил любомудрием, умением составлять комбинацию букв, посредством которых были сотворены небо и земля.

И святые отцы в толкованиях любомудрие отмечали деятельное, естественное и богословское, что и указывает на три основных этапа духовного преуспеяния: Деятельное - исполнение заповедей, естественное - постижение логосов тварных вещей, богословское - созерцание таинства Святой Троицы.

И сразу можно представить, как же немного людей имели подобный дар.

А в Скинию приносили благовонный фимиам. "И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину,и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый,и истолки его мелко, и полагай его пред [ковчегом] откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас;"(Исх.30:34-38).
Все благовонные вещества из разных сортов дерева приготовлены и толкуются свт. Василием Великим как "родовые" добродетели, которые, в свою очередь, подразделяются на более частные.
Родовые же добродетели - суть мужество, благоразумие, целомудрие, справедливость. Схема этих четырех добродетелей прослеживается и в дальнейшей аскетической письменности.

Когда эти добродетели являются плодами "делания" в единстве с "созерцанием", то и "ум не будет предан" - не попадет в руки врагов (бесов). То есть подвижник, пренебрегающий деланием, является, как бы предателем своего ума.
К деревьям, из которых приготовлялись благовония, относят: ливан - дерево с которого собирается благовонная смола (ладан), кассия - коричневое дерево, из которого добывается душистое масло - род душистой корицы, стакти - древесная благовонная смола, выжимаемая из смирны. Все эти деревья символизируют добродетели. И те, кто с деланием - непрестанной молитвой изготавливает ладан - возвращает добродетели приумноженными Господу.

В псалмах ароматный запах ладана символизировал восходящую к Богу молитву (Пс.140). Благовония символизировали праведность. При каждении в храме весь храм становится раем.   
По толкованию Святых Отцов, огонь, как вещество сожигающее и согревающее, изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля - Его человеческую природу, а ладан - молитвы людей, приносимые Богу. Кадильница есть образ Богоматери, вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется кадилом благовонным.

Символика благовонных деревьев касается так же человеческой природы Христа, которая без греха, и праведный уподобляется таковой природе, и в вере своей крепче кедра, мирен подобно оливе(маслине), вечна душа человека, кипарис - символ доброй жизни, верности, аскетизма.

Примером служит рассказ о смерти пустынника старца Сисоя: «когда пришло ему умирать, и монахи собрались вокруг него, лицо его просияло, как солнце, и он обратился к ним: «Смотрите, Господь пришел и говорит, подайте Мне сосуд пустыни». И после этого испустил дух и сделался как молния, а вся келья наполнилась чудесным ароматом».