О чем плачет кукуш - легенда

Валентина Майдурова 2
         


         Каждый год в весенний шум  лесной гармонии, в хор птичьей мелкоты, звенящий радостью и счастьем от возвращения домой,  бесхитростной мелодией «… ку-ку, ку-ку…»  вплетает свой узор кукушка.

           Нет, то не года Кукушка нам считает, то Кукуш плачет-рыдает, в легенду  песню свою сплетает, чтобы поведать миру любви и верности призыв.

         Давно это было. Два солнца в небе сияли, и не было ночей на земле.
Тепло и сытно в Ойкумене, но птицы  из чужих краев  неизменно возвращались домой. Тоска по родным местам  звучала  в весенней небесной синеве  тревожным криком журавлей, запаленным дыханием уток, свистом сильных крыльев домой спешащих лебедей.

           Вместе с птицами домой спешил Кукуш. Торопился пару найти, гнездо  свить, детишек вырастить. Заброшенный свободный домик находил, к семейной жизни готовил. 
          В птичьем гаме  искал  Кукуш голос любимой и песенкой любовной звал красавицу Кукушку  к себе хозяйкой. Не отзывалась любимая. Звонко стрекотала она в кустах или сварливым хохотом  отбивалась от слишком назойливых женихов.
         Ласковой нежностью звучала незатейливая песенка Кукуша  «…ку-ку, ку-ку…» и красавица  прилетела на призывное кукование. Уселась повыше, огляделась.
        – Фи! Все как у всех! Временное гнездо безо всяких украшений. Нет ни  мягкой подстилки, ни зеленых веточек, ни цветных камушков. Беднота-а!
         Разочарованная Кукушка взлетела повыше, сапожки свои красные на лапках поправила, крылышки пригладила, села на край веточки, чтобы удобнее было свесить   украшенный белыми перышками хвост.  Откинула гордо головку, глотнула побольше воздуха, отчего ржаво-рыжие  с поперечными белыми полосками перья зобика полыхнули призывным пламенем, и громким сипловатым  стрекотанием «…кли…кли…кли…», переходящим в воркующую мелодию «…ур…ур …» или задорный хохот, стала очаровывать других женихов.       
          Женихи не заставили  себя ждать. Порхали рядом, пританцовывали, в глаза кукушечьи заглядывали,  каждый рай обещал, в свое гнездо приглашал. Нравилось кукушке мужское внимание.  Вертела хвостом и перед удодом, и перед ястребом, и соловья не забывала, и зяблика с  лесным петухом привечала. Предала своего нареченного Кукушка.
           Великая ссора началась меж птицами. Забыли они о своих сереньких самочках, о своем отцовском долге, бросили семьи свои. Сшиблись бойцы, только пух и перья полетели. В один клубок переплелись и птичья мелкота, что лишь мошкой питалась, и  птицы  хищные, что бились  до крови  за красавицу Кукушку.
          Особенно  выделялся в битве той снегирь. Бесстрашно кидался он в гущу драчунов. Уж очень  понравилась ему красавица-хохотунья. Но  хищный сокол не хотел упустить свою избранницу. В кровь разодрал  храброй птице  грудь.  Еле живой  улетел снегирь,   и с тех пор грудка его от запекшейся крови так и осталась алой.
         Ветреная красавица, видом  битвы насладившись, упорхнула других кавалеров смущать, побогаче жениха искать. Некогда ей было с бедным Кукушем хозяйством заниматься, на яйцах сидеть, детей выкармливать. Она за свободную любовь.
           Не простили Кукушке самочки нанесенную им обиду. Поймали  Кукушку, перья ей повыдергали, крыло вывернули, исклевали всю. Еле удрала беспутница. Отбиваясь от самочек, потеряла  она красный сапожок с правой ноги. Посинела лапка на ноге без обутки.   Навсегда  осталась у кукушки одна лапка розовая, а другая сине-черная, и крыло вывернутое  оттопыривается.  С тех пор Кукушка по кустам прячется, наряд свой яркий, чтобы не такой заметной быть, на серенькое оперение сменила. И в отместку за  избиение в их гнезда свои яйца подкладывает. Сердобольные самочки птенцов кукушкиных растят, Кукушку дружно ненавидят, и каждый раз ее клюют, как только где в кустах увидят.

           А что же Кукуш?  Так и живет один без пары. Каждую весну печальной мелодией «...ку-ку, ку-ку ..."  не года Кукуш считает, а о Кукушках и их неверности нам напоминает.



        Фото из Интернета